search
main
0

Готовимся к очередному сокращению бюджета на образование

Система образования по определению довольно консервативна. В современном обществе главная ее задача – та, которую несколько веков назад успешно выполняла религия: формировать единую культурную платформу, когнитивный и коммуникативный базис, который позволяет представителям разных социальных групп и разных поколений худо-бедно понимать друг друга, ставить общие цели и консолидироваться для их достижения.
Проще говоря, в нетоталитарных государствах образование и есть та последняя духовная скрепа, которая остается работоспособной на уровне социума как целого и успешно сдерживает его от распада на множество ментально изолированных сегментов, связанных только экономическими и структурно-организационными отношениями. Поэтому в отличие от профессиональных «визионеров», год за годом восторженно предрекающих, что уже через год-другой-третий все в образовании изменится неузнаваемо, я не жду в такой короткой перспективе никаких тектонических подвижек. Если в 2021‑м к нам не прилетит очередной «черный лебедь» (а даже если и прилетит), по сравнению с 2020‑м изменится не так уж много.

Чего нам, безусловно, стоит ждать, так, во-первых, очередного сокращения бюджетов и, как следствие, дальнейшего углубления разрыва между образовательными учреждениями, имеющими особый статус (федеральные, научно-исследовательские университеты, центры развития одаренности и т. д.), и, так сказать, «общеобразовательными». Во-вторых, усиления бюрократического прессинга как способа симулятивного решения реальных проблем. А проблем будет много, учитывая издержки пандемийного периода, который, по самым оптимистичным прогнозам, закончится не раньше следующей осени, и резкое падение доходов населения. В-третьих, прогрессирующего увеличения дистанции между формально задекларированным и действительным качеством образования, стимулирующего к поиску альтернатив (услуги репетиторов, онлайн-курсы независимых специалистов и образовательных организаций и т. п.). Но эта тенденция будет в ближайшее время сдерживаться финансовым кризисом. В-четвертых, обострения кадрового дефицита в средней школе в связи с массовым исходом из образования тех учителей, которые смогут себе это позволить, не обрекая себя и семью на финансовую катастрофу.

Сергей ДЕМЧЕНКОВ, преподаватель Омского государственного университета имени Ф.М.Достоевского, кандидат филологических наук, доцент

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте