Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Учитель года

Горы, музыка, любовь…

Поэтическое пространство бардовской песни облагораживает душу
Учительская газета, №35 от 22 января 2021. Читать номер
Автор:

В детстве Марина хотела стать доктором: увлеченно лечила кукол и почти каждый день вела «прием больных». Отвлечь от любимой игры могли только занятия в музыкальной школе, куда она записалась сама. Марина вообще была девочкой самостоятельной, общительной и активной. В обычной школе училась на «отлично», была председателем совета школьной пионерской дружины, потом работала в районном комсомольском штабе, и при этом школьная оценка за поведение выше «удовлетворительно» не поднималась. Возможно, потому что учеба Марине давалась очень легко, а на уроках часто находились какие-нибудь неотложные дела то под партой, то за окошком. Не было раньше у учеников возможности «перепрыгивать» через класс или сдавать экстерном, а то бы, как говорит Марина Николаевна, она этим обязательно воспользовалась.

Гитара, аккордеон, пианино – добрые помощники учителя музыки

Найти себя нелегко
Родилась Марина Гончарова в 1968 году в Молдавии, но уже через полгода родители переехали в Волгоград, и именно этот город она считает своей родиной. Кстати, родители хотя и не были педагогами, свою дочь во всех начинаниях поддерживали, а когда пришло время задуматься о профессии, мама посоветовала поступать в Волгоградское педагогическое училище на музыкальное отделение. Марина как раз окончила музыкальную школу, расставаться с музыкой было жалко. Среди друзей семьи оказалась музработник детского сада, и мама ставила ее в пример дочке: «Если получишь музыкально-педагогическое образование, будешь в детском садике играть и петь с детишками. Всегда в тепле, сытая, довольная и всегда улыбающаяся!»
Вот так и получилось, что, окончив восьмой класс на одни пятерки, Марина не пошла в девятый, чем огорчила многих своих учителей, а поступила в волгоградское педагогическое училище №1. Заведующий музыкальным отделением потом долго с юмором вспоминал, как она отреагировала на его слова, когда он сказал, что здесь дают одновременно две специальности – школьную и дошкольную. Марина с порога заявила, что в школе работать не хочет: «Мама сказала, что в детском садике лучше, значит, я буду в детском садике!» Вот только по окончании училища она уже так не думала.
– Становление себя как человека я отношу не к школе, а именно к училищу. Мне в нем очень повезло с классным руководителем, по традиции им становился хормейстер, у нас это была Елена Георгиевна Дуненко. Это удивительный человек! Сплав любви к музыке и понимания ее и одновременно любви к миру и детям. В ней все это было собрано вместе. И я четко понимаю, что, когда вышла из музучилища, я внутри была другим человеком… Мы ставили и представляли в детских садах музыкальные сказки, каждая из них была как маленькая опера, и они очень нравились детям. То, как Елена Георгиевна с нами все это разучивала, как погружала нас в этот мир волшебства, искусства и музыки, – это было здорово! – говорит Гончарова.
Музыкальную школу Марина Николаевна окончила по классу аккордеона, после музучилища к этому инструменту прибавились пианино и гитара. Дальше девушку ждал Саратовский государственный педагогический институт, волгоградцы, мечтающие о высшем музыкальном образовании, традиционно выбирали этот вуз, там был специальный факультет. Четыре года учебы, красный диплом и… приглашение на работу в один из детских садов Саратова музыкальным руководителем! Сбылась мамина мечта. Увы, через два года работы Марина Николаевна на сто процентов поняла, что это не ее. Вот школа – это да, это то самое место, где она действительно хочет работать.

Школа и музыка
Гончарова возвращается в Волгоград и устраивается в школу учителем музыки. До 2008‑го работает здесь, а затем переезжает в Саратовскую область, в рабочий поселок Ровное. Будучи преподавателем музыки и ритмики Ровенской школы, побеждает на конкурсе «Учитель года»-2018 Саратовской области.
– Марина Николаевна, вы столько лет работаете со школьниками, не устали, не надоело?
– Да, с детьми я с 1991 года, но не надоело! В 2000 году, когда были задержки зарплаты и все педагоги буквально выживали, один мой родственник, имевший собственную компанию, пригласил меня к себе поработать офис-менеджером. И я на год ушла из школы. Нет, я не бросила работу с детьми, у меня всегда была работа по совместительству, и на тот момент я по вечерам продолжала заниматься с ансамблем бардовской песни в Торгово-экономическом колледже, а офис-менеджером работала днем. Первые две недели ходила по офису и озиралась, даже не представляла, что можно работать в темпе «пришли, чай попили, почту отправили, по телефону поговорили, а потом опять чай»…
В общем, через месяц она заскучала и нашла на вечер еще одну подработку, а затем договорилась с начальником (хорошо, когда он родственник), что за два-три дня сделает всю свою работу, а на остальные дни опять устроилась в школу. И с тех пор, когда появляется усталость, а такое, как говорит Марина Николаевна, у нее тоже бывает, она мысленно возвращается в то время, заставляет все вспомнить и убеждает себя, что надо просто чуть-чуть потерпеть: «Трудности уйдут, я понимаю, что в другом месте просто не смогу».
Два слова о трудностях и нагрузках. У учителя музыки в разных школах она разная. В сельской – поменьше и полегче, в городе – больше и объемнее. Массовые районные мероприятия обычно включают в себя творческие музыкальные номера от школ города, и это ложится на учителя музыки. Особенно если в школе нет развернутой системы дополнительного образования, что сегодня встречается часто. Как правило, учитель музыки сам создает и ведет свой коллектив – клуб, кружок, хор и т. д. По словам Марины Николаевны, ей близко хоровое пение, поэтому в школах, где она работала, всегда был хор. Подготовить эстрадный номер для нее намного сложнее, потому что эстрадником она себя не считает. Зато у нее есть еще одно личное предпочтение – бардовская песня, которой она увлекается много лет. Поэтому на каждом своем месте работы Гончарова создает клуб или хотя бы ансамбль бардовской песни. «Это то поэтическое пространство, – говорит она, – которое хорошо облагораживает душу человека, и детей в том числе».

Горы и музыка
Все туристы знают, что песни под гитару лучше всего поются на природе у вечернего костра, когда солнышко село, хворост потрескивает, а искры-звездочки взлетают в темное небо, путаясь в еловых лапах. Не могу сказать точно, что раньше поселилось в душе Марины Николаевны – эти песни или горы с их нелегкими перевалами. Сама она говорит, что горным туризмом увлеклась еще в студенческие годы. С тех пор ее любимый летний отдых – это очередной горный маршрут. Перерыв был только на рождение дочери, которой сейчас 24 года. В 2017 году у группы Марины Гончаровой было юбилейное восхождение на Эльбрус. За плечами Марины Николаевны гора Сулахат, горные путешествия по Центральному и Западному Кавказу, Горный Алтай, Западный Тянь-Шань, Южный Урал. Это не скалолазание, а восхождение, определенный маршрут разной степени сложности, в том числе с применением ледорубов и карабинов. Основная задача – пройти перевал и спуститься дальше. Для Гончаровой предельная высота – 4800 метров, выше не позволяет здоровье.

Во сколько лет начинается счастье?
Своим ощущением счастья и богатством чувств Марина Николаевна всегда готова поделиться с учениками. На мой вопрос, каким должен быть учитель, она ответила так:
– Мне сложно говорить за учителей-предметников, которые выводят детей на единый государственный экзамен. Я понимаю, что у них немножко другая специфика. А у меня свои задачи: я должна быть интересна детям, для меня на уроке и вне уроков главное – атмосфера. Потому что те музыкальные знания, которые получают мои ученики, не должны быть получены в принудительном порядке, иначе они для человеческого развития ничего не дадут. Мне важно, чтобы ребенок, уходя от меня, приобрел зрелость чувств, максимально возможную для своего развития и возраста. Ведь если раньше психологи говорили об интеллектуальной составляющей, о значимости тестов на развитие ума, об айкью и так далее, то сегодня главная проблема современного общества – проблема эмоциональной тупости, неспособности переживать высшие эмоции. Эта неспособность ведет к обеднению духовной жизни человека! Я понимаю, что духовный потенциал у всех разный, и мне приходилось работать в разных школах и с детьми разных социальных уровней, но проблема заметна, и она везде одна. Не важно, какой у ребенка стартовый уровень, важно, чтобы он рос внутри себя, рос духовно. И в этом заключается особенность моего предмета.
– Значит ли это, что ваш урок самый главный и самый важный?
– Нет, я ни в коей мере не претендую на то, что мой урок самый главный. Музыка тем и хороша, что она выполняет роль арт-терапии. Я считаю, что урок музыки должен быть уроком разгрузки. Когда у нас появилась объемная теоретическая базовая часть на уроках музыки, я стала встречать много перекосов – детям не дают заниматься практикой. А для меня было и остается важным, чтобы ребенок музыку создавал сам. Похлопать, постучать, попеть, создать образ – ведь одну и ту же песенку можно исполнить по-разному. Можно тупо спеть, а можно пообщаться: что из этого можно создать, каков герой, что он думал и переживал? Когда дети заняты лепкой чего-то нового, в такой ситуации даже проблем с дисциплиной не возникает. И еще дети любят петь, самое главное – не отбить это желание. Мы обязательно поем на уроке, и я считаю это важным.
По словам Марины Николаевны, победителем на конкурсе «Учитель года» она стала случайно. Когда объявили ее первое место, это заставило задуматься, что делать дальше. «Я понимала, что 50 лет не тот возраст, когда надо выходить на конкурс. Для меня это не была, как говорят, точка роста, а скорее момент, когда итоги подводишь», – говорит она. Но всероссийский этап удивил и обрадовал ее, там она увидела молодых коллег, их работу и поняла, насколько талантлива молодежь:
– Именно талант наших молодых учителей, имеющих небольшой опыт, стал для меня открытием, и я искренне за них порадовалась! За них и за нас, что они есть. Общение с ними наполнило меня оптимизмом и пониманием, что у нашего образования есть перспективы. Ведь сегодня молодежь трудно удерживается в школах, особенно в провинции.
– Что самое трудное в профессии учителя?
– Если ты любишь свое дело, то ничем наши трудности не отличаются от трудностей в других профессиях. Усталость есть всегда и везде, постоянные перемены – тоже. Важно помнить, что мы работаем с личностью ребенка, то есть у нас повышенная ответственность за будущее страны.
– О чем больше всего мечтаете в жизни?

– Не потерять жажду жизни, желание узнавать что-то, любопытство в хорошем смысле. И здоровье, состояние мобильности, когда тебе легко мечтается, легко передвигается, есть желания и силы для их воплощения.
Саратовская область

Комментарии


Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt