search
main
0

Готовность жить в правовом обществе “Формирование правового образовательного пространства на муниципальном уровне”. 9-й класс

Цели и задачи программы, важнейшие цели:
Данный эксперимент проводится с целью формирования муниципального правового образовательного пространства как средства достижения следующих целевых показателей:
социализация учащихся, адаптация к меняющемуся окружающему пространству;
преодоление правового нигилизма подрастающего поколения, знание основных норм права, умение ориентироваться в правовом пространстве нашего государства;
формирование у учащихся гражданской активной позиции.

Обобщение и трансляция опыта педагогов города по ведению правового курса, демократических, правовых моделей воспитания на уровне образовательного пространства области.

Программа направлена на:
формирование практической правовой модели образования, способствующей формированию патриотизма, гражданской активной позиции у участников образовательного процесса;
организацию и проведение работы на уровне муниципальных образовательных учреждений по практической реализации муниципальной модели правового образовательного пространства;
формирование открытой правовой образовательной модели;
формирование системы непрерывного образования (ДОУ, ОУ, УДО);
проведение семинаров, интерактивных игр для педагогов города и области на базе образовательных учреждений города по проблеме реализации правового образования;
разработку моделей программ, направленных на правовую и социальную адаптацию подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию и находившихся в закрытых воспитательно-трудовых учреждениях.
Ответственность за организацию и внедрение программы возлагается:
в целом по муниципальной системе образования на ___;
по отделу администрации города по работе с молодежью на ___;
координация деятельности образовательных учреждений, организация контроля за работой по реализации модели правового образовательного пространства на ___;
в образовательных учреждениях города на их руководителей;
по вопросам координации и сотрудничества с правоохранительными органами на ___.

Исполнители и соисполнители программы и основных мероприятий:
Вся организационная деятельность по выполнению задач программы осуществляется в тесном взаимодействии с:
отделом администрации города по делам молодежи;
муниципальными образовательными учреждениями различного типа;
ОВД г. Каменска-Шахтинского.

Объем и источник финансирования
Общий объем финансирования программы на 2001-2004 гг. – 9,76 млн. рублей.

Сроки реализации программы:
Программа для достижения поставленных целей рассчитана с 2001 по 2005 год.

Ожидаемые конечные результаты:
формирование у выпускника образовательного учреждения города положительной “Я – концепции”, активной гражданской позиции, умения строить личные и общественные отношения на диалогической основе, актуализироваться в любой жизненной ситуации на позициях гражданина правового государства;
создание предпосылок для реализации Программы РФ по патриотическому воспитанию граждан;
создание практической модели адаптации детей и подростков к динамически меняющемуся социуму, уделение особого внимания учащимся “группы риска”;
создание различных практических моделей реализации правового образования в регионе;
формирование открытой образовательной системы как фактора повышения правового самосознания граждан.

Система организации контроля за исполнением программы:
Управление, координация и контроль хода реализации программы на территории муниципального образования осуществляется ___.
В целом по области в рамках контроля и обобщения опыта могут входить совещания и семинары для педагогов области, участвующих в областной программе правового образования.

Пояснительная записка
Программы эксперимента “Формирование правового образовательного пространства на муниципальном уровне”
Цели и задачи эксперимента: В последние годы в современной России происходят глубокие изменения во многих сферах жизни общества, трансформируются общественные отношения, перестраивается система целей и приоритетов. Страна вступила на путь формирования правового государства и становления гражданского общества. Успехи на этом пути зависят прежде всего от готовности граждан жить в новых условиях, от их правовой культуры.

Преодоление годами формировавшегося правового нигилизма граждан возможно только через создание правового образовательного пространства. Для достижения этой цели необходимо:
введение в образовательную программу целостного, концептуально проработанного, оснащенного соответствующим комплектом пособий правового курса;
включение демократических правовых ценностей в УВП через создание новых воспитательных моделей как средство социализации личности;
подбор методов обучения, обеспечивающих оптимальную эффективность УВП, создание правового образовательного пространства;
формирование открытой образовательной модели, включение в правовое образование всех участников образовательного процесса.

Каменск-Шахтинский с 1998 г. сотрудничает с РФПР. Все школы города обеспечены качественными пособиями комплексного правового курса “Основы правовых знаний” для 7-х, 8-9-х, 10-11-х классов. Преподавателями города наработан интересный методический опыт. Во многих школах города была проведена работа по проектированию новых воспитательных моделей, созданию правового образовательного пространства в ОУ. Регулярно в ОУ города проводятся интерактивные игры по праву. Раз в год проводятся межшкольные городские дебаты по актуальным проблемам, волнующим молодежь города.
Таким образом, в городе накоплен определенный опыт реализации УВП с ориентацией на социализацию юных граждан в условиях построения гражданского общества, т.е. в городском образовательном пространстве созданы все условия для проведения регионального эксперимента по созданию открытой правовой образовательной системы в рамках муниципального образования.

Целью эксперимента являются разработка и апробация различных моделей УВП, ориентированного на правовую социализацию субъектов учебного процесса. Для достижения поставленной цели в экспериментальный период планируется достичь следующих целевых показателей:
обобщение опыта работы педагогов ОУ города по проблеме реализации преподавания правового курса, выход на технологизацию наработанного методического опыта;
обобщение опыта работы школ города по формированию демократического уклада, построению новых воспитательных моделей, формирование муниципального правового образовательного пространства;
формирование открытой образовательной системы как средства социализации участников образовательного процесса;
создание и совершенствование непрерывной системы образования в области правового образования от дошкольного к школьному и т.д.

В целом данный проект не требует финансирования, но потребует увеличения расходов статьи N 5 на подготовку учителей и их информирование через консультации, поездки в другие образовательные учреждения, проведение проектных семинаров непосредственно на базе ОУ города и увеличения по статье N 12 на усиление материально-технической базы, создание и развитие центров адаптации подростков и молодежи города.
Ценность данного эксперимента заключается в том, что позволяет спроектировать механизмы реализации образовательной политики государства в области правового образования на муниципальном уровне, предоставляет возможность распространения опыта по созданию муниципального правового образовательного пространства в региональном масштабе в рамках публикации результатов эксперимента, проведении семинаров на базе ОУ города.

Реализация программы включает в себя два этапа.
Первый этап (2001-2003) – переход к сбалансированному развитию обучения, воспитания и развития личности с правовым самосознанием в условиях муниципального образования.
Основная цель этапа – обобщение опыта педагогов города по созданию правового образовательного пространства, разработка новых образовательных моделей.

В процессе реализации будут решаться следующие задачи:
изменение содержания, организационных форм и методов образования как залог реализации новых подходов к созданию условий для реализации личности учащегося;
технологизация методических наработок педагогического коллектива города, создание методического центра для реализации 2-го этапа эксперимента;
разработка моделей, концепций обновления содержания социально-педагогической работы в области правового образования;
подготовка и переподготовка кадров, связанных с построением открытой правовой образовательной модели;
разработка вариативных моделей примерных планов УВП и научно-методических рекомендаций по их реализации;
создание нормативно-правовой базы, материально-технической базы подпрограмм “Постскриптум” (правовая и социальная адаптация подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию и находившихся в закрытых воспитательных трудовых учреждениях), “Летний правовой лагерь” (на базе ДОЛ “Орленок” провести тематические смены, позволяющие моделировать правовое воспитательное пространство).

Второй этап (2003-2004) – выход на применение проектных моделей, реализацию концепции правового образовательного пространства.
Основная цель этапа – построение открытой образовательной системы правового образования в городе.

Будут решаться следующие задачи:
формирование системы непрерывного образования (ДОУ, школы, работа с родителями, приглашение к сотрудничеству учреждений профессионального образования города);
проведение семинаров, интерактивных игр, стажерских площадок для педагогов области на базе ОУ города по проблемам реализации правового образования;
подготовка предложений и рекомендаций в адрес других образовательных систем региона по реализации правовой модели образования.

Ожидаемые конечные результаты:
формирование у выпускника образовательного учреждения города положительной “Я – концепции”, активной гражданской позиции, умения строить личные и общественные отношения на диалогической основе, актуализироваться в любой жизненной ситуации на позициях гражданина правового государства;
создание различных практических моделей реализации правового образования в регионе;
формирование открытой образовательной системы как фактора повышения правового самосознания граждан.

Надежда МИРОШНИКОВА,
учитель права

Ростовская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте