search
main
Топ 10
В новом учебном году введут единые подходы к начислению зарплат учителям В Рособрнадзоре напомнили о минимальных баллах ЕГЭ Глава Минпросвещения назвал темы занятий «Разговоры о важном» на следующий учебный год Как обновили школьную программу, рассказал министр просвещения В российских школах вновь появятся серебряные медали В российские школы могут вернуть уроки труда Алтайскому госуниверситету – 50 лет: состоялась встреча первых выпускников В ОГУ стало известно имя нового руководителя вуза У кого хотят учиться: в Москве наградили лучших педагогов города Школьников по всей России обеспечат равным доступом к качественному образованию Массовое внедрение федеральных основных образовательных программ пройдет в течение двух лет Эксперты подтвердили отсутствие утечки материалов ОГЭ и ЕГЭ в 2023 году Восемь золотых медалей завоевала российская сборная на Азиатской физической олимпиаде Стали известны место и дата проведения общегородского выпускного в Москве Новосибирский школьник запечатлел вспышку сверхновой звезды Глава Минпросвещения встретился с учителями, награжденными Президентом РФ Досрочно завершили учебный год и перенесли ЕГЭ в приграничных районах Белгородской области Четыре правила по улучшению памяти перед экзаменами от преподавателей РАНХиГС В Рособрнадзоре заявили, что выявлять нарушения на ЕГЭ помогает нейросеть В международном детском центре рассказали историю юной продолжательницы педагогической династии
0

Горячий след Россия на рубеже ХХ – XXI веков – в “оперативных материалах”

В стремительно меняющемся мире, где историю каждый кроит на свой манер, где события, не успевая “отстояться”, попадают в учебники, претендующие на роль истины в последней инстанции, “погрешности” в определении рамок новейшей истории носят принципиальный характер.

К периоду новейшей истории относят события ХХ века. Кто-то из авторов учебников берет самое начало ХХ века, кто-то начинает формировать свои учебники новейшей отечественной истории с Октябрьской социалистической революции, или государственного переворота, как иные наши современники называют то, что произошло в октябре 1917 года.
Так или иначе это – ХХ век, самая близкая к нам временная полоса. Живы очевидцы, имеется большое количество источников, отсюда очень много точек зрения, версий, особенно по поводу событий последнего десятилетия. И здесь нечему удивляться: перемены в нашей стране еще до конца не осмыслены, шкала ценностей не устоялась, и даже люди самого высокого ранга не могут зачастую сказать, в каком направлении движется Россия. В таких условиях преподавание отечественной новейшей истории требует особого подхода, дальнозоркости, мудрости преподавателя, его умения ориентироваться в событиях последнего времени и давать им оценку с демократических, общечеловеческих позиций. Что же дают современные учебники “по горячим следам”?
Новейшая отечественная история в них заканчивается событиями конца 1990-х годов, среди которых особое место занимает Чеченская война. На своих последних страницах они рассказывают о том, что и она унесла жизни в общей сложности более 100 000 человек со сторон как мирного населения, так и федеральных и сепаратистских войск” (Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России, ХХ век: учебн. для 9 кл. М.: Просвещение, 2001).
В жизни мирной России на первом плане – парламентские выборы и принятие новой Конституции, президентские выборы 1996 года, когда развернулась борьба между Ельциным и Зюгановым с победой первого, и 2000-го, завершившиеся избранием Путина на пост Президента РФ. Последним аккордом школьных учебников новейшей истории России становится тематика в контексте мировой истории – “Россия в современном мире”. Авторы учебников делают акценты на взаимоотношениях с НАТО (1997 год – подписание “Основополагающего акта об отношениях между Россией и НАТО”), геополитической политике России в Западной Европе, Азиатско-Тихоокеанском регионе, странах СНГ (в частности называется 1996 год – год принятия России в Совет Европы).
В “учебнике” для учителей (Селезнев Г.К. Политическая история современной России: 1991-2001: Практ. пособие для учителей. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001) описание событий современной России оканчивается персоной Владимира Путина, его преобразованиями в стране, внешнеполитической деятельностью нового президента. Заключительная глава называется “Россия при Путине: начало новой эпохи?”.
Поскольку учебники, что называется, не поспевают за жизнью, начинает практиковаться издание дополнительных “оперативных материалов” к курсу истории России ХХ века. Так, в настоящее время Департамент экспертизы учебных изданий Минобразования проводит экспертизу таких изданий, как учебное пособие под ред. В.В.Барабанова “Школьный словарь-справочник “История России. ХХ век” для 9-11 классов” издательства “Астрель” и учебник В.О.Волобуева и С.В.Кулешова “Россия в постсоветский период. 90-е годы ХХ века – начало ХХI века” издательства “Мнемозина”.
А в “Просвещении” уже вышла книга А.А.Данилова и А.В.Пыжикова “Дополнительные материалы к учебнику “История России. ХХ век”. На ее издание и доставку в школы России Минобразование выделило деньги из средств Федеральной программы развития образования.
В сложной, неопределенной общественно-политической обстановке, дабы преодолеть кризис духовного сознания, власти усиливают внимание к воспитательному потенциалу учебников отечественной истории. Ставка делается на то, что они будут воспитывать патриотизм, гражданственность, уважение к историческому и культурному наследию народов России и всего мира, чувство национального самосознания, без чего любые преобразования лишаются смысла.

Алла Павлова

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте