search
main
0

Готовьте с удовольствием!

Из «Книги о полезном, здоровом и вкусном образовательном занятии»

Продолжение. Начало в «МП» №18-19, 21-23

 

Рефлексивный блок в структуре занятия и приемы организации

Рефлексивный блок является соединяющим для всех осталь­ных, потому что позволяет обратиться к осмыслению опыта каж­дого этапа занятия. В первую очередь важно учитывать связь с целеполаганием, что «собирает» всю проведенную работу, удер­живает целостность и единую линию, акцентирует внимание на самом важном. Как утверждал отечественный педагог XIX века К.Д.Ушинский, «в педагогике важен не сколько опыт, а мысль, выведенная из него». Перечислим составляющие рефлексивного блока, на которые стоит обратить внимание любому педагогу при планировании своего занятия (не все из них обязательно должны присутствовать):

> Настройка и/или выбор рефлексивной оптики – определение места на занятии и распределение времени, актуальные направ­ления (фокус рефлексии).

> Определение инструментов и приемов.

> Соотнесение рефлексии с целеполаганием (возвращение к це­лям и ожиданиям).

> Формы работы (индивидуальная, групповая, коллективная).

> Дизайн образовательного пространства рефлексии (наличие особых пространств для обратной связи: «стена мнений», ящи­ки для сбора отзывов, специальные чаты и т. п.).

> Результативность и продуктивность рефлексии, в том числе ви­зуализация и представление результатов.

> Баланс негативного и позитивного, критичного и поддерживаю­щего.

> Итоги (содержание) – отношение (эмоции) – позиция (ре­флексивная роль) – перспективы (вопросы для дальнейшего обдумывания).

Можно говорить о 4 ступенях рефлексии на занятии:

  1. Что произошло? ФАКТЫ.
  2. Что испытывали? ЧУВСТВА.
  3. Что рекомендуем? НАХОДКИ.
  4. Что применим? БУДУЩЕЕ.

 

БЫЛО ДЕЛО.  Интересна ли детям рефлексия? В педагогическом сооб­ществе есть мнение, что для обучающихся рефлексия не имеет важного значения, а ее включение в занятие только отнимает время и являет­ся искусственным элементом. В 2000 году я проводил занятие в Волго­граде в рамках семинара с педагогами. Придумали, что будет проведен урок по обществознанию в 10-м классе, а участники семинара станут экспертами (наблюдателями), и после его окончания мы обсудим про­изошедшее. После окончания урока решили отпустить детей, считая, что они устали и очень хотят отдохнуть. Им сказали: «Спасибо за участие в уроке, можете быть свободными, а мы обсудим, что в итоге получи­лось». На это было высказано возражение: «А мы тоже хотим участво­вать в этом обсуждении». В итоге 10-классники не только слушали мне­ние со стороны, но и активно выражали свою позицию, нередко не со­глашались с «экспертами». Эта часть стала полезной для всех: для меня, для педагогов, для организаторов семинара и для десятиклассников. Только важно удерживать деловой акцент и не превращать такие об­суждения в обмен общими словами.

 

В зависимости от времени и места на занятии рефлексивные приемы могут быть разными по степени глубины, сложности ор­ганизации и временным затратам. Поэтому предлагаемые приемы могут использоваться отдельно, комбинироваться, сочетаться или применяться частично. Наиболее яркие и инструментальные прие­мы можно использовать и на других блоках занятия, модифицируя их содержание под основные задачи.

Прием «Рефлексивные вопросы». Проведение устной ре­флексии на занятии. Вопросы могут формулироваться для всех, да­ваться группам (разные вопросы по определенным направлениям) или же быть индивидуальными (возможны повторяющиеся вопро­сы для некоторых обучающихся). Ответы даются устно, помеща­ются на стикеры и прикрепляются на доске (в реальном или вир­туальном пространстве), обсуждаются по группам (в том числе в парах или тройках). В зависимости от целеполагания на конкрет­ном занятии педагог может отобрать наиболее важные вопросы из предложенного списка (по нескольким выделенным областям):

Процесс работы на занятии

  • Что я делал(а) на занятии? Как я это делал(а)?
  • Почему я действовал(а) так, а не иначе?
  • В какие формы работы включался(лась)?
  • Активно ли работали все остальные?
  • Все ли слушали друг друга?
  • Как себя чувствовали?
  • Как выбирали решения? Когда решения принимать было лег­че – индивидуально или коллективно?

Образовательные достижения и успешность на занятии

  • Получилось ли быть успешным на занятии? Если да, то в чем? Если нет, то от чего это зависело и как можно было бы изменить ситуацию? (вариант: «Что было успешным в моих действиях?»)
  • На какие вопросы надо найти ответы?
  • Какие выводы сделали, изучая тему?
  • Какие действия на занятии были самыми полезными (интерес­ными, сложными)?
  • Как полученная информация связана с тем, что уже знал (а)?

Целеполагание, результаты и перспективы

  • Что произошло на занятии?
  • Какие цели стояли при изучении темы?
  • Какую главную проблему решали, изу­чая тему?
  • Какие новые вопросы или проблемы ставит изученная тема?
  • Являются ли результаты занятия важными? Почему?
  • Каковы критерии отличного, хорошего, удовлетворительного достижения результатов занятия?
  • Как мы увидим, что результаты достигнуты на занятии?
  • Какой инструмент предложен для измерения результатов занятия?
  • Какие новые идеи, расширяющие познания (побуждающие к размышлению), я получил(а)?
  • Что узнали о себе?
  • Как можно использовать полученный материал?
  • Как может быть использован данный материал? Где могут при­годиться полученные сведения и информация?

Затруднения и барьеры на занятии

  • Что осталось непонятным, требует уточнения и дополнительно­го разъяснения?
  • На какие вопросы трудно было отвечать на занятии? Почему?
  • Какие возникали сложности (барьеры, препятствия)? Почему они возникали? Как они преодолевались?
  • Как могу исправить в дальнейшем свои промахи и ошибки?

 

ОСТОРОЖНО!  Не все вопросы одинаково хороши и полезны для про­ведения рефлексии. В ряде случаев появляется риск разделения обучающихся на лидеров и отстающих, поиска виноватых, провокации конфликтов. Например: «Кто подвел?», «Где проявилось слабое звено?», «Какая группа «тормозила»?», «Кто был лучшим на занятии?» и т. п.

 

Прием «Неоконченное предложение». Предлагается фраза без завершения, которая нацелена на рефлексивный взгляд обу­чающихся. Такая форма работы похожа на ответы по поставлен­ным вопросам, но характеризуется большей степенью выбора и творчества. Полезно, что можно записать ключевые идеи, кото­рые в кратком и структурированном виде потом могут быть про­анализированы и использованы для внесения изменений в педаго­гическую деятельность (учитываться при проведении занятия по данной теме в будущем). Среди модельных фраз можно использо­вать следующие:

  • Мне стало известно, что…
  • Меня особенно привлекло и заинтересовало, что…
  • То, что мне стало известно, может повлиять на…
  • Если говорить кратко, то суть дела состоит в том, что…
  • На занятии для меня было открытием…
  • После проведения занятия мне захотелось…
  • Полученные знания я смогу использовать…
  • Оказывается… Однако… Как правило…
  • Я понял, что… Я узнал… Я научился… Я приобрел…
  • Непонятно… Понятно…
  • Лучше всего на занятии у меня получалось…
  • Основные трудности были…
  • Сам себе желаю…
  • Я нашел подтверждение тому, что… Я обнаружил, что…
  • Я был удивлен тем, что…
  • Мне нравится, что…
  • Я был разочарован тем, что…
  • Самым важным для меня было… Меня запутывало (сбивало с толку)…
  • Самое ценное, что я унесу с собой с этого занятия… (1 слово)
  • На этом занятии я увидел для себя… Я почувствовал, что…
  • Если бы я проводил это занятие, я бы… Я хочу предложить…
  • Было интересно…
  • Теперь я могу…
  • Мне нужно подумать о следующих вещах…
  • Раньше я думал(а)… а теперь думаю, что…

Вариантом применения данного приема является также про­тивопоставление, когда обучающиеся учатся разносторонне смо­треть на сделанную работу и полученные результаты:

  • Лучшее в занятии (упражнении) было… а худшее…
  • Самое интересное было… а самое скучное…
  • Самым веселым было… а самым серьезным…
  • Мне бы хотелось, чтобы… Мне бы не хотелось, чтобы…
  • Я был(а) уверен(а) в себе, когда… Я чувствовал(а) себя неуве­ренно, когда…

 

Прием «Синквейн». В 1990-е годы в российском образова­нии появились и стали широко использоваться синквейны (они и сегодня продуктивно используются многими педагогами). Ис­токи подхода лежат в японской поэзии, а в дидактических це­лях синквейны стали использоваться для развития образной ре­чи и языковой грамотности, получения быстрой обратной связи. Синквейны по теме занятия могут стать интересным и образным продуктом, а лучшие образцы публиковаться и использоваться в наглядных целях. Правила составления достаточно просты, а ра­бота обычно не занимает много времени. Первая строка – од­но слово (существительное или местоимение), которое обозна­чает тему, объект или предмет, о котором пойдет речь. Вторая строка – два слова (прилагательные или причастия), они дают характеристику темы, описание признаков и свойств выбранного предмета или объекта. Третья строка образуется тремя глагола­ми или деепричастиями, дающими динамичную характеристику, описывающими характерные действия объекта. Четвертая стро­ка – фраза из трех-пяти слов, выражающая личное отношение к теме, описываемому предмету или объекту. Пятая строка – одно-два слова (резюме), дающие образную характеристику те­мы, суть предмета или объекта. Форма может выглядеть следую­щим образом (вполне возможны модификации – например, если на занятии речь шла о наречиях, то учитель русского языка впол­не может предложить привести их примеры, могут также назы­ваться герои и личности – стоит творчески подхо­дить к данной работе, опираясь на конкретную тему и образова­тельную ситуацию):

________________________________________________
(существительное, основное понятие, общая тема)

________________________________________________
(два глагола)

________________________________________________
(три прилагательных)

________________________________________________

(предложение, фраза)

________________________________________________
(ключевое слово, вывод)

 

 

ОСТОРОЖНО!  При всей яркости использования синквейнов есть и требования разумных ограничений. Написание синквейна не зани­мает много времени, но когда педагог начинает спрашивать каждого, то после четвертого-пятого выступления такая работа превращается в отчеты и трату времени занятия. В этом случае должна быть для всех постановка специального задания – не просто слушать каждое вы­ступление, но и сформулировать свои вопросы, дать короткую рецен­зию, оценить по определенным критериям. Кроме того, постоянное использование синквейнов снижает уровень творчества, превращает данную работу в рутину и ритуал, перестает вызывать эмоции и инте­рес. Важно удерживать содержательный контекст – просить называть идеи и мысли, ключевые понятия и теории. Уход в эмоции и внешнюю красоту (в том числе и рифмованные части) в ущерб содержательности и деловому стилю нивелирует значение синквейна для рефлексивной части занятия.

 

Прием «Семь строк по теме» является модификацией син­квейна, но с большей содержательной концентрацией. Здесь ско­рее представлено сочетание нескольких неоконченных предложе­ний:

Я думаю, что _______________________________(1)
                                            (общая идея)

Потому что ________________________________ (2)

_____________________________________________(3)

_____________________________________________(4)

_____________________________________________(5)
(наиболее понравившиеся мысли в четырех предложениях)

Поэтому ___________________________________ (6)

_____________________________________________(7)

 

Прием «Облако слов» позволяет ярко и наглядно провести ре­флексию с использованием современных информационных техно­логий. Предлагается каждому обучающемуся сформулировать от 1 до 3 слов или коротких словосочетаний, которые образуют обла­ко, а повторяющиеся у многих слова выделяются более крупным шрифтом.

Прием «Три хорошие вещи» используется в позитивном под­ходе, обращающем внимание на важность поддержки оптимисти­ческого взгляда на мир в образовании. Предлагается начать с об­щего вопроса группе: «Что хорошего произошло на занятии?» Потом каждый отвечает на три уточняющих вопроса: «Что я сде­лал сам?», «Кто мне помог?» и «Какие обязательства стали бла­гоприятными?». Такая рефлексия объединяет работу индивиду­альную и коллективную. Вариантом может быть условный выбор трех вещей с занятия для своего рюкзака знаний: «Что хочу взять с собой после занятия?», для баланса использовать также вопрос: «Что хотите оставить (забыть)?». В этом направлении можно ис­пользовать форму «МММ+Д» – на флипчарте или в тетради предлагается записать три момента, которые получились хорошо на занятии, а также предложить одно действие, которое могло бы улучшить работу:

М 1 __________________________________________

М 2 __________________________________________

М 3 __________________________________________

+ Д __________________________________________

 

Также на анализ индивидуальной и совместной работы направ­лен прием «Ожидания и перспективы»:

 

 

Упражнение «Контрольный лист» позволяет взглянуть на свою работу на занятии одновременно с оценочной и рефлексив­ной позиций, используя для этого предлагаемую форму (внесение корректив и дополнений вполне возможно):

  1. Работа в классе (поставить «+» или «-»)

Отвечал(а) на вопросы учителя __________

Дополнял(а) ответы других учеников ___

Работал(а) самостоятельно в тетради ___

Рецензировал(а) ответы других __________

Выполнял(а) задания ______________________

Другое (что?) _______________________________

  1. Работа в группе (поставить «+» или «-»)

Выполнял(а) задание ______________________

Участвовал(а) в обсуждении проблемы ___

Доказывал(а) свою точку зрения _________

Другое (что?) _______________________________

  1. За занятие я бы себе поставил(а) отметку __________

 

Следующую группу приемов рефлексии можно отнести к знаково-символической, которая требует иллюстративного сопровожде­ния (печатного или электронного).

Прием «Светофор» проводит ассоциацию с устройством, ко­торое большинство обучающихся встречают почти каждый день. Заодно дошкольникам (и не только им) можно еще раз напомнить о важности безопасности на дорогах. Как известно, есть три основ­ных сигнала, под которые можно придумать рефлексивные вопро­сы или отдельные позиции:

Красный – что было сложным и опасным, останавливало, тор­мозило продвижение.

Желтый – что было непростым, рискованным, спорным, вызы­вающим, заставляющим задуматься, сомнительным.

Зеленый – что помогало, поддерживало движение, способство­вало развитию, вызывало активность.

В целом можно использовать разные формы рефлексии, под­разумевающие выражение своего мнения цветом. Например, в приеме «Эмоциональная рефлексия», который может вклю­чаться как при обсуждении отдельного занятия, так и при подве­дении итогов учебной работы в четверти, триместре или за год, предлагается по четырем направлениям выбрать тот или иной цвет (они могут предлагаться с описанием, или же обучающие­ся сами называют цвета и поясняют их символику). Форма при­водится в таблице 1. Л.В.Бычкова предложила следующую ав­торскую интерпретацию цветовой символики: восторженное – красный; теплое – оранжевый; светлое – желтый; спокой­ное – зеленый; грустное – синий; тревожное – фиолетовый; унылое – черный.

Также с цветовыми решениями связано использование приема «Шесть шляп мышления» Э.Боно, когда каждая шляпа соответ­ствует определенной области рефлексии (обучающиеся сами мо­гут выбирать себе шляпу или же получают ее в качестве ролевой позиции).

Белая шляпа (факты). Обучающиеся обращают внимание на конкретные вопросы, понятия, теории, темы, которые были изуче­ны на занятии.

Желтая шляпа (возможности). Новые возможности, кото­рые дают полученные знания, умения, приобретенный на занятии опыт.

Черная шляпа (проблемы, противоречия). Оставшееся непо­нятным, вызывающее вопросы и трудности, сложное в использова­нии (применении).

Красная шляпа (эмоции). Эмоциональные состояния, которые обучающиеся испытывали в ходе занятия, а также связанные с этим действия.

Зеленая шляпа (творчество). Продуктивность работы, созда­ние оригинальных и уникальных решений.

Синяя шляпа (обобщение). Общий вывод и итог занятия, са­мое важное и ценное с образовательной точки зрения.

 

Прием «Чемодан, мясорубка, корзина» позволяет распреде­лить полученное на занятии на необходимое и значимое (чемо­дан), нуждающееся в переработке (мясорубка) и лишнее (корзина, которая может быть заменена на «долгий ящик» с учетом того, что ситуация может измениться и «выброшенное» станет полез­ным). Вывешиваются или помещаются на экран соответствующие изображения чемодана, мясорубки и корзины. Педагог предлагает обучающимся выбрать, как они поступят с информацией, получен­ной на занятии.

Прием «Костер» позволяет создать рефлексивный об­раз (причем костер может быть заменен любым другим симво­лом) – выясняется, что на занятии было огнем, дровами, теплом, углями, пеплом. Такой же образ может создать воздушный шар, но тогда обучающимся предлагается высказать мнение, что под­нимало вверх, а что опускало вниз на занятии (соответственно, надо заранее договориться о смысловом наполнении символов верха и низа).

Прием «Пять пальцев» реализуется с помощью листа бумаги, на котором каждый обводит свою руку и затем использует изобра­жение каждого из пяти пальцев для рефлексивного анализа. Могут быть заданы следующие ориентиры (приведено несколько вариан­тов, но каждый педагог может придумать собственный):

Мизинец – М («Мысли»): Какие знания и опыт получил? Что придумал сам, а что узнал от товарищей? Где мне это пригодится? «Я узнал о…» Другой вариант: Мои предложения.

Безымянный – Б («Безопасность»): Какие сложности и пре­пятствия удалось преодолеть? «Я сделал…» Другой вариант: Мое настроение.

Средний – С («Состояние»): Каким было настроение и со­стояние духа? «Мое настроение характеризуется…» Другой ва­риант: Было недостаточно.

Указательный – У («Участие»): Чем помог группе? «Я по­мог…» Другой вариант: Было трудно, не понравилось.

Большой – Б («Бодрость»): насколько активно работал на уроке? «Мое самочувствие». Другой вариант: Для меня важно, интересно.

Прием «Путешествие по островам», когда предлагается карта с разными островами, а обучающиеся выстраивают марш­рут своего пути. Острова могут иметь названия, а могут быть и безымянными (необитаемые острова), которые можно назвать самому. Возможные названия островов: Познания, Уве­ренности, Скуки, Мечты, Будущего, Страха, Радости (острова могут иметь и другую стилистику названий: Узнал, Научился, Захотел, Расстроился, Удивился, Вдохновился). Обучающимся предлагается приклеить свои стикеры на те острова, где они по­бывали в течение занятия, а затем прокомментировать свое пу­тешествие.

Прием «Мишень» предлагает в конце занятия поставить четы­ре точки по четырем направлениям: активность, интерес, понима­ние и новизна. Чем ближе к центру, тем выше оценка по данной позиции. Так можно быстро и наглядно получить обратную связь, увидеть проблемные области (если они были). (См. схему 1.)


Схема 1

 

Прием «Алмазное ранжирование» позволяет выстроить прио­ритеты от наиболее важного к наименее значимому. (См. схему 2.)


Схема 2

 

Прием «Квадрат» позволяет компактно и комплексно пока­зать свой взгляд на прошедшее занятие.

Что ожидал
от занятия(твои цели)?
Что получил
в ходе занятия?
Что было интересно и важно в ходе заня­тия? Что можно изменить
в занятии?

 

Наконец, к третьей группе относятся приемы, в которых акцент делается на личностном фокусе и индивидуальных размышлениях.

Прием «Ролевая рефлексия». Обучающиеся в группах или индивидуально проводят рефлексию по проведенному занятию, выполняя определенную роль: историки – хроника занятия, биологи – самочувствие на уроке, географы – заметки путеше­ственника, литераторы – статья или эссе, химики – точки со­единения (реакции, выпадение в осадок, появление нового веще­ства), художники – зрительный ряд (сравнение с художествен­ным произведением), физики – КПД занятия (энергия, спектр знаний) и т. д.

Прием «Эксклюзив 3+3» требует от педагога умения сконцен­трироваться, быть готовым к импровизации и любым неожиданно­стям. Обучающимся предлагается задать три вопроса педагогу по итогам занятия, на которые будет получено три ответа. Так не только раз­вивается умение задавать вопросы, но и создается среда прямого общения всех участников ­занятия.

Вопросы нельзя при­готовить заранее – здесь присутствует элемент импровизации обучающихся, но их и нельзя игнорировать (область профессио­нальной ответственности педагога). Вопросы не обязательно зада­вать педагогу. На занятии может быть специальный герой – сим­вол, игрушка, фигурка, герой литературный, мультипликационный и любой другой посредник (даже вещь). Ему задаются вопросы, делаются комментарии, формулируются возражения (которые не всегда можно адресовать педагогу как взрослому человеку, имею­щему достаточную власть).

 

БЫЛО ДЕЛО.  Более эффективно такой прием может работать не при под­ведении итогов одного занятия, а в рамках системной работы. Например, в реализации небольшого курса по культуре педагогической деятельности для магистрантов в Московском городском педагогическом университете я предложил в рамках выполнения заданий сформулировать любые три вопроса мне до определенного срока. Не все эту работу выполнили во­время. Им потребовалось в конце концов эти вопросы сформулировать, но ответы получили только те, кто сделал это в точный срок. Как показала практика, для многих это оказалось ценным. Было бы интересно, хотят ли школьники хотя бы один раз в год получить ответы учителя, адресованные лично им с сохранением конфиденциальности и автономности.

 

Прием «Познавательный дневник» позволяет на системной основе делать «путевые заметки», которые потом могут быть об­общены. Кроме того, такая системная практика записей позволит приучить себя к размышлениям о проделанной работе. Вариант та­кого дневника (не обязательно каждый раз должны быть заполне­ны все позиции):

Новое (Что нового узнал?) ________________

Удивление (Что удивило?) ________________

Вопрос (Какой один вопрос хочу задать?) ________________________________________________

Опыт (Как смогу использовать полученные знания?) _________________________________

Есть и несколько похожих вариантов: «Карта движения» (лич­ностного развития, достижений, портфолио успехов) или «Книга жалоб и предложений».

 

Завершая довольно большой список приемов (их может быть намного больше), предложим прием «Дерево с человечками», основанный на рассмотрении рисунка 1. Обучающимся предла­гается интерпретировать поведение человечков и соотнести себя с одним из них в отношении занятия (в данном случае его симво­лизирует дерево). Для простоты они пронумерованы, поэтому до­статочно будет назвать тот или иной номер. Кстати, можно исполь­зовать и произведения классики художественной культуры, только при этом стоит тщательно подумать о выборе картины, желательно с большим количеством объектов для выбора. Такой подход позволит соединить рефлексию с сохранением памяти об историко-культур­ном наследии человечества, привлечь внимание молодого поколе­ния к его освоению и пониманию.

Рисунок 1. Дерево с человечками

 

ЗДОРОВАЯ УЛЫБКА.  Какой бы прием рефлексии не использовался на занятии, педагогу не стоит забывать о его образовательной составляю­щей, иначе получится так, как произошло на одном конкурсном уроке, ко­гда учитель попросил учеников охарактеризовать самих себя в учебной работе словами, начинающимися с букв, которые есть в фамилии учени­ка. Была получена такая рефлексивная реакция: «В моей фамилии есть буква «у», значит, я выдающийся ученый». Позитивность важна, но отсут­ствие самокритичности и сдержанности точно не будет способствовать успешному личностному развитию.

Андрей ИОФФЕ, доктор педагогических наук, заведующий лабораторией развития личностного потенциала в образовании НИИ урбанистики и глобального образования Московского городского педагогического университета

 Продолжение следует

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте