27 декабря 2011 года в Министерстве образования и науки РФ царила благодушная праздничная атмосфера, несмотря на то, что итоговая коллегия образовательного ведомства была посвящена двум очень серьезным и важным проблемам.
Обсуждали ход разработки и общественного обсуждения проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и итоги первого года реализации проекта «О развитии электронных образовательных интернет-ресурсов нового поколения, включая культурно-познавательные сервисы, систем дистанционного общего и профессионального обучения (
e
learning
), в том числе для использования людьми с ограниченными возможностями».
Конечно, больше всего внимания уделили судьбе главного образовательного законопроекта.
«Новый закон рождался в муках», – начал свой экскурс в историю становления проекта министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. Он напомнил, что первый вариант закона был вынесен на обсуждение полтора года назад. Участники Всероссийского конкурса «Учитель года России-2010» попросили дать возможность внести поправки как можно более широкому кругу общественности. Закон обсуждали во всех палатах парламента, на многих общественных форумах, в интернете, в том числе на специально созданном сайте, на августовских совещаниях во всех образовательных учреждениях страны.
Министр уверен: «Невозможно всю жизнь обсуждать документ. Надо остановиться, передать законопроект в правительство и парламент и затем начать его воплощать. С точки зрения качества он это заслуживает… Закон принимается с общественного согласия, при этом мы понимаем, что все им довольны никогда не будут».
Предварительная дата окончательного вступления Закона «Об образовании в Российской Федерации» в силу – 1 января 2013 года – вдохновила всех собравшихся. В выступлениях участников итоговой коллегии звучала та же мысль – готово «почти все».
В этом отношении самым ценным был доклад директора Департамента правового обеспечения деятельности Минобрнауки России Марины Лукашевич. Она рассказала о ходе общественного обсуждения законопроекта, которое продолжается и сегодня, в любой момент любой желающий может зайти на сайт edu.crowdexpert.ru и оставить свои комментарии к имеющимся поправкам в проект, внести свои предложения.
Марина Борисовна перечислила десять конкретных изменений, которые несет в себе новый законопроект. Напомним, что в их числе возможность получить бесплатное образование в организациях различных форм собственности, возможность поступить в учреждение дошкольного образования без очереди, возможность реализации уникальных образовательных программ, расширение полномочий общественных советов с участием родителей, работодателей, учеников и так далее. Введение нового Федерального закона «Об образовании в РФ» влечет за собой изменения в ста федеральных законах. Требуются согласования со всеми субъектами Российской Федерации, с федеральными органами исполнительной власти. Это процесс уже идет, и успешно. Законопроект согласован с 45 субъектами РФ, со многими органами исполнительной власти. В ближайшей перспективе – принятие плана мероприятий, связанных с реализацией будущего закона.
Смысл выступлений в прениях был один – законопроект хорош, вот только некоторые детали надо подправить… Об этом говорил и министр образования и науки Республики Татарстан Альберт Гильмутдинов, который попросил, в частности уточнить понятийный аппарат: что такое родной язык, родная литература? Похвалил законопроект министр образования и науки Москвы Исаак Калина: «Удивительно, как коллегам удалось из внутренне противоречивого текста сделать данную редакцию». Духанина пожелала «достичь гармонизации всей нормативно-правовой базы страны. Тогда не будет непонимания». Ефим Рачевский уверен: если закон «Об образовании в РФ» будет приниматься раз в двадцать лет – это будет хорошо. «Надо ввязываться», то есть завершать работу над законопроектом, согласен с министром директор московского Центра образования «Царицыно» №548. «Высшее достижение – ушли от четырехстраничного документа в начале к двухсотстраничному сегодня. А лучше, если в законопроекте будет 180 страниц», – заметил Ефим Лазаревич.
Подытожил обсуждение сверхважного для образования России законопроекта академик РАН Александр Яковлев. Он отметил ключевые моменты создания законопроекта: «Проект не из самых легких, пожалуй, самый тяжелый… Он затрагивает каждого человека в нашей стране. К работе над законом привлечены лучшие силы. Прошло спокойное, некрикливое обсуждение. Часто то, что получается после обсуждения документа, хуже первоначального варианта. Мы избежали этого. Сегодняшняя версия лучше первоначальной. Проект стал более человечным. И вместе с тем мы постарались, чтобы Закон «Об образовании в РФ» прежде всего не входил в противоречие с Конституцией». Александр Николаевич отметил также, что над предложениями, которые прозвучали на итоговой коллегии Минобразования России надо обязательно работать. А Марина Лукашевич пояснила, что на 60% предложения, которые были даны сегодня, отражены в последней версии законопроекта.
В заключение министр образования и науки России Андрей Фурсенко поблагодарил всех разработчиков проекта Закона «Об образовании в РФ» и сказал: «Думаю, что следующий Новый год мы будем встречать с новым законом».
Комментарии