search
main
0

Готовить – только «под заказ»! В Санкт-Петербургском электротехническом университете предпочитают с работодателями договариваться

В условиях модернизации российского высшего профессионального образования университеты находятся в состоянии поиска адекватного ответа на вызовы времени. Стремление вузов в таких условиях не потерять свою «привлекательность» как центров знаний и повысить свою конкурентоспособность на рынке образовательных услуг требует от университетов максимально быстрого изучения и внедрения управленческих новшеств и перспективных разработок. Как сегодня решают эти задачи, рассказывает ректор Санкт-Петербургского электротехнического университета Дмитрий ПУЗАНКОВ.

– Модернизация образования в условиях экономического роста и наступившего демографического спада определяет потребность переосмысления и трансформации системы и практики управления основными направлениями деятельности университета. Какие же факторы требуют первоочередного внимания? Речь идет о росте конкуренции на рынке образовательных услуг; появлении среди бизнес-структур заинтересованности в финансировании подготовки специалистов «под заказ»; превращении образования взрослых в перспективный и динамично развивающийся сектор деятельности университетов; возрождении госзаказа для подготовки специалистов и размещении их в вузах на конкурентной основе.

Вузовская наука в той же мере сталкивается сегодня с жесткими рыночными реалиями. Качественная научная и образовательная продукция российской высшей школы востребована мировым рынком. В результате активно развиваются международные связи вузов, идет процесс интеграции в мировое информационное, образовательное и исследовательское пространство. Но и здесь возникают очевидные проблемы. В их числе: ресурсные ограничения свободного и широкого доступа всего вузовского сообщества в мировое информационное пространство; отсутствие у большинства вузов навыков активной и результативной работы на международных рынках образовательных услуг и научно-технической продукции.

Все говорит о кардинальном изменении в сравнении с недавним прошлым «проблемного поля», в котором действуют высшие учебные заведения. Современный вуз должен быть готов к работе в условиях рыночных экономических реалий, а его развитие может происходить только в условиях постоянного поиска новых форм деятельности – образовательной, научной и научно-производственной.

Анализ тенденций развития системы высшего профессионального образования, внешней и внутренней среды университета позволил сформулировать долгосрочную цель развития СПбГЭТУ – упрочение позиций университета как одного из ведущих вузов страны и лидера в своей сфере деятельности. Стратегия университета должна обеспечить его устойчивое развитие, гарантирующее: подготовку специалистов на уровне мировых стандартов и в соответствии с требованиями работодателей; проведение научных исследований на уровне, обеспечивающем их спрос на рынке научно-технической продукции; развитие и преемственность кадрового потенциала; поддержание материально-технической базы.

Роль университетов в инновационном развитии регионов и системы высшего профессионального образования заключается в совершенствовании всех уровней университетского образования, повышении качества подготовки и востребованности выпускников университета, повышении качества учебно-методического, материально-технического и информационного обеспечения образовательного процесса, развитии фундаментальных и прикладных исследований и активном использовании новейших научных достижений в подготовке высококвалифицированных специалистов, углублении интеграции университета со стратегическими партнерами, усилении влияния работодателей на структуру и содержание образовательных программ и подготовку специалистов, развитии системы непрерывной подготовки.

Современные тенденции в высшей школе. Во-первых, это фактическое расслоение массы вузов: реализация приоритетного национального проекта «Образование» и создание двух федеральных университетов де-факто определили группу ведущих университетов страны; последнее решение президента о создании сети федеральных университетов подтверждает эту тенденцию. Во-вторых, системное взаимодействие университетов с другими вузами при реализации совместных интегрированных образовательных программ. И в-третьих, изменение политики университетов при построении взаимоотношений с предприятиями и организациями профильных для вуза отраслей.

Сегодня формируется новая система управления образовательными программами в интересах рынка труда и работодателей. Университет переходит от пассивной формы выпуска специалистов «от достигнутого» к активному взаимодействию с рынком труда и его планомерному формированию, от социальной защиты невостребованных выпускников, их адаптации и содействия трудоустройству – к выпуску конкурентоспособных специалистов.

Принципиальным переменам подвергается система управления университетом. Для реализации коллегиальных форм управления качеством подготовки специалистов по основным научно-образовательным направлениям получает новый импульс деятельность экспертно-аналитических советов, сформированных как независимые коллегиальные органы с преобладающим участием представителей промышленности, отраслевой и академической науки, преимущественно из числа стратегических партнеров вузов, нацеленных на комплексное сотрудничество в области науки и образования.

Университет перешел от взаимодействия с отдельными потребителями своей продукции к отраслевому принципу подготовки специалистов и выполнению научных исследований.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте