search
main
0

Готовимся к взрослой жизни

Маленькие дети менее защищены, чем взрослые люди. Они не могут сами за себя постоять, но они должны быть счастливы, радостны и благополучны. А это возможно лишь в том случае, если им будут обеспечены права на жизнь, на развитие, на безопасность существования.

Знание правовой культуры строится постепенно. Сначала под влиянием окружающей жизни и воспитания. Уже в детстве мы начинаем понимать, что можно делать, а что нельзя. О добре и зле, о простых истинах и правилах взаимоотношений между людьми. Затем мы знакомимся с Конвенцией о правах ребенка и начинаем понимать, что с правовыми вопросами мы сталкиваемся гораздо чаще, чем это кажется на первый взгляд. Что наши повседневные дела и поступки часто имеют правовую оценку. Главное – не научить детей правам, а научить ими пользоваться. Ведь из бесправного и запуганного ребенка может вырасти только бесправный и запуганный взрослый. А это значит, что ни о каком правовом государстве просто не может идти речь.

А кто должен научить детей правам? Родители, учителя, врачи, детские организации. Чтобы они защищали от всех форм небрежного отношения, жестокости, причем защищали права всех ребят, даже тех, кто их нарушает. Только тогда люди смогут понять ценность человеческого достоинства, прав ребенка и необходимости их соблюдения.

Какие же права есть у школьника? На жизнь и развитие, право на имя, право на свободу, право на воспитание в семье, право на неприкосновенность личности, на тайну переписки, право на личную жизнь, право на частную собственность, право на достоинство и уважение. А чтобы дети поверили в то, что их защищает закон, защита должна быть не игрушечной, а настоящей.

При этом каждая школа решает сама, какие могут быть права и полномочия у школьного самоуправления. Оно реально там, где самоуправление не пустые разговоры, а реальные дела. Где нет рассуждений типа: «Никаких прав, они нам не нужны, будем во веки веков холопами, а царь-батюшка нам директор родной».

Недавно я стала лицеисткой. Этот день я не забуду никогда в жизни. Мы стояли на сцене, с трепетом в сердце, с гордостью в груди и с радостью в душе.

К нам подошли старшеклассники и повязали галстуки. В этот момент я почувствовала себя настоящей лицеисткой в большой семье лицейской демократической республики.

Многое мне в лицее нравится. Лицейская конституция, лицейские порядки, законы, которые мы сами принимаем на заседании лицейской думы, сами же их и выполняем. Так мы и строим нашу школу – территорию закона. Где все равны и помогают друг другу. А если нет? Друзья и подруги ведь разные бывают. С учителями тоже иногда диалог ну никак не получается. Что делать? Где найти помощь от трудностей и невзгод, с кем посоветоваться?

Я узнала, что в лицее действует анонимная юридическая консультация по защите прав ребенка. Прием в ней ведут старшеклассники. Это ученики десятых и одиннадцатых классов. Некоторые из них мечтают о профессии юриста, а некоторые просто хотят помочь ребятам советом, выслушать их, понять, посоветовать, куда обратиться, если одним разговором не обойтись. Ведь не всех ребят обижают. Некоторые просто хотят получить ответ по гражданскому, семейному, уголовному праву. И не обязательно для себя, для знакомых, родственников, друзей, или просто выговориться.

Через неделю ребятам дают ответ в письменном виде так, чтобы этого никто не видел, консультация ведь анонимная. Записи в журнале приема ведутся, но фамилия и имя ребенка не упоминаются нигде.

Лиза ЧУДАЙКИНА, ученица лицея-интерната «Подмосковный», Московская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте