search
main
0

Гость “УГ”

НОВИКОВА Клара Борисовна, народная артистка России. Закончила Киевскую студию эстрадно-циркового искусства. На эстраду вышла уже в 16 лет. В 1984 году поступила в ГИТИС на кафедру эстрадного искусства на курс актеров-режиссеров эстрады доцента В.Шалевича. Это отделение в свое время закончили А.Пугачева, Л.Вайкуле, Е.Петросян. Последние пять лет работает в театре М.Жванецкого. Главное хобби – работа, работа, работа.

Тетя Соня от…

Пырпырдикуляра

– Клара, что вы вспоминаете при слове “школа” (в первую секунду)?

– Почему-то вспоминается учитель истории по прозвищу Фараон, который получил это прозвище из-за прически в завитушках, и подруга Эмма, с которой мы сидели за одной партой и, делая вид, что пишем, прижимаясь к парте щекой, отчаянно болтали.

– Кто из учителей сыграл, на ваш взгляд, ощутимую роль в вашей жизни? Знакомо ли для вас понятие любимый учитель?

– Фаина Соломоновна Ковалевская. Она по-прежнему живет в Киеве, где я училась и мы жили в то время с мамой и папой, младшим братом. Благодаря ей со временем я поняла, что есть просто педагоги, а есть учителя. Ведь высокое понятие “учитель” идет еще со времен Иисуса Христа. Судьба свела меня с Фаиной Соломоновной в Доме пионера и школьника, куда я пришла заниматься художественным словом, мечтая стать артисткой. Я уверена, если бы не Фаина Соломоновна, я ею, может быть, и не стала. Она научила меня любить и понимать поэзию, ценить слово и видеть в нем художественный образ.

– А Кларе-школьнице не хотелось быть похожей на любимую учительницу?

– Откуда вы знаете? Дело в том, что все окружающие и сама Фаина Соломоновна считали, что мы очень похожи: мимикой, жестами, темпераментом. И только в последний раз, когда я была в Киеве на гастролях (а она посещает все мои киевские концерты), Фаина Соломоновна обронила такую фразу: “Клара, я всегда видела себя в тебе – мы действительно были похожи, но теперь я вижу, что я осталась прежней, а ты пошла дальше”. Надо сказать, что Фаина Соломоновна, как вы догадываетесь, уже немолодой человек и ей все тяжелее и тяжелее выбираться на мои выступления, но не пропустила ни одного и последний раз приехала даже в гипсе. Точно знаю, что она каждый раз очень волнуется перед встречей, как она выглядит, как будет одета. Однажды она репетировала целый день свой поход на мой концерт и, подойдя к зеркалу, сказала: “Платье на мне, как на вешалке”. И, желая пойти на каблуках, весь день проходила дома, чтобы проверить, устанет она или нет. Я в свою очередь до сих пор волнуюсь, что она скажет мне после концерта, так как ее мнение мне важнее, чем всех остальных, потому что она видит и оценивает такие вещи, какие способен заметить только учитель. Да что говорить, если бы она мне не сказала в свое время, что мне надо ехать в Москву, то, может быть, сейчас вы брали бы интервью у другой артистки.

– Есть ли какие-нибудь неприятные впечатления от школы?

– Нет! Сейчас уже только светлые…

– Были ли у вас случаи, когда вам в жизни пригодилось то, чему вы научились в школе?

– Да! У нас была учительница английского языка. Дети не любили ее. Она ходила в спущенных чулках, которые подтягивала через платье, волосы красила в луковый цвет, а мальчики и девочки всегда обращают внимание на внешний вид учителя. Но я могу сегодня говорить по-английски достаточно свободно и легко, часто бывая на гастролях в разных странах мира. И научила меня этому она – моя смешная училка.

А еще я помню старую учительницу, преподававшую химию – предмет, который я ненавидела. Я до сих пор отчаянно не понимаю, что из-за чего взрывается, почему горит газ, какая может быть реакция, кроме реакции в зрительном зале. Но, несмотря на свой антихимизм, я считала эту учительницу женщиной с большой буквы. Ее никто не смел назвать старухой, она всегда была с маникюром, с аккуратно уложенной головой, так как каждый день за один час до уроков заходила в парикмахерскую, находившуюся по дороге в школу. Ее любили все: и двоечники, и отличники, и педагоги. Сейчас ей, наверное, лет 85-87. Она до сих пор преподает в той же школе химию, ходит с прямой спиной и, как в те годы, заходит уже не в парикмахерскую, а в салон, так же за час до начала занятий.

– Клара, помните ли педагогов-мужчин? Теперь это большая редкость.

– Конечно, да. Большинство преподавали физику. В 10-11-х классах был физик, которого мы прозвали Пырпырдикуляр, нам он напоминал перпендикуляр. Еще помню, что по отчеству он был Христофоровичем, а мы делали вид, что путаем отчество, называли его Колумбовичем. Другой физик, Петр Петрович Солдатенков, знал, что я мечтаю стать артисткой, и, желая понять, какие роли я собираюсь играть в театре – главные или не главные, подкрадываясь ко мне на перемене, неожиданно спрашивал: “Клара, тебя в каком действии убьют – в первом или во втором?!” Вот такие были мужчины.

– Вы острохарактерная актриса, играете таких, как тетя Соня, украинка, бабушка под лестницей и т.д. Не приходилось ли вам использовать в своей работе характеры, увиденные в школьные годы?

– У меня была замечательная учительница русского и литературы Надежда Алексеевна Румянцева, которая не выговаривала буквы “Л”-“Р”. Как можно забыть и не использовать в работе фразу, которую я часто слышала в свой адрес: “Квава, выйди к доске и напиши – квассная ябота”.

– В вашей актерской биографии вам доводилось играть учителей?

– Может быть, вы помните любимый детьми и взрослыми киножурнал “Ералаш”. В одном из них я сыграла учительницу, которая переоделась в цыганку, ходила по домам учеников и, якобы гадая по руке, заставляла их учить уроки, рассказывая, кого спросят и о чем.

– Расскажите какую-нибудь смешную или нелепую ситуацию, произошедшую с вами в школе.

– В нашей школьной библиотеке работала очень интеллигентная, начитанная женщина. Она мне безумно нравилась. И однажды, желая продемонстрировать ей свою эрудицию, я сказала: “Дайте мне, пожалуйста, пятый том Золи”. На что она засмеялась и спросила: “А четыре предыдущих вы уже прочитали?” Ответить мне было нечего. Я на всю жизнь запомнила, как она мягко и не обидно меня высмеяла.

– Есть ли у вас ученики?

– Официальных пока нет. Мне неоднократно предлагали набрать курс студентов на кафедре эстрадного искусства ГИТИСа, но пока я отказываю из-за абсолютной нехватки времени: концерты, репетиции, гастроли, дом, муж, дочка, внук Левушка… Я знаю по опыту своих учителей, что эта профессия требует полной отдачи.

Наталья БИТЕЛЕВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте