В 2006 году был выполнен проект Всемирного банка реконструкции и развития, поддержанный Минобрнауки России, «Мониторинг ключевых компетентностей выпускников учреждений начального профессионального образования». Проект предполагал создание и апробацию инструментария для оценки уровня сформированности ключевых профессиональных компетенций.
редысторией проекта можно считать начатую задолго до этого в Самарской области работу по формированию нового содержания образования, компетентностных образовательных результатов и адекватных технологий их получения. К этому времени в регионе в целом были практически завершены преобразования системы НПО. Теперь она в целом соответствует современным социально-экономическим условиям.
Итоги проекта – не только инструментарий для измерения принципиально новых для нас образовательных результатов – компетентностей, уровня их освоения конкретными студентами в результате освоения действующих учебных программ, но и вопросы, которые поставил проект. Хороший урок – это не столько ответы, сколько вопросы.
Важная особенность проходящих сейчас процессов модернизации образования состоит в том, что практически все изменения в системе образования связаны с преобразованием ресурсов без всякой ориентации на образовательные результаты, получение которых и должно обеспечиваться этими ресурсами. Массовая и профессиональная пресса обсуждают, главным образом, вопросы изменения условий и реже организации образовательных ресурсов. Но практически не дискутируются вопросы соответствия образовательных результатов запросам реальной деятельности. В то же время, именно образовательные результаты, четко декларированные государством, выступают ориентиром для граждан, основой для построения образовательной деятельности учреждениями образования, содержанием непростого понятия качества образования для управления им. Ими же руководствуются рынки труда при оценке качества кадровых ресурсов экономики и зарубежные студенты при выборе страны обучения, они составляют важнейший элемент инвестиционной привлекательности образовательной системы. Образовательные результаты играют роль стратегии отрасли.
И как всякая плодотворная стратегия, они обслуживают не отрасль, а цели развития государства через адекватную подготовку граждан к новым условиям жизни и кадров для новых социальных и промышленных технологий.
Между тем образовательные результаты – штука весьма непостоянная. Особенно в наше время, когда изменения во всех формах организации общества столь интенсивны, что мера неопределенности не позволяет освоить одну жизненную стратегию навсегда. Об этих особенностях «переживаемого момента» написано много. Важен вывод – принципиально иные условия организации жизни и деятельности человека требуют от него новых качеств для успеха.
Так какие же качества обеспечивают сегодня конкурентоспособность? Это и есть вопрос, на который должны ответить образовательные результаты, заявленные государством в виде образовательных стандартов освоения ключевых компетентностей (так сегодня называют освоенные универсальные деятельности, позволяющие быстро адаптироваться в социальной и профессиональной среде). Проблема в том, что наша образовательная система продолжает исповедовать прежние нормы качества, не замечая, что страна и мир иные, экономика и рынки качественно изменились, что общество входит в новый этап развития – постиндустриальный, что неизбежные последствия глобализации экономики и ее первого шага – вступления в ВТО потребуют от населения демонстрации тех качеств, которым не учили и к которым не подготовили.
Мир эффективных экономик сменил приоритеты в образовательных результатах. Образование меняет свою ориентацию – знаниевую на компетентностную. Таковы запросы мира труда, который и поставил перед образованием вопрос о смене образовательных результатов. Знания из целей переходят в разряд средств, которые обеспечивают другие цели – компетентности как универсальные (ключевые) и профессиональные виды деятельности, эффективно обслуживающие принятую стратегию.
В политике практически всех развитых стран высокий уровень компетентности рабочих и специалистов рассматривается сегодня как важнейшее конкурентное преимущество государства, что находит отражение в целевых общенациональных программах (французская программа правительственных действий по развитию информационного общества PAGSI, норвежская программа «Реформа компетентности»). Большинство развитых стран при всем их культурно-национальном разнообразии и специфике экономического развития объединяют две общие долгосрочные тенденции:
1) переход к профессиональным стандартам, основанным на деятельностных результатах;
2) системное описание квалификаций в терминах профессиональных компетенций, компетентностно-ориентированное образование в различных своих модификациях прочно утвердилось в системах профессионального образования Великобритании, Финляндии, Австрии, США, Канады, Нидерландов. Среди причин, побудивших правительства этих стран обратить внимание на проблему профессиональной компетентности трудоспособного населения и молодежи, можно отметить следующие:
«давление» работодателей, инициировавших социальный диалог по качеству профессионального образования и предъявивших особые требования к выпускникам;
необходимость обеспечить социальную адаптацию выпускников средствами эффективной профессионализации;
создание основы для нострификации (взаимопризнания) профессиональных сертификатов выпускников в рамках создания единого европейского образовательного пространства.
Опыт развитых стран показывает, как важно оперативно менять образовательные результаты и ресурсы в соответствии с запросами рынка труда и зародышами новых культурных образцов, которые всегда порождает новая технологическая культура.
Конечно, освоение ключевых компетентностей начинают в системе общего образования, выходя затем в содержание профессиональных отношений. Новые образовательные результаты в системе общего образования предполагают различный уровень (на разных ступенях образования) владения ключевыми компетентностями, перечень которых провозглашается государством как элемент его политики.
Проведенный в рамках проекта анализ показывает, что позиция отечественных работодателей сводится, по своей сути, к требованиям владеть самыми общими техниками мобилизации ресурсов (компетентностями):
в области работы с информацией – информационная компетентность;
в сфере коммуникации – коммуникационная компетентность;
в отношении самоменеджмента – разрешение проблем, компетентность разрешения проблем.
Поскольку действующие образовательные стандарты не требуют целенаправленного формирования компетентностей, важно и интересно понять, происходит ли это в рамках образовательных программ, используемых технологий и профессиональной практики. Эти измерения представляют интерес для всех участников рынка труда. Выпускники профессиональных учебных заведений смогут понять, насколько полученное ими образование может быть залогом их социальной и профессиональной успешности. Для работодателей это возможность понять качество трудового ресурса и оценить необходимые затраты на доведение его до соответствующего уровня. Общество и государство получают информацию о мере конкурентоспособности трудового потенциала, а значит, о мере его профессиональной и социальной мобильности.
Следует отметить, что результаты учащихся зависят от того, в какой группе профессий они проходят обучение.
Заметно лучшие результаты показывают учащиеся, обучающиеся по профессиям сферы обслуживания и автомеханики в аспекте поиска информации. Значительно ниже средних выглядят результаты деревообработчиков.
Наряду с представителями профессий сферы обслуживания (что предполагалось) наиболее высокие результаты показывают будущие радиомеханики и электрики, а в части диалога и монолога их результаты оказались даже выше результатов обучающихся по профессиям сферы обслуживания. По этим аспектам крайне дифференцированными были результаты автомехаников.
Учащиеся тех же групп профессий показали наилучшие результаты в демонстрации ряда аспектов компетентности разрешения проблем. Хотя единичные результаты самого высокого, третьего, уровня были продемонстрированы только в группе портных-закройщиков. Следует заметить, что ни один учащийся, обучающийся по профессиям металлообработки, не справился с заданием даже начального уровня сложности.
Общие для всех групп профессий достижения и трудности выглядят так.
Информационная компетентность. В отношении «извлечения и первичной обработки информации» учащиеся в целом были достаточно успешны. Количество справившихся с заданием резко снижается к третьему уровню. При этом число учащихся, успешно справившихся с заданием второго уровня, оказывается высоким.
Значительно более сложными оказались для учащихся задания на предъявление информации.
Коммуникативная компетентность. Уровень успешности учащихся по аспектам этой компетентности позволяет сделать вывод о том, что во многих случаях при оценке информационной компетентности препятствием для учащихся является их уровень чтения.
В аспектах продуктивной коммуникации – взаимодействие в группе – учащиеся демонстрируют уровни организации и содержания группой работы в соответствии с требованиями.
При выполнении заданий, связанных с разрешением проблем, учащиеся продемонстрировали достаточно низкие результаты.
Это вполне объяснимо, поскольку разрешение проблем в отличие от работы с информацией и коммуникацией даже косвенно не является в настоящее время содержанием ни общего, ни начального профессионального образования, да и профессионального образования других уровней. Это также подтверждается фактом резкого снижения результатов учащихся по всем аспектам информационной и коммуникативной компетентности на высоких уровнях требований, где начинается в определенной степени интеграция компетентностей на базе компетентности разрешения проблем.
Значительно лучшие результаты учащиеся продемонстрировали в аспекте «использование технологий деятельности», поскольку в рамках освоения образовательной программы они регулярно работают с различными производственными технологиями.
Фактически представленные результаты, не претендуя на полную достоверность (в связи с не репрезентативной выборкой), могут рассматриваться как тенденция. Собственно измерения уровня освоения компетентностей выпускников НПО проводились в отсутствие целенаправленного формирования этих новых результатов – измеряли то, что появилось не в связи с целенаправленной работой, а как побочный, сопутствующий продукт деятельности системы образования.
Проблемой отечественной экономики выступает сегодня кадровый дефицит рабочих профессий. Несбалансированность спроса и предложения этой категории работников на рынке труда чрезвычайно велика. Проблема вышла за рамки ведомства и превратилась в общегосударственную, от разрешения которой зависят темпы экономического развития.
Вообще эффективность образовательной политики определяет темпы экономического роста. Конкурентоспособность товаров и услуг и экономики в целом начинается с конкурентоспособности специалистов. Казалось бы, эта тысячу раз очевидная истина должна определить стратегию ведомства – изучить конъюнктуру кадрового рынка не только в разрезе профессий и специальностей, но и конкурентных качеств рабочей силы, ориентировать образовательные ресурсы на формирование именно этих качеств через систему стандартов, образовательных программ, показателей эффективности образовательных ресурсов, меняющих качество жизни.
Привлечение зарубежных рабочих в отечественную экономику часто не связано с количественным дефицитом кадров, а обусловлено более высоким их качеством. Но и это не выступает поводом задуматься о причинах столь очевидного отставания в кадровой подготовке.
ледует сказать, что формирование компетентностей как новых образовательных результатов требует специальных образовательных технологий. Последние известны как из зарубежной практики, так и отечественной, которую формировали отдельные региональные системы образования. К сожалению, ни подготовка педагогов, ни учебно-методические комплексы, ни стандарты образования не предполагают введения этих технологий и получения новых результатов образования. Овладение ими остается уделом отдельных людей, учреждений и территорий.
Возможно, оценка и осознание потерь отдельного человека, общества и государства, связанных с уменьшающейся возможностью конвертировать полученные образовательные результаты в конкурентные преимущества, позволит увидеть в этом государственную проблему, требующую безотлагательного и конструктивного решения.
Ефим КОГАН, Виктория ПРУДНИКОВА, эксперты НФПК
Кстати
В ходе проекта было протестировано 248 выпускников и учащихся выпускного курса учреждений НПО Республики Карелия. Участники тестирования представляли профессиональные профили: металлообработка – сварщик, слесарь по ремонту дорожно-строительных машин – около 16 процентов, автомеханика – около 25 процентов, радио- и электротехника – около 21 процента, сервисные профессии – портной-закройщик, оператор связи, продавец – около 30 процентов, деревообработка – около 8 процентов.
Комментарии