search
main
0

Горючая бедность. Чтобы школы перестали гибнуть в огне, их нужно профинансировать

С начала 2003 года в России сгорело 10 школ и интернатов. В большинстве случаев пожары возникают из-за короткого замыкания в электропроводке, нарушения правил пожарной безопасности и отсутствия должного контроля за состоянием зданий. Но главная причина – невнимание властей к вопросам обеспечения охраны труда и пожарной безопасности в учреждениях образования.

Ответчик – власть

Анализ показывает, что количество пожаров в российских образовательных учреждениях остается высоким. По данным МЧС и Минобразования России, в 2002 году был зарегистрирован 1121 пожар, погибли 28 человек, в том числе трое детей, а в образовательных учреждениях системы Минобразования России произошло 704 пожара и возгорания, в результате которых погибли два человека и нанесен материальный ущерб на сумму более 56 млн. рублей.

В апреле текущего года в образовательных учреждениях произошло два крупных пожара. 7 апреля – в Чочунской средней школе с. Сыдыбыл Республики Саха (Якутия), в результате которого полностью уничтожено огнем здание, погибли 22 ребенка, получили травмы и ожоги различной степени тяжести 32 человека. 10 апреля вспыхнул пожар в школе-интернате для глухонемых детей в г. Махачкале Республики Дагестан. Погибли 28 воспитанников, госпитализированы 107 детей. По фактам возникновения пожаров возбуждены уголовные дела, проводятся расследования.

Пожары в Якутии и Дагестане – это следствие безответственности и отсутствия внимания к созданию безопасных условий труда и обучения, в первую очередь со стороны органов управления образованием на всех уровнях, руководителей образовательных учреждений. Именно они, в соответствии с действующим законодательством, отвечают за жизнь и здоровье обучающихся и работающих в отрасли. Реакция властей на трагедии в российских школах была лицемерной. По существу, они попытались свалить все на рядовых исполнителей. Так кто же должен нести ответственность за происходящее?

В статье 32 Закона РФ №3266-1 от 10.07.92 «Об образовании» определено, что образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников во время образовательного процесса. Таким образом, руководитель образовательного учреждения непосредственно отвечает за пожарную безопасность в учреждении. Однако в условиях существенного недофинансирования, а порой и отсутствия средств на мероприятия по обеспечению пожарной безопасности вина целиком и полностью ложится на тех, кто обязан финансировать школы в необходимом объеме.

В статье 29 Закона РФ «Об образовании» установлено, что в ведении субъектов Российской Федерации в области образования находятся: определение особенностей порядка финансирования образовательных учреждений; формирование бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на образование; установление дополнительных к федеральным требований к образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников.

Статья 31 Закона РФ «Об образовании» относит к исключительной компетенции в области образования органов местного самоуправления планирование, организацию, регулирование и контроль деятельности местных (муниципальных) органов управления образованием, образовательных учреждений; формирование местных бюджетов в части расходов на образование, разработку и принятие местных нормативов финансирования системы образования.

Отсюда следует, что финансирование образовательных учреждений – забота их учредителей, то есть субъектов РФ и муниципальных образований.

Часть 4 статьи 20 Трудового кодекса РФ устанавливает, что по обязательствам учреждений, финансируемых полностью или частично собственником (учредителем), вытекающим из трудовых отношений, дополнительную ответственность несет собственник (учредитель) в установленном законом порядке.

В соответствии с нормами статьи 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечивать безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны труда.

По закону образовательные учреждения являются работодателями для работников. Их руководители при этом выступают представителями работодателей. Однако в силу особенностей правового положения учреждений пределы компетенции руководителей напрямую зависят от выполнения собственником (учредителем) прежде всего финансовых обязательств перед созданными им учреждениями.

Трудовой кодекс РФ предусмотрел новый правовой институт ответственности собственника (учредителя), а также установил положения о представительстве работодателей (ст. 34). В связи с этим и с учетом положений статьи 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях возникают правовые основания для предъявления к должностным лицам государственных и муниципальных органов власти, представляющих собственников (учредителей) образовательных учреждений, требований устранить нарушения законодательства. Также возможно привлечь их к административной ответственности за нарушение законодательства о труде и охране труда по статье 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях в РФ и по статье 20.4. за нарушение требований пожарной безопасности.

От штрафа до колонии

В настоящее время основным нормативным правовым актом, определяющим общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». В статье 35 указанного закона установлено, что федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ обязаны организовывать разработку и обеспечивать реализацию мер пожарной безопасности на подведомственных предприятиях и соответствующих территориях. Эта же обязанность вменяется органам местного самоуправления (ст. 36).

Статья 19 Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации» устанавливает, что финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется в рамках федеральных, отраслевых и территориальных целевых программ за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, предусмотренном законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

Статья 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» определяет, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители предприятий; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Так, статья 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях устанавливает ответственность за нарушение требований пожарной безопасности. Пункт 3 указанной статьи определяет, что нарушение требований стандартов, норм и правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара без причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо без наступления иных тяжких последствий, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц – от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц – от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.

В Уголовном кодексе РФ предусмотрена уголовная ответственность физических лиц за нарушение правил пожарной безопасности (ст. 219). Так, если нарушение правил пожарной безопасности повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, виновный, в обязанности которого входит соблюдение этих правил, наказывается штрафом от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Казнить,

нельзя помиловать

Пожары в образовательных учреждениях свидетельствуют о том, что руководители органов управления образованием, учреждений по-прежнему не уделяют должного внимания вопросам обеспечения пожарной безопасности. Предписания и замечания должностных лиц Государственной противопожарной службы в установленные сроки не выполняются, безопасность находящихся в зданиях людей в полной мере не обеспечивается. В таких случаях необходимо применять все имеющиеся правовые средства для привлечения к ответственности лиц, допускающих нарушения требований охраны труда и пожарной безопасности.

Статья 370 Трудового кодекса РФ закрепляет право профессиональных союзов контролировать соблюдение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Так, профсоюзные инспектора труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законов, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

Из двух вечных вопросов российской истории – «Кто виноват?» и «Что делать?» – общество пока безуспешно пытается ответить на первый, тогда как пора задуматься и о втором.

Казалось бы, законов достаточно, однако нормы, установленные в них, не выполняются. Прежде всего потому, что отсутствуют экономические механизмы, вынуждающие работодателей соблюдать требования по охране труда, не обеспечено финансирование принятых федеральных, отраслевых и региональных программ улучшения условий и охраны труда, не существует конкретной правовой ответственности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за состояние охраны труда, пожарной безопасности и производственного травматизма.

Если не учитывать истинных причин происходящего и принимать вместо кардинальных мер «пожарные» – внеплановые проверки и учебные тревоги, к сожалению, школы будут продолжать гореть.

Сергей ХМЕЛЬКОВ,

главный специалист по правовым вопросам ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте