search
main
0

Готовьте с удовольствием!

Из «Книги о полезном, здоровом и вкусном образовательном занятии»

Продолжение. Начало в «МП» №18-19

 

Сама память бывает разной, что стоит учитывать в педагогической деятельности (стоит соотнести работу в рамках информационного блока занятия с акцентами на разные виды памяти у обучающихся), но всегда важно помнить, что учитель[1] – это художник, который учит других создавать собственные картины, а не копировать его творения (то есть не только запоминать сказанное, но и вносить свой индивидуальный вклад в его переработку).

Семантическая память – знания общего ряда – необходима для понимания рассказанной истории (можно говорить, что в данном случае есть информация о мире, но не хранится дата получения этой информации), это стратегическая память – об общих свойствах процессов, явлений, взаимоотношений, принципах (является основой для накопления эпизодических воспоминаний, появляется у детей раньше эпизодической).

Эпизодическая память – способность мысленно пережить конкретный случай, хранится по принципу файлов в компьютере – есть временная пометка (приблизительный год, возраст, представление о том, что было до и после, раньше и позже – расположение на линии времени). Имеет тактический характер.

Процедурная (имплицитная) память – двигательные навыки («тело помнит»), автоматические вещи, которые существуют на уровне рефлексов или отработанного набора действий (движений).

Моторная память – то, что остается при определенных действиях (записанное, продемонстрированное жестикуляцией, знаковое движение и т. п.).

Акустическая память – требует что-то проговорить для запоминания.

Если «собрать» общую картину работы с информацией на занятии, то выстраивается стратегическая цепочка от информирования к пониманию с тремя ключевыми элементами («Три П»), которая в развернутом виде представлена в таблице 1:

Подготовка (условия как внешние факторы – 1А, Б и В), приготовление (2Г, Д и Е) и потребление (реализация, использование – 3Ж, З и И).

Таблица 1. Стратегическая цепочка «От информирования к пониманию»

Нередко для усвоения или закрепления на занятии используются последовательно повторение (сразу после слов педагога – обычно хором, что стандартно распространено в музыке и при изучении иностранных языков), воспроизведение (представление полученной информации через определенное время или в другом месте), дублирование (в записях, конспектах). Заставить все запомнить и «вышколить» нередко считается педагогами важным образовательным делом. Однако стоит понимать, что при этом не только что-то приобретается, но и возникают потери (и не только во времени).

Такой тренинговый подход подразумевает определенную прокачку навыков с двумя главными частями: тренировка простых повторяющихся действий с пошаговой инструкцией («делай раз – делай два») и выработка навыка с последующей демонстрацией (доведение до автоматизма). Не случайно сегодня часто используют слово «навык», которое в отечественной педагогике определяется как действие, доведенное до автоматизма (причем без них человеку тоже нельзя обойтись – навык чтения, письма, жестикуляции, аккуратности, внимательности и т. п.).

Но при использовании «навыковой истории» в отношении осмысленности действий, самоопределения, принятия ответственности за свои поступки развитие человека сводится к личностному росту (в его упрощенном понимании), у которого есть конкретные показатели по принципу «выше-быстрее-сильнее». Становление личности и ее самореализация не сводятся к навыкам и внешнему росту. Конечно, всегда проще сравнивать по линиям «выше – ниже», «шире – уже», «длиннее – короче», «легче – тяжелее», но простота, как точно подмечено народом, нередко может быть хуже воровства.

 

Что облегчает восприятие и улучшает запоминание информации?

  • Самостоятельно сгенерированная информация часто запоминается лучше, чем воспринятая.
  • Рассматривая гипотезу, человек замечает и вспоминает подтверждающие ее данные, гораздо хуже улавливая противоречащие.
  • Категоричность в отношении предыдущих знаний и степень сомнения в полученной информации.
  • Связь информации с актуальными вопросами жизни.
  • Метафоричность или визуализация (образный ряд).
  • Обращение к эмоциям при анализе информации.

 

ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ.  Анализ иллюстраций с включением эмоционального интеллекта может происходить с использованием предложенных вопросов (список далеко не полон):

  • Какой символ может передать содержание изображения?
  • Какие идеи передает изображение?
  • Легко ли понять смысл изображения?
  • Каков запах, цвет, эмоциональный фон?
  • С какой природной стихией можно сравнить данное изображение? Почему?
  • Какие элементы данного изображения являются наиболее значимыми? Какую смысловую нагрузку они несут?

 

Непростое искусство объяснения и публичного выступления

Сегодня много говорят о том, что образование должно быть интерактивным и деятельностным, но никто не спорит о неотменимости объяснений педагога в тех случаях, когда важно сделать содержательные акценты и передать сложную информацию в адаптированном виде для конкретных обучающихся. Здесь важно ограниченное количество информации и используемых слов. Желательно использовать простые предложения с минимумом оборотов и дополнительных вводных, что обеспечивает доступность восприятия и понимания. Не следует забывать о проверке понимания информации и создании пространства вопросов и уточнений. Точная и яркая визуализация помогает сочетать вербальные и графические форматы. В структурированном виде ключевые аспекты объяснения на занятии представлены на схеме 1.

Схема 1. Аспекты объяснения на занятии

Публичные выступления не обязательно превращать в длинную речь, здесь невозможно отработать навыки на все случаи жизни, а скорее стоит говорить об искусстве, но с учетом общих принципов и необходимых умений. Причем успех начинается с привлечения внимания: определения актуальной для собравшихся проблемы, выдвижения неожиданной гипотезы, постановки нестандартного вопроса для размышления, прямого обращения к аудитории для озвучивания ожиданий от рассмотрения данной темы. В данном случае мы говорим только о вербальных ресурсах, но не стоит недооценивать картинки, фото, ролики и другую возможную визуализацию для привлечения внимания.

 

ВКУСНЫЕ МЫСЛИ

«Не оратор является мерой слушателя, а слушатель – мерой оратора» (Антисфен).

«Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а чтобы будить чужую» (В.О.Ключевский).

«Речь – это даже не диалог, а пьеса для оркестра, потому что безмолвные слушатели говорят одновременно с тобой. И их надо уметь слушать» (К. Тухольский, немецкий писатель-публицист).

«Публика – это инструмент, на котором играет оратор, но инструмент живой, со своей стороны также реагирующий. Между тем, кто говорит, и тем, кто слушает, устанавливается постоянный обмен чувств и эмоций» (Э. Лабуле).

«Недостаточную глубину мысли обычно компенсируют его длиной». (Ш. Монтескье).

«Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли» (Л.Н.Толстой).

 

Есть поведенческие нормы, на которые хотелось бы обратить внимание (напомним, что занятием называется не только урок):

> Публично не выделять кого-то из группы и здороваться с ним, чтобы не возникало подозрений в наличии особого отношения к отдельным обучающимся.

> Внимательно относиться к мимике, которая особо заметна для тех обучающихся, кто находится в первых рядах.

> Использовать жесты для находящихся в центре помещения обучающихся.

> Дублировать часть информации специально для находящихся на последних рядах, периодически перемещаться в их сторону (по возможности) и отдельными жестами обращаться к этой группе.

Успешный тренер В.Данкин рекомендует выступающему использовать модель «Три аргумента». В выступлении определяется одна главная мысль или тезис (отличается от темы, не является описанием области или темы, содержит глагол и/или оценочное слово, например: «Экологическая ситуация в нашем районе находится в состоянии катастрофы, или стабильна, или хорошая»). Конструкция главной мысли должна содержать отношение и может быть вызывающей или провокационной (нейтральные и абстрактные конструкции не способствуют контакту с аудиторией).

Тезис следует формулировать ясно, точно, понятно (учет тех, перед кем проводится выступление), а также придерживаться двух важных правил – конкретика и постоянность (неизменность на протяжении всего доказательства). Подмена тезиса (сужение или расширение) используется манипуляторами. По одному тезису стоит подбирать не более 3 аргументов (троичные конструкции являются наиболее устойчивыми):

1-й аргумент – теоретический и абстрактный;

2-й аргумент – образный или социальный (статистический, цифровой);

3-й аргумент – «человеческий» (эмоциональное восприятие).

Требования к аргументу: корректность (использование достоверных фактов), доказательность (объяснение, иллюстрация примерами), непротиворечивость (внутренняя целостность), достаточность для доказывания тезиса (мало – недостаточность, много – избыточность). Аргументы сопровождают цифры, факты, имена, рассказы, фотографии, сравнения, ссылки и т. п. Между тезисом и аргументом используются слова-связки: потому что, в результате имеем, если, то, так как, в связи с этим, поэтому, из этого следует, значит, по причине, что означает, таким образом, поскольку, следовательно, в итоге, соответственно. В конце выступления возвращение к главной мысли и пространство для обратной связи. 30% информации по докладу стоит оставить для ответов на вопросы. При этом важно не забывать, что интонация, ритм и скорость произнесения слов помогают выразить эмоцию, показать свое отношение к сказанному и выделить ключевой вопрос. Например, фраза «Хорошая идея» будет в значительной степени восприниматься в зависимости от интонации и темпа произнесения.

 

В МИРЕ СЛОВ.  Аргумент (от лат. arguo «показываю, выясняю, доказываю») – суждение или совокупность суждений для подтверждения истинности тезиса, точки зрения, теории, утверждения. В логике – посылка доказательства, основание или довод. Аргумент – подкрепление или опровержение, обоснование своей позиции всегда связано с цепочкой рассуждений (суждений о мире), а не субъективным отношением к конкретной проблеме.

Дефиниция – рамка для понимания и общего видения. Факт – констатация существующего, объективное сообщение. Гипотеза – предположение для проверки (подтверждения или опровержения, «если… то…»). Резюме – выводы, итоги. Тезис – мысль, выраженная кратко и емко, опора для рассуждения. Оценка – отношение к ценности чего-то.

 

Аргумент может быть:

> за (поддерживающий, подтверждающий) и против (контраргумент, опровергающий);

> веский (глубокий, обоснованный) и поверхностный (легкий);

> неопровержимый, сильный (общепризнанный факт, объективный) и слабый (спорный, обсуждаемый, субъективный).

 

Прием «Аргументы и контраргументы»

Определение 2 или более (в зависимости от временных ресурсов на работу) противоположных точек зрения.

4 причины в поддержку каждой точки зрения.

Рейтинг причин – самые значимые и менее важные.

В Сингапурской системе предлагаются разные способы заданий на занятии для отработки аргументации.

Алгоритм работы с утверждением:

  • Шаг 1. Тезис (утверждение, мысль).
  • Шаг 2. Доказательство (обоснование).
  • Шаг 3. Пример.
  • Шаг 4. Вопрос по этому утверждению.

 

Прием «Факты достоверные и выдуманные». Команды обучающихся (или каждый индивидуально) готовят 3 факта – 1 правильный и 2 выдуманных (желательно, чтобы неправильность не была очевидной). Каждый из них поясняется. Команда определяет, какой факт правильный. Но при этом есть опасность, что фантастические факты запомнятся и кто-то воспримет их как достоверные. Поэтому стоит фиксировать достоверные и ошибочные факты в форме таблицы 2. В колонке «До» фиксируются команда или выступающий и номер факта от 1 до 3 (желательно, если у каждого представляемого факта будет название или ключевое слово, его зафиксировать), рядом ставится плюс или минус в зависимости от своего отношения к достоверности данного факта. В колонку «Сообщение» по ходу выступления заносятся ключевые тезисы. В колонке «После», если предварительное мнение подтверждается, ставится восклицательный знак, если мнение изменилось – звездочка (чтобы потом сделать на этом акцент), если возникло сомнение или сообщение не помогло разобраться в правдивости представленной информации – знак вопроса.

 

Таблица 2. Факт достоверный или ошибочный

 

НА ПОДУМАТЬ. Д.С.Лихачев «Письма о добром и прекрасном. Письмо двадцатое. Как выступать?»

«Общественные устные выступления обычны теперь в нашей жизни. Каждому надо уметь выступать на собраниях, а может быть, с лекциями и докладами.

Тысячи книг написаны во все века об искусстве ораторов и лекторов. Не стоит здесь повторять все, что известно об ораторском искусстве. Скажу лишь одно, самое простое: чтобы выступление было интересным, выступающему самому должно быть интересно выступать. Ему должно быть интересно изложить свою точку зрения, убедить в ней, материал лекции должен быть для него самого привлекательным, в какой-то мере удивительным. Выступающий сам должен быть заинтересован в предмете своего выступления и суметь передать этот интерес слушателям – заставить их почувствовать заинтересованность выступающего. Только тогда будет его интересно слушать.

И еще: в выступлении не должно быть несколько равноправных мыслей, идей. Во всяком выступлении должна быть одна доминирующая идея, одна мысль, которой подчиняются другие. Тогда выступление не только заинтересует, но и запомнится.

А по существу, всегда выступайте с добрых позиций. Даже выступление против какой-либо идеи, мысли стремитесь построить как поддержку того положительного, что есть в возражениях спорящего с вами. Общественное выступление всегда должно быть с общественных позиций. Тогда оно встретит сочувствие»[2].

 

Мастер-класс: продемонстрировать то, что лучше всего умеешь

Компактные и яркие публичные выступления нашли свое отражение в формате ТЕД, который пришел в образование из бизнеса. Но более значимым представляется обратиться к мастер-классам и их особенностям. Очень часто можно услышать, как любое выступление, любое занятие с активным вовлечением обучающихся в работу красиво называют мастер-классом или тренингом. Постоянно сталкиваешься с наименованием «мастер-класс», хотя зачастую проходит обычная лекция с элементами обратной связи. Нельзя найти единственно правильную и разделяемую всем педагогическим сообществом трактовку и характеристику, но данный вопрос важен для поиска консенсуса или открытого профессионального обсуждения данной темы.

 

МЕТАФОРЫ И ОБРАЗЫ.  Общее понимание значимых вопросов в профессиональной среде важно, чтобы не создавалась ситуация, описанная в притче «Слепой и зрячий».

Как-то слепой поинтересовался у зрячего: «Какого цвета молоко?» Зрячий ответил: «Молоко такого же цвета, что и белая бумага». Слепой не видел бумаги и уточнил: «Белый цвет так же шуршит, как бумага, которую комкают?»

Зрячий ответил: «Нет. Белый цвет еще напоминает муку».

Вопрос слепого: «Такое же мягкое, что его можно пересыпать между пальцами?» – «Нет, молоко просто белое – как заяц». – «Тогда оно на ощупь мягкое и пушистое?» – «Нет, белый цвет связан со снегом». – «Такой же холодный?»

Долго продолжалась беседа. Но понимания они так и не достигли.

 

Начнем с определения понятия «мастер-класс» – образовательное событие, основанное на интерактивном представлении оригинальных примеров лучшей практики преподавания с вовлечением участников в активную деятельность, мотивирующее к профессиональному развитию и вызывающее интерес, создающее пространство для обсуждения и открытия нового знания через общение с признанным авторитетом в педагогике. Говоря кратко: представленное уникальное педагогическое искусство в условном технологическом формате. В приведенном определении ключевым словом является «событие», потому что не каждый может позиционировать себя в качестве мастера и не любое рутинное мероприятие стоит именовать мастер-классом. Это точно не пересказ прочитанного, а уникальный опыт действий, который может быть продемонстрирован в своих ярких фрагментах, а в отдельных элементах и отработан с теми, кто участвует в мастер-классе.

Попробуем выделить некоторые особые характеристики, помогающие увидеть специфику мастер-класса в сравнении с другими формами организации занятий, среди которых назовем далеко не все, но достаточно распространенные в рамках профессиональных педагогических конкурсов.

Мастерская является погружением в процесс работы мастера в рамках одного законченного цикла, в котором обучающиеся получают опыт всех шагов от начала до завершения (некоторое пакетное решение). Урок представляет собой рассмотрение намеченной в рамках учебной программы темы, предполагающее разные стратегии взаимодействия педагога с обучающимися и групповой интерактивной работы.

Публичная лекция содержит глубокое научно-популярное рассмотрение определенного вопроса с центральной ролью выступающего (эксперта в данной области) при известной актуальности содержания для аудитории (в противном случае оно превращается в навязанное мероприятие формального характера).

Представление проекта включает в себя раскрытие последовательности шагов по решению проблемы от общего анализа ситуации (исследования и изучения) до итоговой рефлексии с акцентом на продуктивности и результативности.

Тренинг проводится для отработки отдельных элементов через серию упражнений в небольшой группе (до 12-15 человек) с постоянной индивидуальной и групповой работой при организаторской и направляющей роли ведущего.

В отличие от всего перечисленного мастер-класс представляет собой яркую презентацию уникального опыта работы мастера с пробным использованием отдельных элементов. Мастер-класс – мозаичное полотно, которое должно в какой-то момент сложиться. При этом большинство педагогов эту целостность чувствуют. В остальных случаях они убеждают себя, что делают все «по науке», как советуют авторитеты, по единым меркам и шаблонам. Изначально существовал индивидуальный формат, когда мастер представлял свои находки, удивлял и восхищал.

Сегодня данный подход остается доминирующим, однако появляются примеры коллективных мастер-классов, показывающих кооперацию в командной работе, ориентированных на представление сложных многосоставных процессов. Современный сложный мир все чаще требует такого коллективного творчества. Ответом на вызовы неопределенности и сложности становятся поддержка, сотрудничество, доброжелательное партнерство с интеграцией индивидуальности каждого в уникальный результат конструктивного взаимодействия.

Мастер-класс не проповедь. Здесь не должно быть формального языка и штампов, банальностей и шаблона (стоит «взвешивать слова, а не считать»). Закругление фраз приводит к фальшивости. Иногда острота становится важной приправой для проведения занятия в данном формате. Мастер-класс не ритуал. Ритуальность хорошо показана в сказке о Царевне-лягушке. У новой супруги младшего брата из рукава вылетают лебеди и расплескиваются озера, а у ее конкуренток, которые ритуально «по шагам» делали то же самое, во все стороны летят кости и остатки со стола. Поэтому нельзя «подсмотреть» у кого-то занятие, а потом по шагам его провести, такой мастер-класс становится имитацией и штампованным продуктом.

Мастер-класс – это выход из узких тематических рамок содержания определенного учебного вопроса, показ широты видения материала и своего предмета, органичное использование межпредметных и метапредметных связей. Мастер создает яркий образ, делает опору на ассоциативное мышление, использует метафоры (в собственной речи, в заданиях, в иллюстративном сопровождении, в игре или сценке). Но все это должно быть доступным и воспринимаемым, отличаться простотой замысла и виртуозностью исполнения. При этом открытое заигрывание с публикой, самолюбование, искусственное включение разнородных элементов бросаются в глаза фальшивостью и безвкусицей.

 

ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ.  Пять полезных вопросов самому себе при подготовке мастер-класса:

О чем я хочу сказать сообществу/собравшимся? Одно предложение.

Что удивит окружающих? От 1 до 5 пунктов (больше может привести к хаотичности, нивелирующей эффект удивления – восхищение тоже обладает энергетическими ограничениями).

Как можно использовать в практике? Технологичность, потенциал масштабируемости.

Какие элементы уникальны и индивидуальны? Образцы, которые невозможно повторить.

Зачем все это представлять? Ценности, мысли, передаваемые идеи и смыслы, главное и ценное – одно словосочетание.

 

На схеме 2 показаны ключевые направления, которые стоит учитывать при подготовке и проведении мастер-класса. Здесь даны значимые ориентиры, помогающие осознанно подойти к образовательному действу, удержать его целостность и целесообразность.

Также можно назвать некоторые важные принципы, на которые полезно опираться при организации любых образовательных событий, но в первую очередь при проведении мастер-классов перед широкой профессиональной аудиторией (список открыт для обсуждений, дополнений и внесения корректив).

Схема 2. Компас образовательных действий

 

Основные принципы

Новизна (не дублирование и повторение) – креативность, инновация, собственное творчество.

Разнообразие – мнений, подходов, сведений, фактов.

Открытость – понимание того, что ничего нельзя сделать идеально (в противовес перфекционизму и «синдрому отличника»), и спокойное отношение к ошибкам (в противовес критиканству и нытью).

Интерес – яркость, привлечение внимания, дружелюбие к окружающим.

Целостность – логика, последовательность, разворачивание сюжета, содержательное единство (взаимосвязанность, причинно-следственные связи).

Завершенность – закрытый гештальт, итог, выводы.

Результативность – продукты, эффекты, процессы, действия, оценки.

Ценность – необходимое, значимое, ожидаемое, спланированное, желанное.

Осмысленность – прошлое как старт будущего, ошибки как точки роста, дефициты как перспективы.

> Выделим методические и ценностные особенности мастер-класса, которые в комплексе позволяют назвать важные отличительные характеристики данного подхода в образовательной деятельности.

> Акцентированность содержания (компактность с концентрацией на отдельные вопросы без мелкой детализации, выбор значимого и ценного).

> Актуальность для аудитории (теоретическая или практическая значимость содержания для участников такого занятия, что требует от мастера предварительного представления о тех, для кого он работает, и постоянного учета обратной связи в рамках проведения мастер-класса с готовностью к импровизационным изменениям).

> Мотивация (удивление, привлечение внимания, интерес, вовлечение участников в познавательную деятельность, в том числе и некоторые провокационные приемы).

> Уникальность (авторская позиция, новизна, оригинальное решение известных вопросов или проблем, личный вклад и собственные достижения, основное внимание уделяется демонстрации идей мастера).

> Практический фокус (включенность отдельной группы или всей аудитории в активную работу, а также представление полезного технологичного и транслируемого опыта с комментариями; недостаточно остановиться на том, чтобы заинтересовать или показать, нужно дать «попробовать» отработать один элемент, чему-то научить).

> Образовательный результат (желание познавать и исследовать, умение формулировать вопросы для поиска ответов, способность находить решения).

> Рефлексия и обратная связь (анализ и осмысление, открытость для обсуждения и новых идей).

В таблице 3 представлен навигатор мастер-класса, позволяющий каждому педагогу обратить внимание на ключевые элементы при подготовке, проведении и последующем анализе мастер-класса.

Таблица 3. Навигатор мастер-класса

Тема (вопрос, направление, выступление)

Предложим набор методических рекомендаций, которые помогут подготовить и провести мастер-класс как яркое и запоминающееся образовательное событие. Но стоит помнить, что без собственного участия и индивидуального творчества невозможно провести мастер-класс. Мастер использует, но не копирует образцы (они могут задаваться, только не следует стремиться их повторять «слово в слово» и «по шагам»).

Стоит постараться нетривиально сформулировать название мастер-класса. Это удается не всем, но в нашем информационном мире тоже является важным элементом, не заменяющим, однако, сути и содержания. Тема не может быть скучной, стандартной или шаблонной, хорошо бы включить в нее изюминку, интригу и привлекательность. Упаковка важна, но все-таки главным является смысловая составляющая. Увлечение «педагогическими прибамбасами» (так называемым тюнингом и отдельными деталями образовательного дизайна) создает яркость, но без акцентов внимания, определения содержательного стержня и главной линии работы мастера превращается в блестящую красивую обертку, внутри которой находится пустота.

Интрига в сюжете и развертывании мастер-класса увлекает участников в некое путешествие с неожиданными поворотами, которые позволяют аудитории делать открытия и сталкиваться с неизвестным, иногда ставит в тупик и вызывает недоумение. Опытный мастер понимает, какое действие или событие станет кульминацией процесса – эмоциональной или интеллектуальной, творческой или содержательной.

Взаимодействие и активное вовлечение реализуются разными альтернативными способами: организацией фокус-группы, обращением ко всей аудитории, привлечением отдельных добровольцев. Здесь важно сохранить баланс внимания к мастеру и выполнения заданий участниками. Ключевыми здесь являются динамичность и разнообразие форматов работы (но это не означает постоянного перемещения в пространстве и содержании, постоянных скачков и поворотов, которые могут дезориентировать аудиторию), выход на обобщения и значимые выводы, сочетание известного с неизвестным, а также правильное выстраивание последовательности их подачи.

Пространство и время не имеют принципиального значения при проведении мастер-класса, но идея, методика и логика разворачивания содержания определяют успешность и эффективность работы. Успешное взаимодействие также зависит от зрительного контакта, поэтому в рамках мастер-класса важно как можно меньше времени находиться спиной к аудитории, обращать внимание на разные сектора и группы, использовать жесты для включения участников на последних рядах. С точки зрения открытости и проблемности интересно заканчивать мастер-класс вопросом или вопросами, но не стоит их слишком много «подвешивать» на конец выступления (они нивелируют друг друга, теряется напряженность, а аудитория может быть   и дезориентирована таким массивом и объемом).

В современном мире никуда нельзя уйти от визуализации. Электронная презентация может стать прекрасным инструментом или же, наоборот, дезориентировать участников, отвлекать их внимание и создавать ненужную перегрузку. Иллюстративность создает яркие образы, но на одном слайде лучше использовать не более 6 картинок, иначе возникает «рябь» и упускается суть, ключевая мысль. Значимые объекты должны на слайде изображаться крупно и выделяться среди остальных, находиться в центре, а не по краям. Цветовые выделения, разные шрифты текста полезны, если ими не злоупотребляют (более трех цветов или шрифтов лучше избегать, хотя нет правил без исключений).

При подготовке мастер-класса важно помнить о дискуссионных вопросах, на которые пока нет однозначного ответа, в том числе и в практике проведения профессионального конкурса «Учитель года России». Обязательна фокус-группа или нет? Какой должна быть степень сложности заданий для фокус-группы (или вопросов для зала)? Каков объем заданий для фокус-группы? Как достичь ситуации успеха для фокус-группы (и обязательно ли этого достигать)? В чем может проявляться вовлеченность аудитории? Какие способы обратной связи и взаимодействия с аудиторией стоит использовать, а от каких воздерживаться? Должна ли постоянно удерживаться главная мысль мастер-класса? Что показывает глубокое понимание темы ведущим мастер-класс? В чем проявляются индивидуальность и нестандартность мастера на занятии?

Все сказанное выше можно структурировать в таблице 4, показывающей элементы, проявления и эффекты мастер-класса (их цифровая последовательность не определяет значимости и ценности, каждый из элементов составляет единое мозаичное панно).

Таблица 4. Элементы мастер-класса: проявления и эффекты

Хочется пожелать всем верить в то, в чем сами уверены и что осознано. И быть готовым к тому, что и эта уверенность не постоянная и вечная. Пусть мастер-классы будут открытиями и образовательными событиями для всего педагогического сообщества.

Андрей ИОФФЕ, доктор педагогических наук, заведующий лабораторией развития личностного потенциала в образовании НИИ урбанистики и глобального образования Московского городского педагогического университета

Продолжение следует

 

[1]    В данном случае речь идет не о должности, а о педагоге с большой буквы.

[2]    Лихачев Д.С.Письма о добром и прекрасном. – 2-е изд. – М. : Альпина Паблишер, 2022. – С. 85-86.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте