Кажется, вот только еще вчера прозвенел последний звонок 2022-2023 года, а уже сегодня начался новый учебный год с подготовкой к занятиям, проверкой тетрадей и выставлением отметок. Что нам ожидать в этом учебном году?
Снова и снова пытаюсь проиграть в голове краткое и грозное словосочетание: «ЕГЭ по математике профильного уровня». Кому-то он кажется ужасным, кто-то воспринимает этот экзамен как очередной вызов.
Однако учителям математики в плане глобальных изменений в структуре экзамена обычно везет. Поскольку математика – наука фундаментальная, то и изменения в экзаменационных заданиях вполне предсказуемы, понятны и происходят с интервалом в несколько лет.
Ежегодно, в конце августа – начале сентября, я как учитель выпускных классов задаюсь одним и тем же вопросом: какие пособия использовать для подготовки к экзамену по профильной математике в классе и индивидуально?
Ответ на этот вопрос для себя нашел я достаточно давно, как только начал работать в выпускных классах. Ответ на самом деле достаточно простой и эффективный. В новом учебном году название этого учебного пособия звучит так: «ЕГЭ-2024. Математика. Профильный уровень. 50 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий от разработчиков ЕГЭ». Каждый год просматриваю новые задачники для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ, и в большинстве задачников, к сожалению, видишь только повторение заданий, а иногда даже целых вариантов из задачников прошлых лет. Данное издание не имеет этой болезни. Отмечу несколько важных моментов пособия.
Во-первых, в пособии учтены изменения текущего года, которые отражены в демоверсии экзамена по профильной математике. В нынешнем году добавлено одно задание по геометрии в первой части экзамена (см. рис. 1), и количество заданий снова стало равно 19, как это было в 2021 году. Данное задание проверяет умения определять координаты точки, вектора, производить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами (код 13 по перечню проверяемых требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования; код 7.5 по перечню элементов содержания проверяемых на ЕГЭ по математике). Задание в пособии представлено в исчерпывающем многообразии формулировок, начиная с поиска скалярного произведения и заканчивая поиском угла между векторами (см. рис. 2).
Для выпускников появление нового задания первой части означает повышение первичного балла на один балл за первую часть работы, а вот тестовый балл работы, который можно набрать за первую часть, повышается сразу с 64 в прошлом году до 66 в текущем году.
Также расширена линейка заданий по вероятности в рамках задания 5 (см. рис. 3).
Кроме новых заданий по вероятности, мы видим и хорошо нам знакомые с экзаменов предыдущих лет задания. Например: «Симметричную монету бросают 11 раз. Во сколько раз вероятность события «выпадет ровно 5 орлов» больше вероятности «выпадет ровно 4 орла»?». Или, например, такое задание: «В коробке 6 синих, 10 красных и 9 зеленых фломастеров. Случайным образом выбирают два фломастера. Какова вероятность того, что окажутся выбраны один синий и один красный фломастер?». И, наконец, такое задание: «Игральную кость бросили два раза. Известно, что два очка не выпали ни разу. Найдите при этом условии вероятность события «сумма выпавших очков равна 4».
Вторая часть экзаменационных заданий также представлена во всей красе. Их семь, как и в прошлом году. Изменений в структуре заданий и критериях оценивания по сравнению с прошлым годом не произошло, и в сборнике присутствует традиционный подробный разбор шести вариантов с примерными образцами выполнения работ, что позволит выпускнику и педагогу сверить свое решение с рекомендованным оформлением.
Во второй части хотелось бы обратить внимание на самое решаемое задание второй части. В этом году это задание 13 (рис. 4 и 5). Конечно, речь идет об уравнениях – на мой взгляд, самом любимом объекте изучения многих выпускников. Его решают или пытаются решать практически все. Вот где многообразие заданий и пища для размышлений от самых понятных до достаточно сложных. Подборка заданий действительно впечатляет и позволяет вспомнить практически все возможные способы и комбинации способов решения уравнений, которые учащиеся изучили в процессе обучения в школе.
Например:
Или такое задание:
Во-вторых, каждый из авторов является разработчиком заданий для КИМов. Поэтому в сборнике мы можем наблюдать примерный уровень экзаменационных заданий, а учащиеся могут проверить свои силы в решении таких задач. На рынке сейчас достаточно много пособий различных авторов, но в данном сборнике мы видим подборку действительно обновленных заданий в соответствии с требованиями будущего экзамена.
В пособии много незаурядных и действительно редких задач. Они не требуют дополнительных знаний и вместе с тем заставляют задуматься над решением. Вот одна из них (см. рис. 6). Она как глоток свежего воздуха, дает пищу для размышлений.
По моему мнению, именно при решении таких задач формируется функциональная грамотность, о которой так много говорят.
В-третьих, в книге представлены 50 полноценных вариантов, а значит, в нем содержатся 50 сложных уравнений, 50 неравенств, 50 экономических задач. И новых задач по геометрии на векторы тоже ровно 50. И все они соответствуют по структуре и содержанию новой демоверсии.
Всем коллегам рекомендую данное учебное пособие.
Вячеслав НОВОКРЕЩЕНОВ, учитель математики ГБОУ СОШ №237 Санкт-Петербурга
Комментарии