search
main
Топ 10
В Госдуме предложили пересмотреть подход к начислению зарплат учителям Примерно 1,5 тысячи челябинских девятиклассников после осеннего ОГЭ останутся на второй год Минпросвещения: объявлены пять призеров конкурса «Воспитатель года России – 2023» Минобрнауки утвердило минимальные баллы ЕГЭ для поступления в вузы Минобрнауки представило проект приказа по порядку набора в вузы на следующий учебный год Школьникам рассказали об избирательной системе России на занятии «Разговоры о важном» Стали известны имена 15 лауреатов конкурса «Воспитатель года России – 2023» Меры социальной поддержки педагогов в Ивановской области закрепят в законе Родителям из Подмосковья объяснили, что такое рейтинг ученика в приложении «Моя школа» Родителям облегчили получение данных о посещении детьми школ и колледжей Москвы Оценки выставлены: финалисты конкурса «Учитель года России – 2023» прошли второе испытание Готовимся к ЕГЭ по математике профильного уровня с учетом последних изменений Рекомендации опытного эксперта по подготовке к ОГЭ по обществознанию в 2024 году Томских школьников и педагогов приглашают навстречу вызовам Народные учителя Чувашии будут получать до 40% надбавки к окладу Сергей Кравцов и Виктор Садовничий встретились с финалистами конкурса «Учитель года – 2023» Адаптация первоклассников: особенности и проблемы Учительство – это про любовь: в Башкирии живет династия Князевых—Детининых с общем педагогическим стажем 300 лет Школьники предложили гостям Музея истории Ярославля одеть бояр и купцов и ничего не перепутать В Удмуртии девять школ полностью закрыли на карантин из-за ОРВИ
0

Готовимся к очередному сокращению бюджета на образование

Система образования по определению довольно консервативна. В современном обществе главная ее задача – та, которую несколько веков назад успешно выполняла религия: формировать единую культурную платформу, когнитивный и коммуникативный базис, который позволяет представителям разных социальных групп и разных поколений худо-бедно понимать друг друга, ставить общие цели и консолидироваться для их достижения.
Проще говоря, в нетоталитарных государствах образование и есть та последняя духовная скрепа, которая остается работоспособной на уровне социума как целого и успешно сдерживает его от распада на множество ментально изолированных сегментов, связанных только экономическими и структурно-организационными отношениями. Поэтому в отличие от профессиональных «визионеров», год за годом восторженно предрекающих, что уже через год-другой-третий все в образовании изменится неузнаваемо, я не жду в такой короткой перспективе никаких тектонических подвижек. Если в 2021‑м к нам не прилетит очередной «черный лебедь» (а даже если и прилетит), по сравнению с 2020‑м изменится не так уж много.

Чего нам, безусловно, стоит ждать, так, во-первых, очередного сокращения бюджетов и, как следствие, дальнейшего углубления разрыва между образовательными учреждениями, имеющими особый статус (федеральные, научно-исследовательские университеты, центры развития одаренности и т. д.), и, так сказать, «общеобразовательными». Во-вторых, усиления бюрократического прессинга как способа симулятивного решения реальных проблем. А проблем будет много, учитывая издержки пандемийного периода, который, по самым оптимистичным прогнозам, закончится не раньше следующей осени, и резкое падение доходов населения. В-третьих, прогрессирующего увеличения дистанции между формально задекларированным и действительным качеством образования, стимулирующего к поиску альтернатив (услуги репетиторов, онлайн-курсы независимых специалистов и образовательных организаций и т. п.). Но эта тенденция будет в ближайшее время сдерживаться финансовым кризисом. В-четвертых, обострения кадрового дефицита в средней школе в связи с массовым исходом из образования тех учителей, которые смогут себе это позволить, не обрекая себя и семью на финансовую катастрофу.

Сергей ДЕМЧЕНКОВ, преподаватель Омского государственного университета имени Ф.М.Достоевского, кандидат филологических наук, доцент

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте