search
Топ 10

Горжусь таким наставником

Если поймешь, что воспитывать других можно только через себя, упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос жизни: как надо самому жить, – эта мысль Л.Н.Толстого объясняет в воспитании практически все.

Л​ичность наставника воплощается в учениках, активно влияя на смыслы, мотивы их жизнедеятельности. Конечно, если это личность неординарная, творческая, страстная. Жизнь Веры Владимировны Калгашкиной, заслуженного работника профессионального образования, возглавляющей ныне Совет ветеранов педагогического труда Москвы, – яркий тому пример. Мне посчастливилось встретиться с ней на заре моей профессиональной карьеры, когда я, демобилизовавшись из армии, поступил на работу в СГПТУ №58 при МПО «Красный богатырь». Начинал я преподавателем общественных дисциплин и секретарем комсомольской организации, а Вера Владимировна была, казалось, на недосягаемой высоте – начальником управления воспитательной работы в главке профтехобразования Москвы. Тем не менее именно она стала тогда моим наставником. Нельзя забыть, сколько внимания уделяла она нам, молодым организаторам воспитания; для нас дверь в ее кабинет на Таганке была открыта всегда. А когда было необходимо, Вера Владимировна могла приехать в училище, чтобы помочь. Этой самоотверженностью она напоминала своего наставника, руководителя Главного управления ПТО Зою Солодкую. Контингент ПТУ был трудным, особенно в училищах с общежитиями. Однажды Вера Владимировна в районном комитете партии вместе с руководителем МПО «Красный богатырь» Д.Муравьевым в споре с милицейскими начальниками отстояла право на существование нашего общежития, в котором проживали учащиеся – иногородние девочки и сироты. Я был поражен тем, с каким жаром Вера Владимировна, в ведении которой находилось свыше двухсот ПТУ города, половина которых с общежитиями, защищала наше училище. Потом я понял, что позиция Калгашкиной отражала не только ее личность, но и судьбу – судьбу девушки из города Сасово, в юном возрасте в годы войны направленной из «Трудовых резервов» помощником машиниста паровоза-летучки, вывозившего раненых с фронта. Какой излюбленной целью такие летучки были для фашистских бомбардировщиков, мне рассказала мать – фронтовая медсестра. Опасности и лишения войны и послевоенных лет выковали характер Веры Владимировны. Настойчиво пройдя свои университеты, в звонкие дни Фестиваля молодежи и студентов 1957 года она встретилась в Москве с Зоей Солодкой и с тех пор уже не расставалась с московским профтехобразованием, отдавая ему всю свою душу.  «Зажечь желание искать новое, рыться в литературе, мучительно размышлять, по-новому наблюдать за детьми и развитием своих собственных умений», – в этом видел миссию педагогов-наставников Василий Сухомлинский. Именно такую задачу решала, работая с профтеховской молодежью, Вера Калгашкина. Для нас, организаторов воспитания рубежа 80-х годов, которых объединила Вера Владимировна, – М.Никитина, Т.Грицаенко, Н.Раздобарова, З.Чернявской, Н.Маршавиной и многих других – это было счастливое время. Для себя и других мы открывали полный смысла и света мир воспитания. Думая о нас, Вера Владимировна при поддержке профсоюзов организовала целевые курсы организаторов воспитания, которые работают при ее непосредственном участии на станции «Правда» уже свыше 30 лет. Там, на курсах, сформировалось наше содружество, трансформировавшееся вскоре в городской Совет заместителей директоров ПТУ по воспитательной работе. По сути, он стал творческим объединением людей, преданных делу воспитания, решающим задачи поддержки его организаторов, вовлечения их в поисковую работу, пропаганду перспективного опыта и научных достижений в области воспитания, укрепления контактов с коллегами, активистами общественных объединений, родительской общественностью.  Мы работали в системе, готовившей людей труда, производственников, особое значение для которой имела поддержка базовых предприятий. Скажем, в нашем училище МПО «Красный богатырь» обеспечивало бесплатное трехразовое питание учащихся, проживание в общежитии квартирного типа, многочисленные экскурсии – ближние и дальние, персональную материальную помощь, отдых по путевкам и многое другое. У нас, как и в других ПТУ, работал ученический профком, а учащимся шел профсоюзный стаж со дня зачисления в училище. Яркой страницей нашей жизни было соревнование училищ, проводившееся при поддержке профсоюзов. Оно создавало орбиты сотрудничества училищ внутри отраслей, выводило лучшие из них на всесоюзный уровень. Переходящие знамена, почетные звания «Училище высокой культуры», «Образцовое училище» не были пустым звуком, за них азартно боролись, совершенствуя деятельность, учебу, достигая значимых результатов в подготовке рабочих кадров. В этих условиях Вера Владимировна добилась того, что Совет заместителей директоров ПТУ по воспитательной работе стал проявлять новаторскую позицию, решительность и сплоченность, отстаивать интересы организаторов воспитания на самых высоких уровнях, в частности у руководителя столичного образования Любови Кезиной. Надо признать, что нам повезло с руководителем совета Михаилом Никитиным, ярким, энергичным лидером, ныне известным ученым, и, конечно, таким наставником, как Вера Владимировна. Мы тогда убедились, что творческое содружество наставника и воспитанника, увлеченных общим делом, – самый верный маршрут воспитания. А сколько было таких увлекательных дел – фестивалей, походов, соревнований, конкурсов! Сегодня о них помнят и работают над их продолжением коллективы учреждений СПО. Отношения содружества внушали нам ощущение системы кузницы кадров, воспитательный процесс в которой был признанным приоритетом. Мы, молодые организаторы воспитания, посвящали себя ему целиком, забывая о личной жизни, и были счастливы. «Дать человеку деятельность, которая наполнила бы его душу» – так определил К.Д.Ушинский главную цель воспитания. Опыт убеждает в том, что чем сложнее задача, тем выше ее побудительная, мотивационная сила. Сегодня, спустя многих лет, я пытаюсь понять, что мне, молодому заместителю директора, позволяло, завершив дела в училище, продолжать работу в общежитии, прибегать домой с последней электрички в половине второго ночи, чтобы наутро, уже к 8.00, быть на линейке в училище? Только одно – увлеченность и пример увлеченных людей, таких как З.Солодкая, В.Калгашкина, Н.Лосев, А.Ларионов, В.Светличный, В.Филиппов, Ю.Шамилов, Н.Мамонтова, В.Коваль, И.Кирдун и многие другие энтузиасты, посвятившие себя профессиональному образованию. Помогая в работе, Вера Владимировна неоднократно приезжала к нам на утреннюю линейку, выступала перед учащимися и педагогами, благодаря чему ее полюбили в училище, перестали относиться как к начальнице из главка. А она учила нас, как в воспитании создавать ситуации успеха, соревновательности, как развивать у ребят желание делиться достижениями с окружающими, передавала азы той педагогики творчества, без которой сегодня уже невозможно ни обучать, ни воспитывать. «Воспитание представляется ложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитать своих детей», – писал Лев Толстой. Для успешной профессионализации обязательно участие наставников – опытных людей, которые могут служить примером, умело и бескорыстно делиться опытом. Наставник должен быть креативной, общественно полезной личностью, лидером, стремящимся транслировать молодежи свои ценности, культуру, творческий и жизненный опыт. Наставничество в профессии формирует особые разновозрастные общности, объединенные профессиональной гордостью, корпоративными интересами, социально значимой деятельностью и отношениями. Оно может способствовать появлению объединений наставников. Именно такое объединение – городской Совет ветеранов педагогического труда – возглавляет уже много лет Вера Владимировна Калгашкина. При поддержке Правительства Москвы и Департамента образования на базе нашего училища, превратившегося с годами в авторитетный столичный колледж №23, был открыт городской Дом ветеранов педагогического труда, ставший местом встреч ветеранов-наставников и студенческой молодежи, где созданы все условия для реализации этого благородного проекта. А сколько таких проектов еще впереди, когда за дело берутся энтузиасты! Воспитание молодежи имеет конкретно-исторический характер, отражает состояние, менталитет общества. Вера Владимировна Калгашкина не устает доказывать нам, что ценности, определяющие цели воспитания, приходят в педагогику из жизни, с нашим бытием – сложным, противоречивым – сопряжены и трудности этой работы, семейное неблагополучие, расслоение общества, социальное сиротство, сдвиг в ценностных ориентациях молодежи. Одновременно с резко возросшим индивидуализмом до низких отметок опустился рейтинг общественно полезной деятельности, активной жизненной позиции. На этом фоне, как никогда, становится актуальной идея будущего, зависящего от позиции подрастающего поколения. Эта идея особенно актуальна для профессионального образования, специфика которого определяет повышенные требования к профессиональной деятельности и личности педагога – воспитателя студенчества. Связывая профессионализацию с потребностями личности, необходимо рассматривать ее в развитии, в русле личностной самореализации молодежи. Интерес к профессии, переходящий в увлеченность, азарт, самоотдачу, объединение с единомышленниками, лидерство в профессии и в жизни – таковы закономерные стадии такой самореализации. Наглядный тому пример – жизненный путь Веры Владимировны Калгашкиной, поздравляя которую с грядущим юбилеем мы говорим: счастья вам, дорогой друг и наставник, спасибо вам за все!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте