Представьте себе: зима. Галина Леонидовна допоздна задерживается на работе. Поземка, скользко. Бац, и в сугробе. И вдруг под рукой что-то теплое. Глиняный горшочек с полуистертыми буквами. Ребята раскрыв рот слушают о новой необычной находке их учительницы и классного руководителя Галины Леонидовны Маршановой. Это ж надо, какое везение! Предметы все больше прозаические неожиданно оказываются волшебными. Горшком мудрости, ведром любопытства или мешком радости. Ну просто сказочными инструментами, без которых и учение без увлечения, и воспитание – лишь назидание. Тепло и свет идут из 413-го кабинета химии 1016-й московской школы. Кабинета, где всегда открыта дверь.
Ведро любопытства
…- А вчера мы ездили в театр. И эта женщина в маршрутке меня узнала. Девчонки мои обалдели. Здесь она шестнадцатилетняя девушка, а сейчас уже тетенька.
Шестиклассницы Марина, Настя, Альбина, Юля смущенно отводят взгляд от фотографий шести выпусков Галины Леонидовны, размещенных на стене. Кого-то Маршанова взяла в седьмом, кого-то – в пятом классе. Вроде не по статусу спускаться чуть не в начальную школу: химия начинается у старших. «Я с некоторых пор вообще мало чего боюсь. Когда только пришла в первую свою школу, заболела учитель домоводства. Директор спрашивает: «Не возьмете ли и эти двенадцать часов?» А тогда было модно ходить в самовязанных вещах. У Галины Леонидовны был маленький сын, она ему всякую одежку шила, аппликации придумывала. Так что и домоводство вела, а позже и недолгую этику и психологию семейной жизни. А этих вот «севенят» (так она ласково называет свой будущий, седьмой по счету выпуск, лицейский класс с языковым уклоном) взяла, когда их прежней классной предложили полную нагрузку в другой школе. И теперь уж сама попросила директора: «Дайте хоть какой-то предмет. Чтобы понять детей, нужно посмотреть их через урок». И получила час географии в своем 6-м «Б». И «немножко» разбила свое расписание, специально сделав свободную субботу рабочим днем. Но это так, к слову.
…- Я уж долго думала, как назвать: пакет, мешок… Но мешок радости у нас же есть. Мы выбрали с мужем размер ведра любопытства, чтобы вместить все 29 альбомчиков. И почему-то хотели зеленое. Мысль родилась, когда я размышляла, что подарю выпускникам от себя на память о школьных годах. «Не надо, – умоляла родителей, – никакого золота. Я сделаю что-нибудь детское, светлое». Купила самые простенькие альбомчики, вклеила снимки ребят, которых сама и фотографировала. «Я подбирала так, чтобы рисунок на вставке хоть как-то соответствовал человеку, которому будут его вручать. Вот, например, девочка, она пришла в 9-м, воспринималась как розочка, в ней все замечательное было от этого цветка, но вместе с тем с колючками». В альбомы заложила персональные пожелания, стихи, и свои тоже. Последний классный час – всегда действо. Накрыла ведро цветной косынкой. Так оно и простояло на кафедре до последней минуты. Настал долгожданный момент. «А теперь снимаю покрывало». Всех сорвало с места. Смех, растерянность, подначки: пытались угадать, с кем конкретно картинка ассоциируется. Но Галина Леонидовна туда могла даже не заглядывать, чтобы сказать, кому именно предназначен тоненький пакет, настолько все через себя пропустила. «Они пришли вот такие махонькие в
5-м, а на выпуске не было никого, кто бы меня не перерос. И когда узнали, что после них беру шестиклассников, с облегчением вздохнули: «Ну слава богу, мы останемся для вас единственными «пятачками». И что мы решили: подарим новобранцам наборчики ручек, ластиков, линеек. С напутствием в дневнике каждому: «Дорогой друг, мы, выпускники Галины Леонидовны, желаем тебе сохранить и приумножить наши традиции. Поздравляем тебя с новым учебным годом и дарим набор школьных талисманов, которые принесли нам удачу на выпускных экзаменах».
Мамка-нянька?
1 сентября. Первый классный час: «Расскажи мне о себе». Полезные анкеты: мне же нужно было знать, чем хоть они дышат. Кстати, и не особенно обманули. «С кем из одноклассников ты дружишь?» – «Со всеми». Для меня это уже: «ага». А вот сакраментальный вопрос: «Для чего я хожу в школу? Зачем?» Большинство написали: «За знаниями». И буквально трое-четверо – «пообщаться». «Так это же хорошо, – говорю, – Галина Леонидовна. Лет пятнадцать назад «пообщаться» воспринималось синонимом «побездельничать». И родители, к моему удивлению, так полагали. На следующем собрании я спросила: «Как вы считаете, какие функции я должна реализовывать как классный руководитель? Я же даю знания только как учитель географии. Сейчас. А в 7-м в лучшем случае возьму кружок для умненьких, «созревших» деток. А для остальных буду просто «мамкой-нянькой». И вы знаете, они опешили: «Мы не думали». – «Так давайте подумаем, кто будет душу воспитывать? Когда? Вы же по двадцать часов не работе. Значит, воспитанием займется улица». А я своему классу говорила: «Дети, понимаете, моя задача не набиваться вам в друзья. Но хотя бы попытаться стать человеком, благодаря которому вы в школе чувствуете себя комфортно. Чтоб вы знали, что есть куда прийти, кому поплакаться в жилетку. Кто с вами порадуется, кто огорчится, может быть, поможет найти выход. Мне бы очень хотелось, чтоб у нас это получилось. Нет, я не хочу быть мусоропроводом, куда все сливают. Я жива, и мне для общения очень важны положительные эмоции. Когда стою за кафедрой – я учитель, вы ученики. Это нас разделяет. Когда мы с вами общаемся по проблемам жизни, все должно быть на равных, без лжи».
«Свечку поставь!»
Маршанова не превращает родительские собрания в поле битвы. Рассказывает, какие были проблемы, радости, результат, удовольствие. С обязательной презентацией. Слайды, графики, диаграммы, словом, то, чем занимались. А еще обязательно дарит родителям информационные блокноты, куда вклеивает расписание звонков, список учителей, учебный план… И советы из «ведра любопытства» в придачу. Есть у нее папка «Классный руководитель». Там «Законы нашего класса», «Девчатам от мальчишей». Есть папка «Горшок мудрости». Родителям для размышления.
«…А вот это я собираю в виде сборничка, думаю использовать на первом собрании в 7-м, – говорит Галина Леонидовна. – Купила новую книжку «Мудрость тысячелетий», а она разбита не по направлениям обсуждения, а по мыслителям. И я просто открыла одного, почитала другого. Думаю, как интересно. Сделала закладки, потом быстренько в компьютер забила. Значит, я куда-то включу эти мысли.
Наконец мы отрываемся от компьютера. И я, как и ученики Галины Леонидовны, восторгаюсь организацией рабочих мест, всем, что вижу. – Указатели вариантов для контрольных, практических работ, специальные таблички. А цвета! Все материалы, которые раздает Галина Леонидовна в 11-м, – на лавандовой бумаге. «Это цвет пофигизма», – шепчет она. И поясняет: «Выпускники как-то очень уж уперто направлены в одну сторону, полагая, что есть второстепенные предметы, к коим относят и химию». Розовый цвет – для 10-х, где до середины декабря почти не учатся: «Лафа, можно не аттестовываться по первой четверти». «Ну, Галина Леонидовна, вечно вы что-нибудь придумаете», – смеются ребята. А потом… «Для меня урок химии проходил интересно. Но ведь дело в другом. В вас я не видел учителя химии и классного руководителя. Вы человек, который научил меня жить и думать по-другому, относиться к вещам с пониманием», – писал на прощание Коростелев Алеша. Сколько их, таких признаний, от выпускников. Но то за семь лет работы. А вот совсем свежее. Мама Тани Кривко как-то проговорилась, что дочка подумывает перейти в другую школу: «Тяжело, мол, учиться, много времени тратит на английский. Никуда не отпущу. Я вообще влюблена в вас», – добавила она, чем ввела в краску Маршанову. Уж слишком сильные чувства. А ларчик просто открывался. «Я ведь с Ольгой Коростелевой общаюсь, живем по соседству, – пояснила мама. – Ну и поделилась с ней как-то переживанием: новый классный руководитель у девочки, что да как будет? «А кто пришел-то, – спрашивает та. – Галина Леонидовна? Перекрестись. Пойди в храм и свечку поставь».
«Так что там у вас за волшебный горшочек? Покажите». Девчонки бегут в лаборантскую. И я слышу: «Представьте себе, была зима…» Господи, да они в самом деле верят, что Галина Леонидовна откопала его в сугробе восемь лет назад. В самом деле, в каждом возрасте есть что-то потрясающее. А кстати, что они там вытаскивают из своего мешка радости?
Советы заслуженного учителя РФ Галины МАРШАНОВОЙ
Правила подготовки родительского собрания
Перед началом собрания лучше оставить за дверью плохое настроение и «надеть» лицо.
Отведите на проведение собрания не более полутора часов.
Самый приятный звук для человека – его имя. Положите перед собой листок с именами и отчествами.
Советы родителям
Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.
Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.
Не стоит забывать, что, если ребенка высмеивают, он становится замкнутым. Если критикуют – учится ненавидеть.
Если дома ребенка часто упрекают, у него формируется постоянное чувство вины.
Комментарии