Федеральные и столичные программы по развитию образования, стандарты второго поколения задают участникам образовательного процесса направление, в котором надо двигаться, чтобы повысить качество образования. Казалось бы, вот они, рабочие инструкции, принимай и действуй! Но готов ли сегодня московский учитель принять новые установки и требования? А еще больший вопрос – готов ли он действовать в заданном направлении?
Проблема очевидна – несоответствие темпов модернизации столичного образования и повышения уровня профессиональной компетентности современного учителя. Какими качествами должен обладать московский учитель, чтобы соответствовать запросам времени, быть успешным сегодня и завтра? На мой взгляд, основные качества современного учителя – готовность к сотрудничеству, стремление познавать, учиться и переучиваться. В быстро меняющемся мире с огромными потоками обновляющейся информации учителю необходимо постоянно анализировать, корректировать и совершенствовать свои профессиональные качества. Нас не учили, как работать с учащимися, имеющими ограниченные возможности здоровья, как выявлять, поддерживать и тем более развивать одаренность. Но сегодня педагог должен (не побоюсь этого слова) помочь раскрыться и найти подход к каждому ученику. Большую роль в повышении профессиональной компетентности учителя играет самообразование, но необходимы и другие формы. К сожалению, в школе мы часто сталкиваемся с ситуацией отсутствия у учителей желания и готовности к творческому сотрудничеству с коллегами. Методические объединения и творческие группы педагогов в школах выполняют в основном информационную функцию, ограничиваясь решением организационных вопросов и отчетами по итогам работы. Чем это объяснить? Возможно, наличием стереотипов у педагогов («Надо так, а не иначе!»), отсутствием мотивации к осуществлению исследовательской, творческой педагогической деятельности («Зачем, если и так все получается?»). Безусловно, организация творческого сотрудничества (сотворчества) в школьных педагогических коллективах – это сверхзадача для руководителей, но важно понимать, что именно в процессе обсуждения мнений и идей, в процессе выполнения совместных творческих проектов действуют различные рефлексивные механизмы, которые способствуют осмыслению профессиональной деятельности педагога, побуждают его к изменениям в контексте современных требований. На мой взгляд, каждая образовательная организация может быть первичным местом повышения профессиональной компетентности своих сотрудников при создании определенных условий. Например, организация системы обучающих семинаров (может, вебинаров) и открытых занятий педагогов по применению изученных методик, техник, технологий. Конечно, профессионализм учителя чрезвычайно важен, но не менее актуальны и его личностные качества. Учитель должен быть образцом для ученика. Только сильная личность способна повести за собой. Сильная – значит целеустремленная, обладающая глубокими и осмысленными знаниями, высокими нравственными принципами.
Комментарии