search
main
0

Гость ДК

С надеждой смотрим на Москву

Министр образования Азербайджана Марданов Мисир Джумаил оглы – в кресле министра лишь с весны этого года.

В 1969 году закончил механико-математический факультет Бакинского государственного университета. Доктор технических наук. Типичный вузовский работник. Но и среди школьных учителей о нем уже ходят легенды. Например, о том, как во время выпускных экзаменов министр лично ездил по школам, а в одной из них даже поработал в экзаменационной комиссии на математике.

– И как, по-вашему, обстоят дела в средней школе? На каком языке ведется сейчас обучение?

– Кто желает получать образование на русском языке – пожалуйста. Есть у нас в городах школы, где занятия с первого до последнего класса проводятся на русском. Правда, после событий 1988 года в этих школах появились два сектора – русский и азербайджанский. Более того, во времена правления Народного фронта русский сектор по приказу “сверху” резко сократился. Но президент Гейдар Алиев восстановил справедливость, и, я вам должен сказать, что за последние три года количество русскоязычных школ снова увеличилось, и их число продолжает расти, так же, как и школьников, желающих получать образование на русском языке.

Могу сказать, что в русских средних школах у нас порядок – порядок на более высоком уровне, чем в азербайджанских. И уровень знаний педагогов в русских школах выше. Конечно, это минус для нас, но… правде надо смотреть в глаза.

– Ведется ли в русских школах преподавание азербайджанского языка?

– Конечно. Русская школа обязательно изучает и азербайджанский язык, историю Азербайджана и азербайджанскую литературу. А в азербайджанских секторах, и в средней школе, и в ПТУ, и в техникумах, и в вузах – везде отдельные часы выделяются для русского языка.

Скажу вам больше: изучение русского обязательно даже в турецких школах, которые начали открываться у нас в последнее время. Я акцентирую – не как иностранного, а как обязательного.

– Турецкие школы – это что-то новое. Расскажите о них, пожалуйста, поподробнее.

– Турки открыли у нас много школ, привезли с собой педагогов. А принимая на работу наших учителей, они платят им в 2-3 раза больше, чем в обычных средних учебных заведениях. У турецких школ прекрасная материально-техническая база: современные компьютеры, мебель, форма учеников. Поэтому многие наши одаренные дети выбирают именно такие школы. Но лично я не сторонник этого. Как правило, дети, окончившие их, продолжают, к сожалению, дальнейшее обучение в турецких высших учебных заведениях. Одни поступают во вновь открытые здесь, другие едут туда – граница у нас открыта. Есть в этом, конечно, и положительная, и отрицательная стороны. Какой больше, покажет жизнь. Начали открывать у нас свои школы иранцы и арабы. Их цель – насаждение в Азербайджане ислама. Но позиция нашего президента – светское государство. Наш президент прекрасно знает систему образования. И это не случайно. Ведь будучи в Советском Союзе членом Политбюро ЦК, он занимал пост председателя Комиссии по реформам образования в СССР.

С 1972 года Алиев ежегодно собирал родителей тех абитуриентов, которые уезжали учиться в Россию. Для каждого студента по его указанию заказывали форму. Бывая в Москве, он встречался с представителями обучавшихся там азербайджанцев.

К счастью, сейчас система обучения в российских вузах восстанавливается, и теперь ежегодно ваша столица принимает из Азербайджана 50 студентов: 25 – за счет Лужкова и 25 – за счет нашего президента. А всего 125 человек! По указанию президента дважды в год они имеют право на бесплатный проезд из Азербайджана в Москву и обратно.

– Высшая школа у вас платная?

– Все частные институты платные. Чтобы как-то остановить утечку научных кадров, и в государственных институтах открыты платные отделения.

Благодаря им мы смогли вдвое поднять оплату труда профессорам и доцентам.

– И сколько стоит обучение на дневном отделении?

– В прошлом году на юридическом факультете университета студенты платили 4000000 манат в год, что составляет приблизительно 1000 долларов. В этом году мы немного повысили – до 5000000 манат. Это немного. В наших частных вузах обучение значительно дороже.

– Это, так сказать, рыночные проблемы и веяния. А что нового в содержании вузовского образования?

– С 1992 года студенты принимаются в вузы по тестовой системе. Комиссия по приему создана при президенте и подчиняется лично ему. Все абитуриенты подают документы в эту комиссию. За один, максимум два дня она проводит экзамены-тесты среди поступающих во все вузы страны. Еще через два дня выпускается бюллетень с фамилиями принятых. Так же идет прием и в средние специальные учебные заведения.

– А не может ли получиться так, что абитуриент попадет не в тот институт, о котором он мечтал?

– Они подают заявления по группам: техническая, естественно-научная, языковая и так далее. Всего у нас выделились семь групп. Каждый имеет право выбирать 15 приоритетных специальностей в рамках одной группы. Допустим, я поступаю по третьей группе и первым написал юридический институт, очное отделение. Тест заносится в компьютер, и программа сначала проводит конкурс среди юристов-очников. Не пройду – моя кандидатура автоматически переносится на конкурс по второй выбранной мною специальности, скажем, это заочное отделение юрфака. И так далее.

– Кто автор такого метода приема в учебные заведения?

– С тестированием я познакомился в Турции. И мы решили перенять их опыт.

– Какие основные направления предстоящих реформ в образовании?

– В первую очередь нужно менять суть образовательных программ. Следует освободиться от политизированности образования. Кроме того, следует дифференцированно подходить к учащимся, учитывая индивидуальные способности. И сейчас мы организовали комиссию психологов, проводящую исследования и дающую рекомендации для разработки дифференцированных программ.

Следует менять и систему оплаты педагогических кадров, и систему управления в образовании. Я сторонник того, чтобы всем учебным заведениям давать в какой-то форме самостоятельность.

– А есть ли проблемы обеспечения учебниками?

– В 1997-1998 учебном году по соглашению между правительствами Москвы и Азербайджана Москва передала нам 142 наименования учебно-методической литературы на общую сумму 200000$. Дополнительно Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания выделил учебников на 225 млн. руб. И хотя это удовлетворило наши потребности лишь на 55-60 процентов – спасибо Москве.

– В российской Государственной Думе есть специальный Комитет по образованию. Есть ли подобный комитет в Мили Меджлисе?

– Разумеется, есть комиссия по государственному образованию. Сейчас она вместе с комиссией по реформам, которую возглавляю я, готовим проект нового закона об образовании.

Елена ПАВЛОВА,

редактор журнала “А почему?” –

специально для “Учительской газеты”

Баку

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте