search
main
0

Гороскоп на счастье Гимназия – это сервисная организация по обслуживанию детей

Глава Ново-Савиновского района Казани Виктор Бударин как-то сказал Любови Кочневой, что возглавляемая ею 7-я гимназия недостойна этого статуса. “Ну как мне было не доказать, что достойна? – смеется она. – Он меня обидеть хотел, а вышло – раззадорил, и я свернула гору, доказывая его неправоту”. А недавно Владимиру Филиппову министр образования Татарстана Фарис Харисов показал только одно образовательное учреждение – гимназию Любови Кочневой, и высокий гость, пообщавшись с гимназистами, поудивлявшись их раскованности и улыбчивости, назвал ее школой будущего.

Набор высоты
…Директору Кочневой присущ не “суетливый авангардизм”, а взвешенный подход к любому эксперименту на детях. “Я делаю все осознанно, – говорит Любовь Петровна. – Если сомневаюсь, ни за что не введу нечто новое в учебный процесс, пока не увижу положительные результаты у других”.
В 1995 году Любовь Петровна вернулась с поста заведующей роно в свою школу директором. Почувствовала себя вновь “в своем гнезде” и принялась “гнездышко” обустраивать. Начала с мест общего пользования, обложив стены плиткой. Изменила интерьер, обставив коридоры, рекреации, столовую красивой, удобной мебелью. Одни ее предупреждали, что все великолепие будет испорчено, и были правы: дерматин не единожды был изрезан, у портьер сорваны кисточки. Другие критиковали ее в газетах за излишества, за барские замашки и были не правы. Как показала жизнь, эти излишества, в том числе три водопада, имеют большой педагогический смысл. И своим коллегам, решившим взглянуть на дело ее рук, Кочнева не устает повторять: “Начните с туалетов. Эта проза жизни так хорошо воспитывает!”
Через два года Любовь Кочнева, с удовлетворением оглядев цивилизованное внутреннее убранство гимназии, заключила: “Все, пора подумать об уме, то бишь о содержании образования”.
Основная идея развития гимназии заключалась в создании школы гуманистической ориентации, для чего, кроме профильных гуманитарных, естественно-научных, математических классов, для одаренных детей созданы классы академические и мастер-классы. Стало привычным делом участие гимназистов в научно-исследовательской работе, в научно-практических конференциях, в интеллектуальных марафонах, в дистанционных международных эвристических олимпиадах через сеть “Интернет” и электронную почту.
И стоило гимназии достичь нового качества образования, как ее директор поставила перед коллективом еще одну актуальную задачу – оздоровление гимназистов и формирование у них навыков здорового образа жизни.

Под наблюдением
Гимназия занялась проблемой оздоровления детей до того, как в Республике Татарстан была принята целевая программа. Начали с диагностирования и создания силами учителя информатики Эльвиры Леонтьевой, методиста Нажии Нурмеевой с помощью учеников базы данных “Медицинское наблюдение”. Это была будничная, кропотливая, неоплачиваемая работа, на которую коллектив решился, лишь осознав всю ее важность и срочность. Отныне на основе медицинской АСУ за минуту можно получить данные о здоровье целого класса, конкретного ученика, сделать выборку по любому диагнозу, по группам здоровья. “К нам приходят специалисты для индивидуальных консультаций: эндокринолог, офтальмолог, хирург, гастроэнтеролог, кого-то из детей мы направляем в поликлинику”, – разъясняет педиатр гимназии Тамара Кочеткова.
Успех объясняется системным подходом к профилактике здоровья и оздоровлению гимназистов и учителей, а также к пропаганде здорового образа жизни. Фитотерапия на основе алтайских трав способствовала тому, что гастриты и гастроэнтериты у детей перестали прогрессировать. Проводятся два дополнительных урока ОФП в начальной школе, а после третьего урока для них же – динамичная пауза во внутреннем дворике гимназии, на уроках 1-11-х классов – физкультминутки.
Коль гимназия выбрала путь к здоровью, мелочей на этом пути нет. Компьютеры приобретаются только высокого класса, относительно безопасные для учеников, для дошколят изготовлены конторки “Аистенок”. Когда малыш на уроке устает сидеть, может постоять, опираясь на конторку. В перспективе администрация задумала взамен столов обзавестись партами, которые были повсеместно отправлены в утиль. Родители третьего класса решили, не дожидаясь очереди, на свои средства купить детям парты на шурупах, регулируемые под рост ребенка. С помощью министерства РТ приобретены кушетка для лечения сколиоза и тренажер для улучшения зрения, а на родительские средства – передвижная бактерицидная лампа. Открыт кабинет ЛФК.

Работать на свою старость
О гимназии N 7 в Казани заговорили, когда ученики стали занимать призовые места на городских, республиканских олимпиадах и на районной по иностранному языку, где гимназисты оставили позади две языковые школы. Не зря, видно, 90 тысяч рублей было потрачено на учебники и методическую литературу для кафедры английского языка. Язык преподается по дорогим английским учебникам. Откуда деньги? Из тумбочки. Туда по 20 рублей в месяц складывает каждая семья, кроме малообеспеченных. Делается это все по решению родительской думы, формируется которая по хитрому замыслу директора из членов родительских комитетов классов. А туда выбирают, известное дело, лучших. Обратная связь обеспечена.
Но родительская дума занимается не только сбором и рациональным использованием средств, но и защитой прав детей. В правовом поле как раз работает фонд целевого назначения “Серебряный глобус”, из которого средства идут на премии и призы победителям олимпиад и интеллектуального марафона. Администрация спокойно реагирует на контроль со стороны комиссии по правам ребенка думы за составлением расписания (нет ли перегрузок), за питанием. Педагоги почувствовали, какое это благо делить ответственность за обучение и воспитание детей с их родителями.
Летом Любовь Петровна на неделю вывозит учителей в санаторий. “Где я беру средства, никого не должно волновать. Знаю, что со мной работать непросто – я требовательна, но могу быть благодарной коллегам за хорошую работу, – говорит Кочнева. – Ни на меня, ни на требовательных родителей учителям обижаться не стоит. Они, к счастью, на критику реагируют правильно: по-женски ненадолго надуют губки. Я им объясняю, что гимназия – это сервисная организация по обслуживанию детей. Мы обслуга, но этот статус не должен оскорблять. Мы, выполняя социальный заказ родителей, работаем на свою старость. Эту проблему пора актуализировать, а мы из-за ложного стыда от нее уходим”.
Кстати, к директорским строгостям учителя и ученики относятся с пиететом. В первом номере первой в городе настоящей школьной газеты “SCHOOL” было напечатано: “Лафа кончилась, гимназисты! 25 октября из отпуска вышла Любовь Петровна и с новыми силами принялась за наши учебу, поведение и внешний вид”. И тут же на вопрос юных корреспондентов “Ваши впечатления о гимназии” молодой учитель экологии Андрей Выборнов ответил: “Впервые я побывал здесь на четвертом курсе на практике в девятом классе. Впечатления хорошие. Гимназия с другими школами несравнима. У ребят нет наглости, порядок в интерьере и во всем остальном. Впечатлен и твердой рукой директора…”
Хоть с годами Любовь Петровна научилась достойно воспринимать удачи и невзгоды, считает, что больших неудач у нее, директора, с таким сильным коллективом педагогов быть не может. Действительно, 24 учителя-методиста, 27 ведущих учителей, 16 отличников просвещения, 3 заслуженных учителя РТ, 6 соросовских учителей, 21 преподаватель высшей школы. Обидно только, что глава района по-прежнему не видит успехи гимназии N 7. Демонстративно не видит. Почему? Когда в 1995 году в районе сменилась власть, заведующую роно Кочневу без объяснений причин “понизили” до должности директора школы. По мнению председателя рескома профсоюзов, тогдашнего заведующего гороно Юрия Прохорова, Кочнева не подошла новому главе из-за своего волевого характера и чрезмерной самостоятельности. Попробуй угоди начальству: то ему в тебе недостает воли, то ее в избытке…
Любовь Петровна была невозмутима: “У меня есть такое качество – я любую свою работу люблю. Оттого не знаю, где более на своем месте. К превратностям судьбы готова. Если что, с радостью вернусь к преподаванию литературы. Не растеряюсь”. Полагаю, ей, кандидату педнаук, не дадут пропасть, тем более что тема диссертации имеет не абстрактный, а прикладной характер: “Программно-целевое моделирование структуры управления гимназией”. Будучи в опале, в одном из гороскопов она вычитала: “Запомните эту большую неудачу по службе и тех людей, по чьей вине вы изменили свое положение. Потом вы должны будете им низко поклониться и поблагодарить за доставленное вам счастье”. Она благодарит и кланяется, потому как сознает, что ее гимназия делает честь всему району и славному городу Казани.

Галина СЮНЬКОВА
Казань

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте