search
main
0

Готовы ли мы к изменениям? Конвергентный подход

Из форсайт-прогноза Агентства стратегических инициатив следует, что через 15-20 лет облик образования станет совсем иным. Люди будут учиться всю жизнь, одного профессора сможет слушать миллиард студентов, а оценки будут ставить за игру в «Цивилизацию». Старой школе и старому университету больше не будет места в мире будущего, поскольку человек сможет собирать свое персональное образование без традиционных институтов. Приходит время прощаться с делением знаний на предметы, существующей организацией экзаменов. Все они подвергнутся ревизии и переосмыслению.

Я молодой руководитель. Директором школы №1207 назначен в 2016 году. Многолетний управленческий опыт в должности заместителя директора помог мне достаточно быстро адаптироваться и правильно расставить приоритеты в своей деятельности. Но эффективность работы зависела не только от меня.Управленческая команда подобралась отличная! Мы были близки по возрасту. Все мы хотели перемен. Но как измениться и при этом сохранить то хорошее, те традиции, что были в школе? Соединение опыта и творчества приводило к ожесточенным спорам и мозговым штурмам по вечерам в моем кабинете. Здесь родилась идея создать кардинально новую программу развития на основе конвергентного подхода в образовании как создания условий для формирования у школьников готовности жить, учиться и трудиться в эпоху сближения и перетекания друг в друга наук и технологий.Ключевыми образовательными задачами, которые необходимо было решать в первую очередь с начальной школой: развитие ключевых компетенций ведения научно-исследовательской деятельности, навыков получения анализа и интерпретации данных, критического мышления, поиска решения задач, аргументирования и выдвижения гипотез; мотивация детей на изучение естественно-научных фактов с помощью максимального приближения к реальности проектных заданий; развитие навыков творческого и критического мышления, коммуникативных навыков, навыков работы в команде; интеграция информационных технологий в процесс обучения для интенсивного развития, системного мышления учеников.В средней школе была сделана ставка на организацию профильного обучения (открытие инженерных, медицинских кадетских классов). Это дает учащимся возможность реализовать свой профильный выбор, глубже ознакомиться с предполагаемой сферой будущей деятельности, освоить интересное и важное содержание нескольких профильных предметов.В старшей школе у нас ведущей является учебно-профессиональная деятельность. Получение деятельностного опыта в том направлении, которое видится учащимся как сфера его последующей деятельности, начинает задавать перспективу и мотивацию его образования и самообразования. Здесь отношение профильного образования, проектной деятельности и самоопределения учащихся становится более согласованным и целенаправленным. Организация этих трех направлений в нашей школе строится как взаимозаменяемая, так как каждое из них имеет свои конкретные цели и задачи, работает на разные предметные результаты.Содержание интеграции профильности, профориентации и проектной деятельности. (См. таблицу.)Примером реализации интеграции в нашей школе может служить проведение уроков по иностранному языку на материале обсуждения особенностей выбора профессии с приглашением представителей разных профессиональных сред. При такой соорганизации профильность (углубленный уровень языка) начинает включать в себя по-настоящему квалифицированную профориентационную работу.Второй пример – проведение учащимися проектов типа «Профессия будущего – конструирование новых профессиональных сред для XXI века». Здесь на основе проектирования (учащиеся для построения замысла профессии будущего должны анализировать тенденции развития общества, прорабатывать предлагаемые и собственно выбранные тексты, думать о различных эффективных стратегиях предпринимательства в ИТ-пространстве) решается вопрос самоопределения: учащийся начинает перебирать и фантастические, и реальные потребности современного общества в новых квалификациях. Подобные связки деятельностей, переведенные из разряда отдельных кейсов в регулярно воспроизводящиеся формы работы с детьми, обеспечивают полноценный образец культуры проектирования, в который включены учащиеся. Отдельно следует отметить, что данный образец становится реальным образовательным событием при условии участия в нем нескольких позиций (мы специально говорили про приглашение представителей разных профессий на урок языка; аналогично для проектов «Профессия будущего – конструирование новых профессиональных сред для XXI века» требуется приглашение (можно в виде текста, за которым стоит яркий автор) составителей форсайтов и представителей инновационных производств, преподавателей социально-экономических дисциплин вузов).Включение школы в инновационную деятельность сопровождалось рядом проблем и трудностей, но нельзя не констатировать и значимые положительные эффекты.Обобщенный анализ эффектов инновационной деятельности позволил нам выявить ряд сильных сторон, которые выступают потенциальными факторами развития образовательной среды, точками роста для нашего образовательного учреждения. Сильными сторонами развития школы, возникшими благодаря реализации инновационной деятельности, считаем:1. Опыт функционирования школы как «школы для всех», обеспечивающей комплексную работу с различными категориями учащихся, имеющими разный уровень образовательных потребностей и социальный статус.2. Положительные результаты организации перехода (отработка модели) к профильному обучению и предпрофильной подготовке учащихся с целью их подготовки к жизни в конвергентном мире.3. Использование современных методик и технологий на основе междисциплинарного подхода, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.4. Положительная динамика изменения материально-технического оснащения образовательного процесса и повышения комфортности школьных зданий комплекса.5. Стабильно функционирующая система информатизации образовательного пространства школы.6. Включение школы в сетевое взаимодействие, активный поиск социальных партнеров для реализации целевых установок.Таким образом, накопленный школой опыт инновационной деятельности, с одной стороны, является показателем качественных изменений в образовательной системе школы, а с другой – отражает степень профессиональной зрелости и компетентности учителей, участвующих в инновационной деятельности.Опыт инновационной деятельности позволяет утверждать, что проектируемые результаты инновационной деятельности в образовании стабильно достигаются именно там, где на деле сложился прочный союз науки и практики.На все три ступени обучения были назначены научные руководители, которые являлись непосредственными участниками инновационных проектов. Научный руководитель несет ответственность за результаты проекта, их корректную обработку и интерпретацию.Еще была одна сложность – отсутствие у педагогов готовности и понимания необходимости формализовать результаты инновационной деятельности и представлять их в виде программ, пособий, методических рекомендаций, технологических систем.Данная проблема обусловлена противоречием между необходимостью внедрения инновационных технологий образования, позволяющих образовательному учреждению эффективно развиваться, и невозможностью квалификационного обеспечения процесса адаптации результатов научных разработок в массовой образовательной практике в рамках собственных научно-методических ресурсов.Формализация материалов и результатов инновационной деятельности нашего образовательного учреждения выражается в виде таких документов, как концепция и программа развития школы №1207, проект инновационной деятельности, отчет о внедрении инноваций, публичный отчет школы об инновационной деятельности, аналитическая справка. Кроме того, формализация материалов и результатов инновационной деятельности необходима при подготовке материалов к печати, включающих: статьи педагогов, раскрывающие опыт профессионально-педагогической деятельности по реализации инновационного проекта; коллективные монографии об инновационном опыте работы образовательного учреждения.В ходе управленческой деятельности у меня, как руководителя, возникает закономерный вопрос: является ли инновационная деятельность отражением реальной потребности в качественном усовершенствовании школьной практики или это реакция на социальный заказ или определенную популярную тенденцию в образовании?Опыт инновационной деятельности нашей школы показал, что осуществление такой деятельности – это системный, комплексный, длительный процесс, обеспеченный научно-методическим сопровождением. Инновационная деятельность должна не только соответствовать актуальным тенденциям развития образования или социокультурной ситуации развития общества, но и отличаться новизной, теоретической и практической значимостью, наличием действительных результатов и положительных эффектов.По моему убеждению, внешняя оценка качества и эффективности инновационной деятельности школы должна быть корректной, объективной, критериально обоснованной, должна предполагать конструктивную критику. Компетентность внешних экспертов, бесспорно, должна быть адекватна степени сложности и проблемной направленности инновационной деятельности школы. Внешняя оценка должна быть направлена на поддержку и социальную защиту тех, кто участвует в педагогических инновациях.Кроме всего этого, самим руководителям школ необходимо хорошо владеть методами инновационного менеджмента, а именно методами управления «сопротивлением» инновациям.Как показывает опыт нашей школы, для внедрения инноваций директору школы, завучу, руководителям методических кафедр учителей приходится преодолевать сопротивление изменениям, а значит, важно владеть эффективными методами инновационного менеджмента, которые предполагают формирование профессионального интереса к инновационной деятельности, создание инициативной творческой группы, определение планируемых результатов и возможных рисков, разработку форм стимулирования инновационной деятельности педагогов и др. Ключевыми механизмами реализации инновационной деятельности должны стать как краткосрочные, так и долговременные школьные целевые программы и проекты.Самым главным и важным результатом инновационной деятельности в нашей школе стало то, что мы учим детей работать в команде, правильно выражать свое мнение и отстаивать свою точку зрения, находить решение в любой сложной ситуации. В результате дети становятся любознательными, трудолюбивыми, активными. Именно таких людей в жизни ждет подлинный успех! А кто, как не школа, гордится настоящими и будущими победами своих учеников!Андрей РОДИОНОВ, директор школы №1207, кандидат педагогических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте