search
main
Топ 10
В новом учебном году введут единые подходы к начислению зарплат учителям В Рособрнадзоре напомнили о минимальных баллах ЕГЭ Глава Минпросвещения назвал темы занятий «Разговоры о важном» на следующий учебный год Как обновили школьную программу, рассказал министр просвещения В российских школах вновь появятся серебряные медали В российские школы могут вернуть уроки труда Главред Сетевого издания «Учительская газета» Никита Чудин выступил на Международном форуме «Диалог культур» Алтайскому госуниверситету – 50 лет: состоялась встреча первых выпускников В ОГУ стало известно имя нового руководителя вуза Президент РФ вручил государственные награды учителям и наставникам У кого хотят учиться: в Москве наградили лучших педагогов города Валерий Фальков назвал наиболее востребованные специальности для поступления в 2023 году Массовое внедрение федеральных основных образовательных программ пройдет в течение двух лет Стали известны место и дата проведения общегородского выпускного в Москве Эксперты подтвердили отсутствие утечки материалов ОГЭ и ЕГЭ в 2023 году Глава Минпросвещения встретился с учителями, награжденными Президентом РФ ОГЭ и ЕГЭ-2023: 24 мая глава Рособрнадзора расскажет об особенностях основного периода сдачи экзаменов Четыре правила по улучшению памяти перед экзаменами от преподавателей РАНХиГС Школьников по всей России обеспечат равным доступом к качественному образованию Во Владивостоке построили образовательную часть культурного кластера
0

Государство меняет модель финансирования

Государство снова берет на себя ответственность за финансирование школ, за то, что записано в Конституции и в Законе “Об образовании”, заявил Александр Шишлов, председатель Комитета Думы по образованию и науке, после утверждения Думой в первом чтении так называемого президентского законопроекта о финансировании школ. Причем президентская инициатива, по мнению специалистов, – на 90% гарантия того, что он будет принят.

Этот документ вносит изменения и дополнения в действующие законы о финансировании общеобразовательных учреждений. В нем разделяется ответственность между уровнями власти за обеспечение государственных гарантий на получение бесплатного общего образования. Также уточняется порядок финансирования государственных и муниципальных школ.
Без президентского закона возможны задержки зарплаты, остаточный принцип финансирования и огромный разрыв в подушевом финансировании между регионами и даже в пределах одного города, считает Александр Шишлов. Теперь в законопроекте записано, что федеральные органы власти обеспечивают реализацию прав граждан на образование. И еще ответственность за финансирование не просто передается субъектам Федерации, а указан и механизм финансирования – по нормативам.
На 2003 год минимальные расходы на обучение одного ученика в городе предлагается установить в 4900 рублей, в крупном селе – 5800, в других селах – 8800 рублей. В этих суммах затраты на зарплату учителей и компенсация за литературу составляют 70%. Кроме того, из этих средств приобретаются учебные пособия и расходные материалы. А муниципалитеты получают субвенции исходя из численности учащихся, потратить эти деньги они смогут только на сферу образования – предусмотрен контроль со стороны казначейства. За органами местного самоуправления остается ответственность за капитальный и текущий ремонт, приобретение оборудования, коммунальные расходы школ.
Это создает основу для совершенно иной модели финансирования образования, чем та, что мы имеем сегодня, подчеркнул председатель Комитета по образованию и науке. Появилась возможность уходить от принципа финансирования от достигнутого.
Но новым документом можно добиться и большего. Ко второму чтению законопроекта предполагается “привязать” финансирование не к образовательным программам, как записано сегодня, а к образовательному стандарту. Также будет предложено “поднять уровень” гарантий: чтобы школы финансировались не за счет региональных бюджетов, а за счет федерального. Предлагается обсудить введение не только региональных нормативов финансирования, на которые ссылается законопроект президента, но и федеральных.
Мы также хотим предусмотреть выделение на школы субсидий или субвенций из федерального бюджета, сообщил Александр Шишлов. Здесь возможны два варианта: частичное покрытие расходов на школу в виде субсидий для бедных регионов или более радикальный вариант, когда минимальный уровень финансирования будет гарантирован федеральным бюджетом и все субъекты Федерации получат субвенции. Но это, естественно, потребует перераспределения доходных полномочий.
Наши законы до сих пор не учитывали того, что существуют муниципальные образования двух типов, добавил первый заместитель министра образования Виктор Болотов. Так, в деревушке на 500 человек учредителем начальной школы выступал сельсовет и соответственно ее финансировал. Сейчас новый документ “вытаскивает” школу из муниципальных образований, созданных по поселенческому принципу, – у нее появляется более серьезный учредитель, и ему государство будет помогать через субсидии.
Кстати, президентский законопроект принят в первом чтении почти одновременно с так называемым пакетом Козака, в котором содержатся новая редакция закона о местном самоуправлении и существенные поправки в Закон об общих принципах организации государственной власти на уровне субъектов Федерации. В них устанавливается более четкий порядок передачи государственных полномочий муниципалитетам, что соответствует тому, что предложено в президентском законопроекте.
Пакет Козака начнет действовать в 2005 году, и к этому времени возможно перевести базовое финансирование школы на федеральный уровень, считает Александр Шишлов. До июня президентский законопроект должен быть принят Думой, чтобы его положения были учтены в бюджете 2004 года.

Ирина ДЕМИНА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте