search
main
0

Государство и общество несут равную ответственность перед историей за воспитание молодежи. Эти слова не просто девиз, а концептуальная суть, заповедь нашей совместной деятельности по духовно-нравственному, патриотическому и гражданскому воспитанию обучающейся молодежи столицы

​В жизни нередко случается так, что некоторые документы общество не сразу понимает, воспринимает и оценивает как исторически значимые явления, становящиеся программой действий на долгие годы. Силы инерции мыслительного консерватизма делают свое дело. Послания Президента РФ В.Путина Федеральному Собранию от 12.12.2012 и от декабря 2013 года кое-кто и кое-где воспринял просто как очередные нормативно предусмотренные Конституцией акции главы государства, в то время как Путин в них сказал: «Сегодня хотел бы остановиться на некоторых принципиальных вопросах нашего движения вперед, причем принципиальных не только на среднесрочную, но и на долгосрочную перспективу, для настоящего и для будущего России, на вопросах базового характера для каждого из нас». В прошлом году состоялся расширенный пленум Московского городского совета ветеранов, участники которого обсудили вопрос «О задачах ветеранских организаций г. Москвы в свете Послания Президента РФ В.Путина Федеральному Собранию от 12 декабря 2012 года», отметив, как важны эффективное партнерство и сотрудничество в конкретных делах, разрешении самых актуальных проблем в жизни страны и общества.

Главный вопрос – вопрос духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания населения, и особенно молодежи, – никогда не терял и не потеряет своей актуальности. Мы сегодня уверенно можем заявить о том, что в Москве создана и совершенствуется система духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания обучающейся молодежи. В столице действуют около 2000 музеев боевой и трудовой славы, из них 1617 сертифицированных, состоящих на учете в Департаменте образования, в работе которых принимают активное участие ветеранские организации Москвы. Ежегодно в День знаний более 3600 ветеранов выступают перед учащейся молодежью, стали традицией уроки Мужества и встречи участников Великой Отечественной войны с учащимися во всех учебных заведениях, в детских конкурсах патриотического рисунка, проводимых ветеранскими организациями совместно с образовательными учреждениями, принимают участие тысячи учащихся.В дни празднования 65-й годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне, 8-9 мая, в Москве были проведены более 1200 только общегородских мероприятий, в которых приняли участие свыше 5 млн человек, около половины из них составляла молодежь. Тысяча мероприятий, посвященных 70-летию контрнаступления под Москвой в 1941 году и годовщинам Сталинградской и Курской битв, более чем по 100 номинациям проведена в Москве, многими сотнями измеряются мероприятия, проводимые в округах, районах, в учебных заведениях, учреждениях, организациях и предприятиях столицы.По результатам опроса ВЦИОМ в июле 2013 года были сделаны такие выводы: 97% опрошенных москвичей гордятся историей России, 90% – культурой и искусством, 84% – российскими спортсменами, 76% – сильной армией, 61% – позицией России на международной арене, 60% – российской наукой и учеными. По опросам москвичей от 18 лет и старше в 2009 году к патриотам себя относили 84,1%, из них уважение к истории страны и памяти прошлых поколений было у 58,1%. За прошедший период этот показатель вырос на 39%. Выше всего гордость за победу советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, за развитие советской науки и технологий, позволивших человечеству выйти в космическое пространство, за высокие нравственные стандарты советской культуры, искусства и спорта. Мы считаем справедливым оценивать такой всплеск роста уважения к истории своей Родины москвичами как результат большой совместной работы Правительства Москвы, системы столичного образования, ветеранских организаций и других институтов гражданского общества по духовно-нравственному, патриотическому и гражданскому воспитанию населения столицы. 6 июня 2013 года в торжественной обстановке на Поклонной горе (что очень символично) дважды Герой Социалистического Труда, член Совета Федерации РФ, председатель МГСВ Владимир Долгих и министр Правительства Москвы, руководитель Департамента образования, доктор педагогических наук Исаак Калина подписали соглашение «О сотрудничестве и совместной деятельности в области патриотического, духовно-нравственного и гражданского воспитания обучающихся образовательных учреждений Москвы», к которому приложен комплексный план конкретных мероприятий по проведению этой работы, который по уровню содержания, целеустремленности и насыщенности вполне можно назвать программой.Соглашение предусматривает активизацию деятельности действующих и создание новых общественных советов при учебных заведениях, широкое участие общественности в их деятельности. В Москве уже давно существует практика, когда общественные советы при учебных заведениях создают приказами их первых руководителей, которые при этом обычно председателями этих советов в большинстве случаев не становятся. Состав советов подбирает руководство учебного заведения из людей, ему угодных и полезных. Роль таких советов очень невелика, они работают в совещательном режиме, зачастую формально, оказывая небольшое влияние на содержание и эффективность учебного и воспитательного процессов. Мы сейчас совместно разрабатываем новое положение «Об общественном совете учебного заведения». Председателем совета должен быть первый руководитель учебного заведения, в его состав должны входить представители педагогического коллектива, соответствующей территориальной ветеранской организации (обязательно), родительского актива, наиболее влиятельных общественных организаций, бизнес-сообщества, науки, культуры, спорта, военных, военизированных и силовых ведомств, правоохранительных органов, муниципальной власти, представители обучающейся молодежи. Учреждать совет может по-прежнему своим приказом руководитель учебного заведения, но советы не должны быть контролирующими, ревизирующими общественными органами, они призваны быть первыми и надежными помощниками руководства учебного заведения и его педагогического коллектива в проведении работы по духовно-нравственному, патриотическому и гражданскому воспитанию обучающихся.В проекте положения мы предусматриваем введение для учащихся и студентов старших классов и курсов факультативных зачетов по духовно-нравственной, патриотической и гражданской тематике. Ими могут быть сочинения на конкретную тему, рефераты, выступления в печати, на конференциях, семинарах, круглых столах, в клубах, участие в дискуссиях. Порядок, формы и методы проведения зачетов разработает само учебное заведение, сведет их в положение, которое утвердит на общественном совете.Мы считаем, что необходимо внести новое направление в нашей совместной работе – «Воспитание воспитателей». Для этого было бы полезно в каждом учебном заведении иметь специальный план или программу, которая бы предусматривала проведение семинаров, слушаний, лекций, полезных встреч для педагогического состава учебных заведений и ветеранского актива по духовно-нравственным, патриотическим и гражданским вопросам. Думаем, не реже одного раза в год в каждом учебном заведении должны проходить по этой тематике совместные научно-практические конференции, в которых бы на равных участвовали преподаватели, представители общественности и сами учащиеся. При этом учащиеся должны быть не просто слушателями, но и докладчиками, содокладчиками, выступающими. Такие мероприятия, которые нужно тщательно готовить в неторопливом режиме, были бы полезны не только учащимся, но и преподавателям, можно было бы создать из преподавателей и представителей общественности группы консультантов, которые помогали бы ребятам подготовиться к выступлению. Наверное, могла бы быть какая-то состязательность на право участия в такой конференции, как среди преподавателей, так и среди учащихся. Надо решительно изгонять из учебных заведений настроения, когда преподаватели-предметники считают, что заниматься духовно-нравственным и патриотическим воспитанием должны только гуманитарии, что это их удел. Пусть физик расскажет ребятам, какой вклад в Великую Победу внесли его коллеги-физики, а биолог – про биологов, пусть и математик скажет свое слово.В комплексе мероприятий по реализации принятого соглашения предусмотрено повышение уровня культурно-этического воспитания учащихся. Нам кажутся интересными предложения о том, чтобы учреждения культуры Москвы: государственные и частные театры, музеи, концертные организации, студии, вузы культурной ориентации, филармонические предприятия, творческие коллективы, консерватории и музыкальные училища, телекомпании, киностудии, газеты и журналы, научные учреждения и другие взяли шефство над школами. В Москве, мы надеемся, удастся развернуть движение «Культуру в школы!». В учебные заведения с добрым словом и наставлением должны прийти знатные ученые, деятели культуры, искусства, известные артисты, музыканты, кинематографисты, художники, поэты, писатели. Многие из них ныне стали ветеранами, им есть что рассказать молодежи и есть чему ее научить. Будет очень полезно по подобию уроков Мужества проводить в школах уроки этики, тут и у ветеранов, и у работников образования непочатый край работы.Мы рекомендуем учебным заведениям разработать, широко обсудить в среде обучающихся и в последующем принять нравственные, моральные или этические кодексы, хартии, уставы, заповеди (пусть каждый коллектив назовет по-своему). Важно, чтобы учащаяся молодежь не восприняла такие документы как обязаловку, спущенную сверху, а увидела в них собственное творение, чтобы эти общественно-нормативные акты базировались на славных исторически сложившихся в России нравственных и духовных ценностях.Страна готовится достойно отметить 70-ю годовщину Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Военно-патриотическое воспитание в это время приобретает особое значение, в нем важное место занимают музеи боевой и трудовой славы. Роль и влияние музеев в учебных заведениях надо значительно и ощутимо поднимать, сделать так, чтобы школьный музей боевой и трудовой славы стал постоянно действующей и совершенствующейся структурой учебного и воспитательного процессов. Мы приступили сейчас к разработке системы индикаторов оценки работы музеев учебных заведений. Разработка индикаторной системы не такое простое дело, как кажется на первый взгляд, здесь нужно содружество теоретиков и практиков, методистов и психологов, педагогов и общественности и обязательно самих обучающихся. Считаем, что важно сформировать своеобразную программу обязательной деятельности музеев, а уж она будет обогащаться местными творческими инициативами. Школьные музеи призваны стать своеобразными методическими центрами работы и педагогического коллектива, и общественности по воспитанию учащейся молодежи. В них должны быть необходимые материалы и пособия по духовно-нравственному, патриотическому и гражданскому воспитанию. При этом информационные массивы должны быть компьютеризированы, чтобы любой учитель или ученик за считанные минуты мог найти нужный ему материал. Музеи следует пополнить материалами по трудовому воспитанию, в редком музее сейчас встретишь экспозицию на тему «Учителя – ветераны нашей школы», да еще с отзывами бывших учащихся о своих любимых учителях, а ведь воспитательное значение такой экспозиции трудно переоценить, она поднимает авторитет учителя, учит молодежь помнить и высоко ценить добро, что полностью солидаризируется со словами президента страны о повышении роли и авторитета учителя.Сейчас готовится новый единый учебник по истории России. О его содержании и в принципе о его необходимости идут острые дискуссии, в которых принимают активное участие как ветеранские организации Москвы, так и ее педагогический актив. Сейчас трудно сказать, каким получится этот учебник, но внимание к нему еще и еще раз свидетельствует о том, как важно в наше сложное время партнерство, сотрудничество государства и общества в духовно-нравственном, патриотическом и гражданском воспитании обучающейся молодежи.Расим АКЧУРИН, первый заместитель председателя Московского городского совета ветеранов войны и труда, генерал-полковник в отставке;Лев НУЖДИН, писатель;Игорь ПАВЛОВ, заместитель руководителя Департамента образования

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте