search
main
0

Государство – это я или государство – это мы? Тема «Идеология как средство легитимности власти» – 9-11-е классы

Придание политической системе легитимности – это крайне важная задача как в прошлом, так и в настоящем времени. Поэтому на этом занятии понятие легитимности расширяется. Тема может изучаться в курсе политологии (профильный курс, элективный курс), 9-й класс, 11-й класс – обществознание (профильный уровень). Ориентировочное время занятия – 90 минут.

5. Сделайте вывод об общих тенденциях проявления идеологии в разных странах. Определите черты различия. 6.Ответьте на вопрос:

Для сравнения особенностей формирования и проявления различных идеологических учений в разных странах Европы и мира необходим хороший уровень подготовки по истории зарубежных стран. Можно было использовать любые известные примеры проявления идеологии в жизни общества (любые страны и партии, исторические периоды). Предлагаемое занятие актуально и в связи с повышением активности политической деятельности партий различных идеологических течений в современной ситуации подготовки и проведения выборов в местные органы власти.

Ожидаемые результаты:

В ходе проведения занятия участники смогут: назвать не менее 4 идеологических течений; анализировать документы, выделять основные положения, устанавливать причинно-следственные связи, находить общие черты и различия на основе сравнения документов и событий; работать в группе, представлять собственные оценочные суждения, участвовать в дискуссии внутри малой группы, представлять результаты работы публично.

В результате проведения занятия участники смогут: сформулировать понятие «идеология», различать идеологические течения, характеризовать основные положения идеологических течений в историческом и современном контексте, привести примеры проявления различных идеологий в конкретной исторической ситуации в разных государствах в разное время; проанализировать тексты, документы для определения характерных черт идеологических течений в разных странах и в разные исторические эпохи, сравнить их, выделяя общее и находя различия; высказать собственное мнение по вопросам: Какой тип идеологии кажется вам наиболее соответствующим современному политическому режиму нашей страны? Какова цена и преимущества придания легитимности власти на основании идеологии?

Основные понятия: легитимность, идеология, власть, консерватизм, либерализм, коммунизм, фашизм, религия, теократия, доктрина, догма.

Вводная часть

Участникам занятия предлагается прослушать гимн Российской империи «Боже, царя храни». Определить основные идеи, которые утверждаются в нем. Ответить на вопрос: Создание гимна являлось государственным заказом царя. Определите цель такого действия.

Организационная часть

Возможные варианты: основные идеи – это приоритет важнейших ценностей (власть царя, религиозность, православие, божественное провидение, единство царя и народа и т.д.). Цель – единение общества, утверждение названных ценностей, распространение признания ценностей в обществе и т.д.

Вывод: Для того чтобы подтвердить убеждение в своей легитимности, власть должна обратиться к идеологии или религии как средствам достижения поддержки конкретной системы ценностей, защищаемой этой властью.

Исходя из возможных вариантов ответов, формулируется тема занятия.

Основная часть

Проблемный блок

Постановка проблемы: предлагается дать определение понятия «идеология», перечислить функции идеологии, дать краткое содержание основных идеологических течений современного общества. Ответить на вопросы:

В процессе обсуждения вопроса совместно формулируются ожидаемые результаты, устанавливаются правила работы.

Информационный блок

В ходе небольшой лекции преподаватель дает характеристику идеологии, представляет ее структуру, определяет функции идеологии в политической сфере общества.

Материалы для работы: лекционный материал

Идеология – это система идей и убеждений о природе общества и роли власти в нем. Политическая идеология выражает базовые ценности политической партии, класса, группы или нации. Идеология дает объяснения тому, как общество пришло к современному состоянию и какое будущее у него должно быть (цели, к которым следует стремиться политикам и обществу в целом). Для того чтобы достигнуть это будущее, идеология определяет, как нужно жить и что нужно делать. Она предоставляет критерии для вывода, что есть истина и что ложь, какие аргументы правильные и какие неверные. Идеологии, таким образом, объясняют, предсказывают, предписывают.

Когда идеология используется для легитимизации власти, она начинает нести черты религии. Религия и идеология предоставляют догматическое собрание идей и убеждений, претендующих на абсолютную истину, которым люди безусловно должны верить и следовать. В этом случае политическая идеология несет черты государственной религии. Она придает исключительное значение вере в Бога. В дискуссии приверженцы определенной идеологии зачастую ссылаются на непреложность ее положений.

В истории общества наиболее ярко использовали идеологию для легитимизации своей власти крайне левые и крайне правые партии. Коммунистические и фашистские режимы доминировали в мировой политике в середине ХХ века, который часто называют веком идеологии. Но она играла и играет свою политическую роль и у социалистов, и у сторонников капитализма, либералов и консерваторов, даже анархизм – это не что иное, как убеждение в вредоносности центральной государственной власти.

Термин был введен в политический оборот в 1795 году французским философом XIX в. Антуаном Луи Клод Дестют де Траси (1754-1836) для обозначения учения об идеях, позволяющих установить твердые основы для политической жизни. Образованный дворянин де Трасу хотел создать новую академическую дисциплину, изучающую системы идей. Он назвал эту будущую науку идеологией или наукой об идеях.

Ни одно современное общество не может существовать без идеологии, так как она формирует политическое мировоззрение, дает определенные ориентиры в политической жизни, делает их участие в политике осмысленным. В настоящее время используются три значения термина «идеология». Ученые политологи, работающие в традиции де Траси, используют его в научном, формальном смысле. Для них идеология – нейтральная концепция, которая может использоваться как инструмент при изучении набора базовых убеждений и ценностей, разделяемых группой людей или целым народом. В ХХ веке научное значение термина было заслонено политическим для манипуляции целыми народами, искренне верящими в правоту идей правых или левых политических течений. Поэтому в своем третьем значении термин используется теми, кто осуждает политические злоупотребления, связанные с идеологией.

Подходы к пониманию природы, роли и места идеологии в жизни общества:

1) Системный подход (Т. Парсонс): идеология – важный функциональный элемент политической системы общества, а именно, сумма ценностей, определяющая основные направления развития данного общества и поддерживающая существующий общественный порядок.

2) Марксистский подход рассматривает природу и функции идеологии двояко. Буржуазную идеологию и идеологию пролетариата (наиболее прогрессивную).

3) Культурологический подход (К. Манхейм): идеология представляет собой форму ложного, иллюзорного сознания, насаждаемого с целью введения в заблуждение людей и возможностей для манипулирования ими.

Критический подход (Р. Арон, Э. Шилз) рассматривает идеологию как своего рода «политическую религию», то есть мало связанную с реальностью веру людей, которая возникает в периоды глубоких социальных кризисов и мобилизует их совместные усилия по выходу из кризисной ситуации.

Структура и функции идеологии

(рассматривается при высоком уровне подготовки участников занятия)

1. Теоретико-концептуальный. Образуют основные положения, раскрывающие ценности и идеалы определенного общественного класса, нации или государства либо группы приверженцев определенного направления политического развития (например, реформаторы, консерваторы).

2. Программно-политический. Социально-философские принципы или идеалы преобразуются политической элитой в конкретные программы, лозунги и требования, способствующие принятию политическим руководством определенных политических решений и осуществлению связанных с ними действий.

3. Актуализированный. Составляют осознанные гражданами конкретные политические цели, а также их реализацию с помощью конкретных методов и действий.

Связь идеологии с политикой носит двойственный характер: идеология направляет политическую деятельность и политическое развитие общества, но при этом политическая практика и политическая реальность проверяют реалистичность и силу того или иного политического учения.

Функции идеологии

1. Ориентационная. Идеология включает в себя основные представления об обществе и политической системе, о политике и власти, помогает человеку ориентироваться в политической жизни и осуществлять осознанные политические поступки.

2. Мобилизационная. Предлагая обществу определенную модель (идею, программу) более совершенного состояния (строя, режима), идеология тем самым мобилизует членов общества на их воплощение в жизнь.

3. Интегративная. Она стремится сформулировать общенациональные и общегосударственные ценности и цели, предлагает их обществу, объединяя на их основе людей.

4. Амортизационная (то есть смягчающая). Объясняя и оправдывая в глазах людей существующую политическую систему и политическую реальность, идеология тем самым способствует снятию социального напряжения, смягчению и разрешению кризисных ситуаций, когда у государственной власти нет материальных либо организационных возможностей общества и граждан.

5. Функция выражения и защиты интересов определенной социальной группы или класса. Например, марксистская идеология претендует на отстаивание интересов пролетариата, либеральная – слоя предпринимателей и собственников и т. д.

Рассмотрение проблемы. Работа в малых группах

Организация работы в группах. Деление на группы по вопросам (см. приложение 4).

Раздаточные материалы (приложение 1) и сопроводительные материалы: рекомендации для работы с документами. Итогом работы станет заполнение таблицы (Приложение 2).

В ходе обсуждения внутри группы заполняется часть таблицы, соответствующая раздаточным материалам, в процессе выступления всех групп участники полностью заполняют таблицу. (таблица 1).

Обсуждение. Выступление представителей групп, представление подготовленных работ, заполнение общей таблицы по итогам работы групп.

1. Назовите средства распространения (утверждения) идеологии.

2. Определите общие и особенные черты идеологических течений.

3. Для продолжения работы необходимо обратиться к принципу деления на группы и ответить на вопрос: «Какому идеологическому течению соответствует тип легитимности?» (Группа 1, работавшая по материалам «Консерватизм», должна определить, какой идеологии соответствует в большей мере рационально-правовая власть и т.д. Так группы осваивают материал, представленный в ходе работы по первой части таблицы.)

4. Представьте результаты работы группы, приводя исторические примеры (публичное выступление) – продолжение работы в таблице.

5. Сделайте вывод об общих тенденциях проявления идеологии в разных странах. Определите черты различия. Какой тип идеологии кажется вам наиболее соответствующим современному политическому режиму нашей страны?

6.Ответьте на вопрос: Какова цена и преимущества придания легитимности власти на основании идеологии?

Общее и различное в проявлении идеологических учений в разных странах. Таблица 2.

(для выполнения 2-й части необходима хорошая подготовка по историческим темам, соответствующим тематике занятия).

Н.КРИЦКАЯ, кандидат педагогических наук, учитель истории школы №37; М.ПЕТУХОВА, учитель истории и обществознания школы №37, Киров

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте