Идея патриотизма во все времена занимала особое место в важнейших сферах жизни общества. Особенно роль и значение его возрастают на крутых поворотах истории, когда объективные тенденции развития общества сопровождаются повышением напряжения сил его граждан. Тем не менее в научно-исследовательской, педагогической литературе проблеме патриотизма уделяется явно недостаточное внимание. В изучении природы, сущности, содержания данного феномена с учетом важнейших изменений, происшедших в нашем обществе, сделаны лишь первые шаги. Поэтому в период реформирования российского общества, модернизации системы образования рассмотрение ряда важнейших сторон данной проблемы является одной из актуальных задач.
Патриотические чувства и взгляды считаются, с одной стороны, компонентом личностной идентичности человека, а с другой – результатом его социализации. Эмоциональное чувство привязанности и любви к родительскому дому, к родным и близким усложняется, появляется рациональное и рефлексивное отношение к Родине, когда патриотизм выражается в намерении действовать. Патриотические переживания не обязательно напрямую связаны с понятием «Родина», но с его символизированными проявлениями – событиями (полет в космос или стройки века), людьми (герои прошлого и популярные фигуры сегодняшнего дня) или идеями («православие», «демократия», «самобытность» и т.п.). Особое значение приобретает то, как человек рассматривает и оценивает свой опыт жизни в стране и опыт своих предков, как он переживает настоящее и какие планы он строит относительно своего будущего. Данные социологических опросов показывают, что значительная часть россиян сомневается в широкой распространенности патриотических чувств в нашем обществе. Так, на вопрос: «С вашей точки зрения, какую часть россиян можно назвать патриотами?» – 42% респондентов выбрали вариант «меньшинство», пятая часть опрошенных (20%) остановилась на ответе «половину», а 8% – «никого».
Смысловое наполнение понятия патриотизм на протяжении последних двух столетий неоднократно менялось. Когда-то патриотизм означал прежде всего гражданственность, т.е. чувство личной ответственности за судьбу своего народа, а сам термин в России звучал как вызов самодержавной власти. На протяжении ХIХ столетия под влиянием растущего национализма смысл понятия постепенно трансформировался, у него появлялись разные, сильно расходящиеся значения. В последний раз дискуссии о том, что есть «истинный патриотизм», вспыхнули в годы перестройки. Утверждена постановлением правительства государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». В ней определены основные пути развития системы патриотического воспитания граждан, ее основные компоненты, позволяющие воспитывать российских граждан, готовых к служению Отечеству. При этом учитываются опыт и достижения прошлого, современные реалии и проблемы, тенденции развития нашего общества. Патриотическое воспитание – это систематическое и целенаправленное формирование у детей высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. В программе определены следующие задачи: формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны.
Общенациональный идеал сегодня – это возрождение России, которое немыслимо без обращения к ее глубинным истокам. Курс отечественной истории традиционно рассматривается как одна из главных основ патриотического воспитания. По словам В.Ключевского, «каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательно и добросовестно действующим гражданином». Школьные учебники истории, как зеркало, отражают отношение государства, общества к проблеме патриотизма. Растет количество вариативных (подавляющее большинство к числу альтернативных вряд ли можно отнести) учебников истории: из более 80 учебных изданий Федерального перечня более 40 освещают вопросы истории России для основной и старшей школы. При этом остается актуальной проблема современного учебника новейшей отечественной истории. В Положении о проводившемся в 2002 г. конкурсе таких учебников подчеркивалось, что пособие должно «опираться на новейшие достижения современной исторической науки, представлять Россию в контексте всемирной истории, показывать ее историю как историю многонацинального государства, способствовать воспитанию патриотизма, гражданственности, национального самосознания, исторического оптимизма…»
Понятие «патриотизм» рассматривается различными авторами в зависимости от личной гражданской позиции. Все многообразие подходов к пониманию его можно условно дифференцировать по ряду направлений.
К первому из них относится абстрактное чувство любви к природе, отчему краю и т.п. Именно таким является понимание патриотизма многими людьми, в том числе представляющими творческую интеллектуальную, культурную элиту. Это направление называют возвышенно-эмоциональным.
С ним тесно связано второе, которое наряду с эмоциональной стороной включает также и целеустремленную социальную деятельность граждан в интересах общества, на благо Отечества, – активно-деятельностное.
В третьем направлении патриотизм рассматривается как общественное явление. Содержание и характер его в значительной степени обусловливались особенностями исторического развития общества, государства, политикой его правящей элиты.
Четвертое направление характеризуется тем, что государство рассматривается как объект патриотизма, поэтому его с полным основанием можно назвать «государственным патриотизмом». Осмысление главной идеи этого направления предполагает понимание патриотизма как проявления его субъектами чувства национальной гордости за державу, их активное участие в укреплении государства и государственности как первоочередного условия эффективного функционирования социальных институтов, развития общества и личности.
Пятое направление в определенной мере является альтернативным по отношению к предыдущему. Его представители, раскрывая сущность патриотизма, делают это в неразрывной связи именно с личностью, которая является для них высшей ценностью (в том числе и по отношению к обществу, не говоря уже о государстве). Поэтому данное направление может называться личностным патриотизмом. В отличие от предыдущего направления, рассматривающего государство как главный объект патриотизма, здесь первостепенную роль отводят субъекту, то есть личности, которая занимает, безусловно, доминирующее положение, а патриотизм определяют как духовно-творческий акт возвышения личности, обладающей важнейшими нравственными и другими качествами, до осознания ее нераздельности с Отечеством как высшей ценностью, необходимости служения своему народу.
Шестое направление во многом связано с предыдущим. Эта связь выражается в том, что очень часто субъектом патриотизма выступает личность. Сам же патриотизм рассматривается как важнейший момент, этап духовного развития, самовыражения ее. При этом уровень такого развития является очень высоким, поскольку духовная самореализация личности предполагает проявление ею целого ряда важнейших сторон, качеств, характеризующихся полнотой, целостностью, оптимальностью их сформированности. Содержание же этих качеств личности, самого акта духовности патриотизма является глубоко религиозным, что позволяет дать определение этому направлению как духовно-религиозному. Это направление имеет богатую традицию, глубокие и мощные корни.
Анализ этих направлений позволил дать более универсальное определение патриотизма. Под патриотизмом понимается одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, являющаяся важнейшим духовным достоянием личности, характеризующая высший уровень ее развития и проявляющаяся в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, сопричастность с его историей, культурой, достижениями, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном служении Родине.
Ольга ЖУРАВЛЕВА, кандидат педагогических наук
Комментарии