search
Топ 10
В российском регионе вводят всеобщий карантин для школ – младшие классы отправят на каникулы Закроют ли школы на дистанционное обучение в 2022 году – студентов и учеников Тувы перевели на удаленку Школьников и студентов отправляют на дистанционное обучение – ковид бьет рекорды Для учителей и воспитателей Подмосковья установили выплату в 5 тыс. рублей Постановление Роспотребнадзора о сокращении карантина до 7 дней вступило в силу Мне есть что спеть: 25 января – день рождения поэта, барда, актера Владимира Высоцкого Москва отказалась от локдауна и длительного дистанционного обучения для школьников и студентов В Госдуме предложили доплачивать учителям за работу в классах, где выявлен ковид Низкий поклон: в Санкт-Петербурге открыли памятник учителям, работавшим в блокаду Урок на «удаленке»: полезные советы педагогам от Учителей года России

Горячий след Россия на рубеже ХХ – XXI веков – в “оперативных материалах”

В стремительно меняющемся мире, где историю каждый кроит на свой манер, где события, не успевая “отстояться”, попадают в учебники, претендующие на роль истины в последней инстанции, “погрешности” в определении рамок новейшей истории носят принципиальный характер.

К периоду новейшей истории относят события ХХ века. Кто-то из авторов учебников берет самое начало ХХ века, кто-то начинает формировать свои учебники новейшей отечественной истории с Октябрьской социалистической революции, или государственного переворота, как иные наши современники называют то, что произошло в октябре 1917 года.
Так или иначе это – ХХ век, самая близкая к нам временная полоса. Живы очевидцы, имеется большое количество источников, отсюда очень много точек зрения, версий, особенно по поводу событий последнего десятилетия. И здесь нечему удивляться: перемены в нашей стране еще до конца не осмыслены, шкала ценностей не устоялась, и даже люди самого высокого ранга не могут зачастую сказать, в каком направлении движется Россия. В таких условиях преподавание отечественной новейшей истории требует особого подхода, дальнозоркости, мудрости преподавателя, его умения ориентироваться в событиях последнего времени и давать им оценку с демократических, общечеловеческих позиций. Что же дают современные учебники “по горячим следам”?
Новейшая отечественная история в них заканчивается событиями конца 1990-х годов, среди которых особое место занимает Чеченская война. На своих последних страницах они рассказывают о том, что и она унесла жизни в общей сложности более 100 000 человек со сторон как мирного населения, так и федеральных и сепаратистских войск” (Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России, ХХ век: учебн. для 9 кл. М.: Просвещение, 2001).
В жизни мирной России на первом плане – парламентские выборы и принятие новой Конституции, президентские выборы 1996 года, когда развернулась борьба между Ельциным и Зюгановым с победой первого, и 2000-го, завершившиеся избранием Путина на пост Президента РФ. Последним аккордом школьных учебников новейшей истории России становится тематика в контексте мировой истории – “Россия в современном мире”. Авторы учебников делают акценты на взаимоотношениях с НАТО (1997 год – подписание “Основополагающего акта об отношениях между Россией и НАТО”), геополитической политике России в Западной Европе, Азиатско-Тихоокеанском регионе, странах СНГ (в частности называется 1996 год – год принятия России в Совет Европы).
В “учебнике” для учителей (Селезнев Г.К. Политическая история современной России: 1991-2001: Практ. пособие для учителей. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001) описание событий современной России оканчивается персоной Владимира Путина, его преобразованиями в стране, внешнеполитической деятельностью нового президента. Заключительная глава называется “Россия при Путине: начало новой эпохи?”.
Поскольку учебники, что называется, не поспевают за жизнью, начинает практиковаться издание дополнительных “оперативных материалов” к курсу истории России ХХ века. Так, в настоящее время Департамент экспертизы учебных изданий Минобразования проводит экспертизу таких изданий, как учебное пособие под ред. В.В.Барабанова “Школьный словарь-справочник “История России. ХХ век” для 9-11 классов” издательства “Астрель” и учебник В.О.Волобуева и С.В.Кулешова “Россия в постсоветский период. 90-е годы ХХ века – начало ХХI века” издательства “Мнемозина”.
А в “Просвещении” уже вышла книга А.А.Данилова и А.В.Пыжикова “Дополнительные материалы к учебнику “История России. ХХ век”. На ее издание и доставку в школы России Минобразование выделило деньги из средств Федеральной программы развития образования.
В сложной, неопределенной общественно-политической обстановке, дабы преодолеть кризис духовного сознания, власти усиливают внимание к воспитательному потенциалу учебников отечественной истории. Ставка делается на то, что они будут воспитывать патриотизм, гражданственность, уважение к историческому и культурному наследию народов России и всего мира, чувство национального самосознания, без чего любые преобразования лишаются смысла.

Алла Павлова

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте