search
main
0

Господин учитель, кто вы?

Мы всегда априори считаем каждого учителя идеальным человеком и высококлассным специалистом, имеющим моральное право учить и воспитывать. Но всегда ли современный учитель обладает всеми высокими качествами личности для того, чтобы стать наставником для всех представителей общества? Не в расхождении ли модели настоящего учителя и реального педагога кроется причина того, что в обществе резко снижается уважение к педагогу? И вообще какие они, сегодняшние педагоги? Об этом рассуждает Елена БАРАНОВА, кандидат педагогических наук, преподаватель московского педагогического колледжа №15.

Социальные потрясения последних десятилетий исказили представления о том, каким должен быть человек, взявшийся за дело воспитания детей: каковы его личностные, человеческие качества, система ценностных отношений и реальных проявлений в общественной жизни, и в какой мере личностные характеристики отвечают профессиональным требованиям и позволяют нести ответственность за человеческие души.

Мы предприняли попытку проанализировать одну из интересных и малоизученных граней этой проблемы – типологию современного школьного педагога. Научно-педагогическая литература содержит немало попыток очертить типы педагогов, но ни одна из них, по-моему, не обладает достаточной аналитической основательностью и полнотой для того, чтобы претендовать на роль научной классификации. Зачастую, преодолевая сложность вопроса, авторы избирают метафорический способ обозначения выявленных ими типов. Классификация производится по доминирующим признакам поведения педагога, поэтому она интересна сама по себе, но не имеет профессиональной продуктивности. Существуют попытки типологизации педагогов по доминирующим психологическим признакам, по внешним характеристикам деятельности. Но внешностная характеристика деятельности педагога как основание типологии приводит к тупику все попытки.

С моей точки зрения, характеристики типа педагога есть не что иное, как проявления в профессиональной деятельности внутреннего этико-психологического отношения к ребенку как объекту этой деятельности: кем он представляется для педагога, какова мера социальной значимости и личностного смысла этого объекта для педагога, какова мера ценностности этого объекта вообще на земле?

Тут очень важно то, что входит в понятие «профессиональная позиция педагога» – расположение педагога в пространстве физического и духовного взаимодействия с воспитанником по отношению к воспитаннику как центральному объекту воспитательного процесса. Профессиональная позиция педагога несет в себе ключевое отношение к ребенку как объекту воспитания и предполагает перманентную актуализацию этого отношения в повседневной профессиональной деятельности педагога. Принимая в качестве основания типологии современного педагога его профессиональную позицию и базируясь на ее сущностных качествах, можно обрисовать некоторые единые параметры выделения и оценивания типовых характеристик педагога, ответив на такие вопросы, как:

– Каково ключевое отношение к воспитаннику, его социальная роль в представлении педагога?

– Что избирается основным объектом педагогического внимания?

– Что определяется содержанием воспитательного процесса?

– Какова педагогическая стратегия, отраженная в цели воспитания?

– Какова профессиональная тактика при решении задач воспитания?

– Каковы ведущие способы воздействия педагога в совместной деятельности?

Анализ дает основание выделить четыре профессиональных типа педагогов в современной школе.

Первый тип – самый распространенный, условно названный прагматическим (утилитарно ориентированным). К нему относятся около 56% школьных педагогов. Педагог-прагматик в первую очередь всегда предметно ориентирован, хорошо осведомлен в своем учебном предмете, высокообразован, компетентен, среди коллег отличается тем, что помогает детям овладевать необходимыми умениями: в процессе обучения – учебными, в сфере социальных отношений – поведенческими.

Основное профессиональное внимание педагог-прагматик направляет на ученика как на объект, насыщаемый знаниями и умениями, полезными для жизни школьной и бытовой. Чаще всего он владеет оригинальными методиками, помогающими детям овладевать ценными умениями. Иногда авторские методики заслоняют научный либо этический смысл педагогической информации, вульгаризируют новоприобретения детей, но явная продуктивность активности учеников укрепляет позиции педагога – он высоко ценится в школе за «процент успеваемости». Это позволяет ему преступать этические границы в отношении к детям: он может использовать императивные формы при организации групповой работы, кричит на детей, дает им клички, высмеивает при неудачах, его шутки чаще всего обидны и принижают достоинство ребенка. Прагматист вытравляет достоинство ребенка, не давая этому ключевому образованию сформироваться в личностной структуре ребенка. Узкая направленность на практические умения и тактическая позиция «усвоения дидактических единиц» низводят личность к роли «учащегося», а усвоение предмета возводится в цель воспитания. Да и процесс воспитания тоже трактуется как сумма знаний социальных норм поведения и умений, обеспечивающих «правильность» поведения. Как ни печально, такая фигура в школе устраивает чиновника от педагогики. Управленческий аппарат поддерживает многочисленность такого типа педагога тем, что критерием хорошей школы объявляет успеваемость в виде суммы школьных баллов, игнорируя качество личностного развития воспитанников такого педагога.

Второй тип – исторически устойчивый, но заметно убывающий в своей численности, – функционалистский (нормативно ориентированный). Примерно 20% школьных педагогов относятся к этому типу, для него характерна прямолинейная исполнительность функций, которые возводятся в ранг цели собственной работы. Исполнительность согласно нормативам и обязанностям ставится во главу педагогической деятельности. Функция есть бог работы педагога, которому он служит. Педагогическая тактика сводится к постоянному корректированию поведенческих отклонений. Эти отклонения строго контролируются, фиксируются, пресекаются. Например, учитель выискивает среди учеников тех, кто, на его взгляд, «не выучил урока», и именно этих детей приглашает к доске, осуществляя таким образом «борьбу со злом». Сам педагог отличается безупречным исполнением «спускаемых сверху» указаний и потому предпочитает, чтобы дети были похожи на четко работающие механизмы. Он любит распоряжаться, раздавать указания, сердится, когда их не выполняют. С упоением раздает оценки, сообщая, кто успешен, кто мало успешен, а кто – «слабое звено в классе». Методика такого педагога складывается из нравоучений, критики, оценки, ярлыков, принуждения и устрашения. Сам он освобождает себя от необходимости знать, уметь и любить то, что предъявляет детям. Роль, которую играет педагог, – роль административного лица, а потому он воспроизводит авторитарное давление во взаимодействии с детьми (он распоряжается, дети подчиняются), а при смене руководства он немедленно меняет свои убеждения.

Третий тип – гуманистический (ориентированный на Человека). Несмотря на многолетнее декларирование принципа гуманизма и провозглашение гуманистического воспитания, в современной школе лишь около 20% школьных педагогов занимают гуманистическую позицию. Этот тип не родился сегодня, он складывался в обществе еще со времен Сократа, первым провозгласившим ценность Человека. И далее – сквозь средние века и в эпоху Возрождения – этот тип сохранял и передавал эстафету гуманистического воспитания в Новое и Новейшее время. Можно сказать, что он был всегда в истории человечества, и всегда – малочисленным. Профессиональные черты педагога-гуманиста это:

– безусловно уважительное отношение к ребенку как человеку;

– забота о личностном развитии каждого ребенка с учетом его индивидуальных отличий;

– этико-философская и социально-психологическая база в решении любых педагогических проблем и задач;

– социальная роль, которую играет педагог, – роль человека, а профессиональная позиция по отношению к ученику как другому человеку – «рядом», «вместе», «наравне».

Педагог гуманистического типа – носитель тонкого профессионального мастерства, сочетающего в себе требовательность и нежное прикосновение к хрупкой душе ребенка. Такой педагог озабочен счастьем каждого ученика, потому так внимателен и чуток к детям, но именно потому и требователен к восхождению каждого ребенка на высокий уровень достижений культуры. Сложность становления типа гуманиста заключается в том, что исток формирования этого типа – его гуманистическое мировоззрение, определяющее жизненную и профессиональную позицию по отношению к ребенку как человеку, а к человеку – как наивысшей ценности жизни. Формирование ценностного отношения – процесс тонкий, сложный и многолетний. Ведь объективная значимость предмета обнаруживается в процессе оценочного познания и может быть передана другому человеку гносеологическим путем. Таким путем не порождается ценность: она ведь субъективная значимость объекта, выявляемая в переживании человека и непосредственно существующая как душевное состояние человека. Жить, по мнению Михаила Бахтина, значит, занимать ценностную позицию в каждом моменте жизни, ценностно устанавливаться. Работа с детьми – всегда взаимодействие с детьми в процессе познания и преобразования действительной жизни. А профессиональная работа – всегда поиск и творчество, обусловленные стремительным развитием человеческой жизни на земле. Педагог-гуманист – это неизменный философ, практический психолог и филигранный технолог прикосновения к личности. У него непременно должна быть основательной профессиональная широкая подготовка. Такой тип в стране нашей был бы более распространен, будь педагогическое образование более качественным.

Четвертый – слабо обозначаемый, но тем не менее реально существующий, – гедонистический (комфортно ориентированный) тип. К нему относится примерно 4% школьных педагогов. Представитель этого типа полагает, что цель его работы состоит в том, чтобы создавать всяческого рода приятствия и приятности для учеников во имя приятствия и приятностей собственных. Концентрированный на собственном благе, он невольно выискивает разные средства и способы создания комфорта в ситуации работы с детьми. Чаще всего он работает вяло, лениво, без интеллектуального напряжения мысли, пренебрегая профессиональным анализом содеянного. Очень любит, когда его занятия с детьми прерывают, с удовольствием оставляет детей одних, ссылаясь на обстоятельства, извлекает удовольствие из любых складывающихся ситуаций и обстоятельств. Мысли его заняты собственной персоной даже на уроке, он любит рассказывать детям о событиях личной жизни, легко провоцируется детьми на подмену урока легкой болтовней, часто идет на подкуп во имя выполнения детьми необходимых заданий. Сегодня этот тип уходит в сферу оказания платных услуг: в классе почти не работает с детьми, занят репетиторством, доставляющим ему финансовое и организационное комфортное проживание. Такому педагогу свойственны:

– пренебрежительное отношение к своей профессии, вульгаризация педагогического труда, спекулятивное извлечение выгоды от звания «педагог»;

– «простецкое» отношение к ребенку как некоему забавному объекту, над которым пока позволительно властвовать;

– сведение трудового усилия до имитации профессиональной деятельности;

– сохранение внешних атрибутов социально-профессиональной роли «педагога» и исполнение этой роли с удовольствием и самодовольством;

– безразличие к судьбам учеников, полное предоставление их стихийному влиянию обстоятельств.

Если произвести сопоставление профессиональных действий представителей этих типов в одной и той же школьной ситуации, значимость типологического анализа выявляется сразу и ярко. Избираем самую простую – момент организации самостоятельной работы учащихся – «педагог предлагает выполнить ряд учебных упражнений» – и фиксируем такое различие.

Педагогу-прагматику свойственно это делать так:

– Откройте учебник… выполняем упражнение… Проверим, кто хорошо усвоил материал. Кто быстрее исполнит задание, тому ставлю «5».

Педагог-фукционалист делает то же самое иным образом:

– Открываем учебник… Выполняем задание на странице… Выполняют все. Буду проверять…

Гедонистический тип всегда находит лазейку для облегчения работы себе и детям, он говорит:

– На странице… вы найдете упражнение… Посмотрите, какие задания предлагаются, и выберите из них кое-что для исполнения….

Гуманистический же тип педагога в этой ситуации выглядит следующим образом:

– Мы овладели теорией вопроса, и нам легко будет применить теоретические знания в реальной практике. У нас есть такая возможность. В учебнике на странице… предлагается ряд практических задач, которые встают перед человеком в его жизни. Увидим, как легко, зная теорию, мы справляемся с жизненными проблемами….

Непрофессиональный взгляд не обнаруживает различий в деятельности этих педагогов: он видит лишь одинаковые действия с одинаковым материалом и не видит внутренних психологических механизмов, на которые опирается педагог, и тех скрытых внутренних отношений, которые проживаются в данный момент воспитанниками.

Непрофессионал в подобной ситуации может только фиксировать: в одном случае дети «хорошо себя ведут», а в другом – дурные дети (!) «плохо работают».

Профессиональный же педагогический взгляд видит в поведении детей последствия профессиональных влияний и той позиции, которую занимает педагог. Типологические характеристики педагога проецируют особенности личностного развития воспитанника.

Достаточно произвести еще одно сопоставление – уже по принципиальным положениям избранной педагогом позиции. И тогда мы увидим, что эти отличительные характеристики не простая совокупность произвольных граней практической работы педагога, но существенная профессиональная установка, априори определяющая качественный продукт воспитательной деятельности педагога.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте