search
main
0

Госпожа мотивация Использование приемов личностно-ориентированной технологии по программе “Школа-2000”

В последнее время многие исследователи склоняются к точке зрения, что ключевой характеристикой личностного потенциала (одаренности) являются не интеллект или креативность и даже не их особое сочетание, а мотивация. Ряд исследований свидетельствует о том, что люди, изначально менее способные по уровню развития интеллекта и креативности, но целенаправленно решающие собственную, личностно-значимую задачу, оказываются более продуктивными, чем более одаренные, но менее заинтересованные (Р.М.Грановская, Ю.С.Крижанская).
Я работаю по учебникам программы “Школа-2000”. Приведу несколько фрагментов уроков русского языка в 3-м классе (1-3), учебник Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.
Прониной), которые соответствуют этапу изучения нового материала. Во время изучения нового материала дети работают “исследователями”. Они наблюдают, сравнивают, анализируют, систематизируют изучаемый материал, сами делают выводы и сравнивают их с выводами авторов в учебнике. В результате они учатся контролировать себя, оценивать качество своих знаний, анализировать упущенные возможности и пути их реализации.
ФРАГМЕНТ 1
Тема: “Изменение имен существительных по падежам”.
Цель: познакомить учеников со склонением как изменением формы слова; названиями падежей в русском языке.
Оборудование. Таблица падежей с вопросами.
ХОД УРОКА
– Вы уже очень много знаете об именах существительных. Изменяются ли имена существительные? Как изменяются?
Сегодня мы с вами дополним знания об имени существительном, познакомившись с очень интересным явлением в русском языке. А поможет нам такое упражнение.
1. Прочитайте текст. (Он может быть написан на доске).
Вот и площадь с цирком посредине. Едва стало темнеть, как Артемка ходил уже вокруг цирка и заглядывал во все щели. Было рано, в цирк не пускали… Но когда стемнело, со всех сторон к цирку повалил народ.
Артемку цирк привел в восторг. За всю жизнь он не видел столько богатых, ярких нарядов, блеска и ловкости, как за один этот вечер.
Вскоре Артемка стал в цирке своим человеком.
(По И.Василенко)
– Дети, обратите внимание на выделенные имена существительные. Как вы думаете, это одно и то же слово или разные слова? Почему? Давайте проверим, правильно ли мы определили. Выпишите столбиком эти существительные с предлогами, обозначьте основу и окончание. Скажите, на какой вопрос отвечает каждое слово? Напишите вопрос. Так что же меняется в слове ЦИРК – основа или окончание? Какой вывод можно сделать? Для чего же существительное в тексте меняет свое окончание?
От чего зависит, какое именно окончание у существительного ЦИРК в каждом случае? Найдите, какое еще имя существительное употреблено в этом тексте в разных формах? Такое изменение имен существительных называется склонением, или изменением по падежам.
Падежей в русском языке шесть, у каждого свое имя и свой вопрос. Далее идет знакомство с падежами по таблице. Запись в тетрадях. Чтобы лучше и быстрее запомнить вопросы, можно использовать вспомогательные слова:
И.п. существует кто? что?
Р.п. нет кого? чего?
Д.п. дать кому? чему?
В.п. вижу кого? что?
Т.п. доволен кем? чем?
П.п. думаю о ком? о чем?
– Ребята, как вы думаете, почему у каждого падежа два падежных вопроса? А есть ли падежи в других языках, напрмер, английском, немецком? Прочитайте статью на странице 84 и получите ответ на данный вопрос. Что еще интересного вы узнали? Подумайте, почему не может быть языков с одним падежом?

Далее дети учатся правильно и четко называть падежи, вопросы, записывать имена существительные во всех падежных формах, выделять окончания. Еще раз хотелось бы обратить внимание на мотивацию всех этапов урока, в том числе и домашнего задания. При подведении итога урока обязательно спрошу о том, всем ли легко сразу определить падеж имени существительного. Конечно, в классе есть дети, которые испытывают затруднения. Отсюда вывод: дома предстоит еще поработать и закрепить полученные знания.
– На последующих уроках мы продолжим знакомство с падежами, потому что для грамотного письма очень важно знать и уметь определять падеж имени существительного.
Мотивация, таким образом, намечает цели и задачи следующих уроков, дает возможность выстроить непрерывную логическую цепочку уроков одной темы, она создает своеобразную программу действий:
усвоил данное двигайся далее.
ФРАГМЕНТ 2. Русский язык
Тема: “Именительный и винительный падежи имен существительных”.
Цель: познакомить учеников с особенностями существительных в именительном и винительном падежах. Формировать умение различать именительный и винительный падежи у существительных мужского рода единственного числа с нулевым окончанием.
ХОД УРОКА (изучение нового материала)
– Какое затруднение испытывали вы при определении падежей имен существительных? Вот сегодня мы выделим особенности именительного и винительного падежей и научимся их различать в тексте. Почему именительный падеж получил такое название? Почему именно этот падеж считается основной формой имени существительного?
А вот что по этому поводу думает и говорит Лев Успенский (читаем статью, страница 85, упражнение 131): “Именительный – тот, который именует, называет”.
Прочитайте отрывок из романа Александра Пушкина “Евгений Онегин”:
Прощай, свидетель падшей
славы,
Петровский замок. Ну! не стой,
Пошел! Уже столпы заставы
Белеют; вот уж по Тверской
Возок несется чрез ухабы.
Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри,
Бухарцы, сани, огороды,
Купцы, лачужки, мужики,
Бульвары, башни, казаки,
Аптеки, магазины моды,
Балконы, львы на воротах
И стаи галок на крестах.

Сосчитайте имена существительные, которые стоят в именительном падеже. Как вы узнали, что эти существительные стоят в именительном падеже? Что общего у имен существительных остров, город, рассказ? Обозначьте в этих словах основу и окончание.
А сейчас, выполняя упражнение 134, будем наблюдать за употреблением и изменением этих слов.
Попробуйте определить падеж этих существительных. Сомневаетесь? Какими членами предложения они являются в данных предложениях? А теперь можно точно определить падеж? Какой вывод вы можете сделать? Как же различать, когда неодушевленное существительное мужского рода единственного числа с нулевым окончанием стоит в и.п., а когда в в.п.?
А теперь правильный ответ – страница 87 учебника – правило.
Запишем правило с помощью схемы.

Продолжим наблюдения. Прочитайте отрывок из сказки Александра Пушкина.
Князь пошел, забываши горе,
Сел на башню, и на море
Стал глядеть он; море вдруг
Всколыхнулося вокруг…
Из какой сказки этот отрывок? Определите падеж выделенных существительных. Что вы заметили?
Сделайте вывод. Дополните схему.

– А сейчас у вас есть возможность проверить: все ли вы правильно поняли. Выполняем упражнение 135 (самостоятельно).
Легко ли вы справились с этим заданием?
Так как же не спутать именительный падеж с винительным, особенно у существительных мужского рода единственного числа с нулевым окончанием? Далее идут следующие этапы урока.
Как в любой другой работе, в нашем деле важен результат. И он меня радует. Более половины моих ребятишек закончили третий класс на “хорошо” и “отлично”. Использование системы личностно-ориентированного обучения и учебников программы “Школа-2000” способствовало созданию на уроке обстановки для самовыражения, саморазвития учеников. Дети наряду с получением знаний, развитием умений учатся мыслить, анализировать, сравнивать, обобщать, рассуждать.
Хочется сказать большое спасибо авторам учебников программы “Школа-2000”, потому что задания в этих учебниках развивают ум ребенка, интеллект, а еще волю, чувства, духовные потребности и мотивы деятельности.
Е.А.СЕРОКУРОВА
Удачный,
Республика Саха (Якутия)

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте