Продолжение. Начало в «МП» №18-19, 21-23
Рефлексивный блок в структуре занятия и приемы организации
Рефлексивный блок является соединяющим для всех остальных, потому что позволяет обратиться к осмыслению опыта каждого этапа занятия. В первую очередь важно учитывать связь с целеполаганием, что «собирает» всю проведенную работу, удерживает целостность и единую линию, акцентирует внимание на самом важном. Как утверждал отечественный педагог XIX века К.Д.Ушинский, «в педагогике важен не сколько опыт, а мысль, выведенная из него». Перечислим составляющие рефлексивного блока, на которые стоит обратить внимание любому педагогу при планировании своего занятия (не все из них обязательно должны присутствовать):
> Настройка и/или выбор рефлексивной оптики – определение места на занятии и распределение времени, актуальные направления (фокус рефлексии).
> Определение инструментов и приемов.
> Соотнесение рефлексии с целеполаганием (возвращение к целям и ожиданиям).
> Формы работы (индивидуальная, групповая, коллективная).
> Дизайн образовательного пространства рефлексии (наличие особых пространств для обратной связи: «стена мнений», ящики для сбора отзывов, специальные чаты и т. п.).
> Результативность и продуктивность рефлексии, в том числе визуализация и представление результатов.
> Баланс негативного и позитивного, критичного и поддерживающего.
> Итоги (содержание) – отношение (эмоции) – позиция (рефлексивная роль) – перспективы (вопросы для дальнейшего обдумывания).
Можно говорить о 4 ступенях рефлексии на занятии:
- Что произошло? ФАКТЫ.
- Что испытывали? ЧУВСТВА.
- Что рекомендуем? НАХОДКИ.
- Что применим? БУДУЩЕЕ.
БЫЛО ДЕЛО. Интересна ли детям рефлексия? В педагогическом сообществе есть мнение, что для обучающихся рефлексия не имеет важного значения, а ее включение в занятие только отнимает время и является искусственным элементом. В 2000 году я проводил занятие в Волгограде в рамках семинара с педагогами. Придумали, что будет проведен урок по обществознанию в 10-м классе, а участники семинара станут экспертами (наблюдателями), и после его окончания мы обсудим произошедшее. После окончания урока решили отпустить детей, считая, что они устали и очень хотят отдохнуть. Им сказали: «Спасибо за участие в уроке, можете быть свободными, а мы обсудим, что в итоге получилось». На это было высказано возражение: «А мы тоже хотим участвовать в этом обсуждении». В итоге 10-классники не только слушали мнение со стороны, но и активно выражали свою позицию, нередко не соглашались с «экспертами». Эта часть стала полезной для всех: для меня, для педагогов, для организаторов семинара и для десятиклассников. Только важно удерживать деловой акцент и не превращать такие обсуждения в обмен общими словами.
В зависимости от времени и места на занятии рефлексивные приемы могут быть разными по степени глубины, сложности организации и временным затратам. Поэтому предлагаемые приемы могут использоваться отдельно, комбинироваться, сочетаться или применяться частично. Наиболее яркие и инструментальные приемы можно использовать и на других блоках занятия, модифицируя их содержание под основные задачи.
Прием «Рефлексивные вопросы». Проведение устной рефлексии на занятии. Вопросы могут формулироваться для всех, даваться группам (разные вопросы по определенным направлениям) или же быть индивидуальными (возможны повторяющиеся вопросы для некоторых обучающихся). Ответы даются устно, помещаются на стикеры и прикрепляются на доске (в реальном или виртуальном пространстве), обсуждаются по группам (в том числе в парах или тройках). В зависимости от целеполагания на конкретном занятии педагог может отобрать наиболее важные вопросы из предложенного списка (по нескольким выделенным областям):
Процесс работы на занятии
- Что я делал(а) на занятии? Как я это делал(а)?
- Почему я действовал(а) так, а не иначе?
- В какие формы работы включался(лась)?
- Активно ли работали все остальные?
- Все ли слушали друг друга?
- Как себя чувствовали?
- Как выбирали решения? Когда решения принимать было легче – индивидуально или коллективно?
Образовательные достижения и успешность на занятии
- Получилось ли быть успешным на занятии? Если да, то в чем? Если нет, то от чего это зависело и как можно было бы изменить ситуацию? (вариант: «Что было успешным в моих действиях?»)
- На какие вопросы надо найти ответы?
- Какие выводы сделали, изучая тему?
- Какие действия на занятии были самыми полезными (интересными, сложными)?
- Как полученная информация связана с тем, что уже знал (а)?
Целеполагание, результаты и перспективы
- Что произошло на занятии?
- Какие цели стояли при изучении темы?
- Какую главную проблему решали, изучая тему?
- Какие новые вопросы или проблемы ставит изученная тема?
- Являются ли результаты занятия важными? Почему?
- Каковы критерии отличного, хорошего, удовлетворительного достижения результатов занятия?
- Как мы увидим, что результаты достигнуты на занятии?
- Какой инструмент предложен для измерения результатов занятия?
- Какие новые идеи, расширяющие познания (побуждающие к размышлению), я получил(а)?
- Что узнали о себе?
- Как можно использовать полученный материал?
- Как может быть использован данный материал? Где могут пригодиться полученные сведения и информация?
Затруднения и барьеры на занятии
- Что осталось непонятным, требует уточнения и дополнительного разъяснения?
- На какие вопросы трудно было отвечать на занятии? Почему?
- Какие возникали сложности (барьеры, препятствия)? Почему они возникали? Как они преодолевались?
- Как могу исправить в дальнейшем свои промахи и ошибки?
ОСТОРОЖНО! Не все вопросы одинаково хороши и полезны для проведения рефлексии. В ряде случаев появляется риск разделения обучающихся на лидеров и отстающих, поиска виноватых, провокации конфликтов. Например: «Кто подвел?», «Где проявилось слабое звено?», «Какая группа «тормозила»?», «Кто был лучшим на занятии?» и т. п.
Прием «Неоконченное предложение». Предлагается фраза без завершения, которая нацелена на рефлексивный взгляд обучающихся. Такая форма работы похожа на ответы по поставленным вопросам, но характеризуется большей степенью выбора и творчества. Полезно, что можно записать ключевые идеи, которые в кратком и структурированном виде потом могут быть проанализированы и использованы для внесения изменений в педагогическую деятельность (учитываться при проведении занятия по данной теме в будущем). Среди модельных фраз можно использовать следующие:
- Мне стало известно, что…
- Меня особенно привлекло и заинтересовало, что…
- То, что мне стало известно, может повлиять на…
- Если говорить кратко, то суть дела состоит в том, что…
- На занятии для меня было открытием…
- После проведения занятия мне захотелось…
- Полученные знания я смогу использовать…
- Оказывается… Однако… Как правило…
- Я понял, что… Я узнал… Я научился… Я приобрел…
- Непонятно… Понятно…
- Лучше всего на занятии у меня получалось…
- Основные трудности были…
- Сам себе желаю…
- Я нашел подтверждение тому, что… Я обнаружил, что…
- Я был удивлен тем, что…
- Мне нравится, что…
- Я был разочарован тем, что…
- Самым важным для меня было… Меня запутывало (сбивало с толку)…
- Самое ценное, что я унесу с собой с этого занятия… (1 слово)
- На этом занятии я увидел для себя… Я почувствовал, что…
- Если бы я проводил это занятие, я бы… Я хочу предложить…
- Было интересно…
- Теперь я могу…
- Мне нужно подумать о следующих вещах…
- Раньше я думал(а)… а теперь думаю, что…
Вариантом применения данного приема является также противопоставление, когда обучающиеся учатся разносторонне смотреть на сделанную работу и полученные результаты:
- Лучшее в занятии (упражнении) было… а худшее…
- Самое интересное было… а самое скучное…
- Самым веселым было… а самым серьезным…
- Мне бы хотелось, чтобы… Мне бы не хотелось, чтобы…
- Я был(а) уверен(а) в себе, когда… Я чувствовал(а) себя неуверенно, когда…
Прием «Синквейн». В 1990-е годы в российском образовании появились и стали широко использоваться синквейны (они и сегодня продуктивно используются многими педагогами). Истоки подхода лежат в японской поэзии, а в дидактических целях синквейны стали использоваться для развития образной речи и языковой грамотности, получения быстрой обратной связи. Синквейны по теме занятия могут стать интересным и образным продуктом, а лучшие образцы публиковаться и использоваться в наглядных целях. Правила составления достаточно просты, а работа обычно не занимает много времени. Первая строка – одно слово (существительное или местоимение), которое обозначает тему, объект или предмет, о котором пойдет речь. Вторая строка – два слова (прилагательные или причастия), они дают характеристику темы, описание признаков и свойств выбранного предмета или объекта. Третья строка образуется тремя глаголами или деепричастиями, дающими динамичную характеристику, описывающими характерные действия объекта. Четвертая строка – фраза из трех-пяти слов, выражающая личное отношение к теме, описываемому предмету или объекту. Пятая строка – одно-два слова (резюме), дающие образную характеристику темы, суть предмета или объекта. Форма может выглядеть следующим образом (вполне возможны модификации – например, если на занятии речь шла о наречиях, то учитель русского языка вполне может предложить привести их примеры, могут также называться герои и личности – стоит творчески подходить к данной работе, опираясь на конкретную тему и образовательную ситуацию):
________________________________________________
(существительное, основное понятие, общая тема)
________________________________________________
(два глагола)
________________________________________________
(три прилагательных)
________________________________________________
(предложение, фраза)
________________________________________________
(ключевое слово, вывод)
ОСТОРОЖНО! При всей яркости использования синквейнов есть и требования разумных ограничений. Написание синквейна не занимает много времени, но когда педагог начинает спрашивать каждого, то после четвертого-пятого выступления такая работа превращается в отчеты и трату времени занятия. В этом случае должна быть для всех постановка специального задания – не просто слушать каждое выступление, но и сформулировать свои вопросы, дать короткую рецензию, оценить по определенным критериям. Кроме того, постоянное использование синквейнов снижает уровень творчества, превращает данную работу в рутину и ритуал, перестает вызывать эмоции и интерес. Важно удерживать содержательный контекст – просить называть идеи и мысли, ключевые понятия и теории. Уход в эмоции и внешнюю красоту (в том числе и рифмованные части) в ущерб содержательности и деловому стилю нивелирует значение синквейна для рефлексивной части занятия.
Прием «Семь строк по теме» является модификацией синквейна, но с большей содержательной концентрацией. Здесь скорее представлено сочетание нескольких неоконченных предложений:
Я думаю, что _______________________________(1)
(общая идея)
Потому что ________________________________ (2)
_____________________________________________(3)
_____________________________________________(4)
_____________________________________________(5)
(наиболее понравившиеся мысли в четырех предложениях)
Поэтому ___________________________________ (6)
_____________________________________________(7)
Прием «Облако слов» позволяет ярко и наглядно провести рефлексию с использованием современных информационных технологий. Предлагается каждому обучающемуся сформулировать от 1 до 3 слов или коротких словосочетаний, которые образуют облако, а повторяющиеся у многих слова выделяются более крупным шрифтом.
Прием «Три хорошие вещи» используется в позитивном подходе, обращающем внимание на важность поддержки оптимистического взгляда на мир в образовании. Предлагается начать с общего вопроса группе: «Что хорошего произошло на занятии?» Потом каждый отвечает на три уточняющих вопроса: «Что я сделал сам?», «Кто мне помог?» и «Какие обязательства стали благоприятными?». Такая рефлексия объединяет работу индивидуальную и коллективную. Вариантом может быть условный выбор трех вещей с занятия для своего рюкзака знаний: «Что хочу взять с собой после занятия?», для баланса использовать также вопрос: «Что хотите оставить (забыть)?». В этом направлении можно использовать форму «МММ+Д» – на флипчарте или в тетради предлагается записать три момента, которые получились хорошо на занятии, а также предложить одно действие, которое могло бы улучшить работу:
М 1 __________________________________________
М 2 __________________________________________
М 3 __________________________________________
+ Д __________________________________________
Также на анализ индивидуальной и совместной работы направлен прием «Ожидания и перспективы»:
Упражнение «Контрольный лист» позволяет взглянуть на свою работу на занятии одновременно с оценочной и рефлексивной позиций, используя для этого предлагаемую форму (внесение корректив и дополнений вполне возможно):
- Работа в классе (поставить «+» или «-»)
Отвечал(а) на вопросы учителя __________
Дополнял(а) ответы других учеников ___
Работал(а) самостоятельно в тетради ___
Рецензировал(а) ответы других __________
Выполнял(а) задания ______________________
Другое (что?) _______________________________
- Работа в группе (поставить «+» или «-»)
Выполнял(а) задание ______________________
Участвовал(а) в обсуждении проблемы ___
Доказывал(а) свою точку зрения _________
Другое (что?) _______________________________
- За занятие я бы себе поставил(а) отметку __________
Следующую группу приемов рефлексии можно отнести к знаково-символической, которая требует иллюстративного сопровождения (печатного или электронного).
Прием «Светофор» проводит ассоциацию с устройством, которое большинство обучающихся встречают почти каждый день. Заодно дошкольникам (и не только им) можно еще раз напомнить о важности безопасности на дорогах. Как известно, есть три основных сигнала, под которые можно придумать рефлексивные вопросы или отдельные позиции:
Красный – что было сложным и опасным, останавливало, тормозило продвижение.
Желтый – что было непростым, рискованным, спорным, вызывающим, заставляющим задуматься, сомнительным.
Зеленый – что помогало, поддерживало движение, способствовало развитию, вызывало активность.
В целом можно использовать разные формы рефлексии, подразумевающие выражение своего мнения цветом. Например, в приеме «Эмоциональная рефлексия», который может включаться как при обсуждении отдельного занятия, так и при подведении итогов учебной работы в четверти, триместре или за год, предлагается по четырем направлениям выбрать тот или иной цвет (они могут предлагаться с описанием, или же обучающиеся сами называют цвета и поясняют их символику). Форма приводится в таблице 1. Л.В.Бычкова предложила следующую авторскую интерпретацию цветовой символики: восторженное – красный; теплое – оранжевый; светлое – желтый; спокойное – зеленый; грустное – синий; тревожное – фиолетовый; унылое – черный.
Также с цветовыми решениями связано использование приема «Шесть шляп мышления» Э.Боно, когда каждая шляпа соответствует определенной области рефлексии (обучающиеся сами могут выбирать себе шляпу или же получают ее в качестве ролевой позиции).
Белая шляпа (факты). Обучающиеся обращают внимание на конкретные вопросы, понятия, теории, темы, которые были изучены на занятии.
Желтая шляпа (возможности). Новые возможности, которые дают полученные знания, умения, приобретенный на занятии опыт.
Черная шляпа (проблемы, противоречия). Оставшееся непонятным, вызывающее вопросы и трудности, сложное в использовании (применении).
Красная шляпа (эмоции). Эмоциональные состояния, которые обучающиеся испытывали в ходе занятия, а также связанные с этим действия.
Зеленая шляпа (творчество). Продуктивность работы, создание оригинальных и уникальных решений.
Синяя шляпа (обобщение). Общий вывод и итог занятия, самое важное и ценное с образовательной точки зрения.
Прием «Чемодан, мясорубка, корзина» позволяет распределить полученное на занятии на необходимое и значимое (чемодан), нуждающееся в переработке (мясорубка) и лишнее (корзина, которая может быть заменена на «долгий ящик» с учетом того, что ситуация может измениться и «выброшенное» станет полезным). Вывешиваются или помещаются на экран соответствующие изображения чемодана, мясорубки и корзины. Педагог предлагает обучающимся выбрать, как они поступят с информацией, полученной на занятии.
Прием «Костер» позволяет создать рефлексивный образ (причем костер может быть заменен любым другим символом) – выясняется, что на занятии было огнем, дровами, теплом, углями, пеплом. Такой же образ может создать воздушный шар, но тогда обучающимся предлагается высказать мнение, что поднимало вверх, а что опускало вниз на занятии (соответственно, надо заранее договориться о смысловом наполнении символов верха и низа).
Прием «Пять пальцев» реализуется с помощью листа бумаги, на котором каждый обводит свою руку и затем использует изображение каждого из пяти пальцев для рефлексивного анализа. Могут быть заданы следующие ориентиры (приведено несколько вариантов, но каждый педагог может придумать собственный):
Мизинец – М («Мысли»): Какие знания и опыт получил? Что придумал сам, а что узнал от товарищей? Где мне это пригодится? «Я узнал о…» Другой вариант: Мои предложения.
Безымянный – Б («Безопасность»): Какие сложности и препятствия удалось преодолеть? «Я сделал…» Другой вариант: Мое настроение.
Средний – С («Состояние»): Каким было настроение и состояние духа? «Мое настроение характеризуется…» Другой вариант: Было недостаточно.
Указательный – У («Участие»): Чем помог группе? «Я помог…» Другой вариант: Было трудно, не понравилось.
Большой – Б («Бодрость»): насколько активно работал на уроке? «Мое самочувствие». Другой вариант: Для меня важно, интересно.
Прием «Путешествие по островам», когда предлагается карта с разными островами, а обучающиеся выстраивают маршрут своего пути. Острова могут иметь названия, а могут быть и безымянными (необитаемые острова), которые можно назвать самому. Возможные названия островов: Познания, Уверенности, Скуки, Мечты, Будущего, Страха, Радости (острова могут иметь и другую стилистику названий: Узнал, Научился, Захотел, Расстроился, Удивился, Вдохновился). Обучающимся предлагается приклеить свои стикеры на те острова, где они побывали в течение занятия, а затем прокомментировать свое путешествие.
Прием «Мишень» предлагает в конце занятия поставить четыре точки по четырем направлениям: активность, интерес, понимание и новизна. Чем ближе к центру, тем выше оценка по данной позиции. Так можно быстро и наглядно получить обратную связь, увидеть проблемные области (если они были). (См. схему 1.)
Схема 1
Прием «Алмазное ранжирование» позволяет выстроить приоритеты от наиболее важного к наименее значимому. (См. схему 2.)
Схема 2
Прием «Квадрат» позволяет компактно и комплексно показать свой взгляд на прошедшее занятие.
Что ожидал от занятия(твои цели)? |
Что получил в ходе занятия? |
Что было интересно и важно в ходе занятия? | Что можно изменить в занятии? |
Наконец, к третьей группе относятся приемы, в которых акцент делается на личностном фокусе и индивидуальных размышлениях.
Прием «Ролевая рефлексия». Обучающиеся в группах или индивидуально проводят рефлексию по проведенному занятию, выполняя определенную роль: историки – хроника занятия, биологи – самочувствие на уроке, географы – заметки путешественника, литераторы – статья или эссе, химики – точки соединения (реакции, выпадение в осадок, появление нового вещества), художники – зрительный ряд (сравнение с художественным произведением), физики – КПД занятия (энергия, спектр знаний) и т. д.
Прием «Эксклюзив 3+3» требует от педагога умения сконцентрироваться, быть готовым к импровизации и любым неожиданностям. Обучающимся предлагается задать три вопроса педагогу по итогам занятия, на которые будет получено три ответа. Так не только развивается умение задавать вопросы, но и создается среда прямого общения всех участников занятия.
Вопросы нельзя приготовить заранее – здесь присутствует элемент импровизации обучающихся, но их и нельзя игнорировать (область профессиональной ответственности педагога). Вопросы не обязательно задавать педагогу. На занятии может быть специальный герой – символ, игрушка, фигурка, герой литературный, мультипликационный и любой другой посредник (даже вещь). Ему задаются вопросы, делаются комментарии, формулируются возражения (которые не всегда можно адресовать педагогу как взрослому человеку, имеющему достаточную власть).
БЫЛО ДЕЛО. Более эффективно такой прием может работать не при подведении итогов одного занятия, а в рамках системной работы. Например, в реализации небольшого курса по культуре педагогической деятельности для магистрантов в Московском городском педагогическом университете я предложил в рамках выполнения заданий сформулировать любые три вопроса мне до определенного срока. Не все эту работу выполнили вовремя. Им потребовалось в конце концов эти вопросы сформулировать, но ответы получили только те, кто сделал это в точный срок. Как показала практика, для многих это оказалось ценным. Было бы интересно, хотят ли школьники хотя бы один раз в год получить ответы учителя, адресованные лично им с сохранением конфиденциальности и автономности.
Прием «Познавательный дневник» позволяет на системной основе делать «путевые заметки», которые потом могут быть обобщены. Кроме того, такая системная практика записей позволит приучить себя к размышлениям о проделанной работе. Вариант такого дневника (не обязательно каждый раз должны быть заполнены все позиции):
Новое (Что нового узнал?) ________________
Удивление (Что удивило?) ________________
Вопрос (Какой один вопрос хочу задать?) ________________________________________________
Опыт (Как смогу использовать полученные знания?) _________________________________
Есть и несколько похожих вариантов: «Карта движения» (личностного развития, достижений, портфолио успехов) или «Книга жалоб и предложений».
Завершая довольно большой список приемов (их может быть намного больше), предложим прием «Дерево с человечками», основанный на рассмотрении рисунка 1. Обучающимся предлагается интерпретировать поведение человечков и соотнести себя с одним из них в отношении занятия (в данном случае его символизирует дерево). Для простоты они пронумерованы, поэтому достаточно будет назвать тот или иной номер. Кстати, можно использовать и произведения классики художественной культуры, только при этом стоит тщательно подумать о выборе картины, желательно с большим количеством объектов для выбора. Такой подход позволит соединить рефлексию с сохранением памяти об историко-культурном наследии человечества, привлечь внимание молодого поколения к его освоению и пониманию.
Рисунок 1. Дерево с человечками
ЗДОРОВАЯ УЛЫБКА. Какой бы прием рефлексии не использовался на занятии, педагогу не стоит забывать о его образовательной составляющей, иначе получится так, как произошло на одном конкурсном уроке, когда учитель попросил учеников охарактеризовать самих себя в учебной работе словами, начинающимися с букв, которые есть в фамилии ученика. Была получена такая рефлексивная реакция: «В моей фамилии есть буква «у», значит, я выдающийся ученый». Позитивность важна, но отсутствие самокритичности и сдержанности точно не будет способствовать успешному личностному развитию.
Андрей ИОФФЕ, доктор педагогических наук, заведующий лабораторией развития личностного потенциала в образовании НИИ урбанистики и глобального образования Московского городского педагогического университета
Продолжение следует
Комментарии