Каковы потребности городского рынка труда в новых профессиях и специальностях? Как разрабатываются новые профессии и специальности? С этими и другими вопросами мы обратились к кандидату педагогических наук, доценту, заведующей лабораторией содержания профессионального образования НИИРПО Алле ВОЛОДАРСКОЙ.
– Кто в настоящее время занимается изучением потребностей в новых профессиях и специальностях? – В городской целевой программе «Рабочие кадры» были поставлены задачи по разработке комплексных прогнозов потребностей экономики Москвы в квалифицированных кадрах, механизмов повышения эффективности профессионального образования. В соответствии с этими задачами проблемой исследования потребности во введении новых профессий и специальностей, не реализуемых в настоящее время в московских колледжах, занималась лаборатория содержания профессионального образования НИИРПО. Сотрудники лаборатории провели мониторинговое исследование, в ходе которого были обобщены и проанализированы ответы респондентов из 56 образовательных учреждений среднего профессионального образования Москвы. В результате был сформирован Перечень новых профессий и специальностей, не включенных в настоящее время в ОК и в действующие перечни профессий НПО и специальностей СПО, но востребованных на московском рынке труда.- Новый Перечень профессий и специальностей уже введен в действие? – В декабре 2007 года были введены в действие новые Перечень профессий НПО и Перечень специальностей СПО, которые имеют одинаковую структуру, что обеспечивает их преемственность. Профессии НПО распределены по направлениям подготовки в укрупненных группах профессий. В новом Перечне профессий изменилась номенклатура профессий: добавлено 70 профессий НПО, убраны или разъединены – 33. В Перечне специальностей СПО появились совершенно новые направления подготовки, то есть выделены более узкие предметные области в рамках укрупненных групп специальностей, например новое направление 230200 «информационные системы». Введены также 9 новых специальностей СПО, которые относятся к различным сферам профессиональной деятельности и включены в различные направления подготовки и группы специальностей. Среди вновь введенных специальностей – 080509 «операционная деятельность в логистике», 100114 «стилистика и искусство визажа», 160906 «испытание летательных аппаратов», 261003 «технология обработки алмазов», 280105 «защита в чрезвычайных ситуациях». – Каково участие колледжей в разработке перечня?- Колледжи предложили 25 новых профессий НПО и 21 новую специальность СПО, однако некоторые из них только на первый взгляд совершенно новые по названию. Анализ показал, что реализация некоторых профессий и специальностей возможна в качестве родственных, например в рамках специализаций действующих профессий и специальностей. Так, предложенная в качестве новой профессия «опалубщик» может реализовываться как родственная в рамках профессии ОК «плотник», которая входит в интегрированную профессию НПО 250304 «мастер столярно-плотничных и столярных работ» или в рамках профессии НПО 270126 «мастер общестроительных работ», за счет специализации и корректировки содержания КОУ, что позволит освоить новые технологии монолитного строительства. Созданный при участии московских колледжей перечень носит открытый характер, и работа по его обновлению и корректировке будет проводиться НИИРПО и в дальнейшем. В результате анализа и обсуждения возможности открытия и реализации новых профессий и специальностей на заседаниях отраслевых научно-методических объединений московских колледжей сформирован перечень абсолютно новых профессий и специальностей.- Какие новые профессии НПО и специальности СПО вошли в разработанный перечень?- Это такие профессии НПО, как «монтажник пластиковых конструкций», «визажист», «оператор-наладчик оборудования для мебельной промышленности», «мастер профессионального ухода за недвижимостью», «мастер по ремонту музыкальных инструментов», «электромонтер систем пожарно-охранной безопасности и инженерных сетей». В перечень вошли такие новые специальности СПО, как, например, «проектно-сметное дело», «ресторанный сервис», «мерчендайзинг», «технология клининговых услуг», «техническое обслуживание и ремонт бытовой техники», «автомобильный сервис», «музееведение», «техническая эксплуатация и обслуживание систем пожарно-охранной безопасности и инженерных сетей», «девелопмент».- Ориентирован ли новый перечень на возможности непрерывного профессионального образования – от получения профессии на уровне НПО до специальности в СПО?- Конечно. Более того, многие профессии и специальности заявлены к открытию как возможность выстраивания траекторий непрерывного профессионального образования. Например, профессия «визажист» предложена для интеграции с реализуемой специальностью 100114 «стилистика и искусство визажа». Среди предложений есть новые образовательные траектории НПО – СПО: профессия «электромонтер систем пожарно-охранной безопасности и инженерных сетей» и специальность «техническая эксплуатация и обслуживание систем пожарно-охранной безопасности и инженерных сетей». Новые профессии и специальности помогут удовлетворить потребности городского рынка труда. – Какова процедура введения новых профессий и специальностей? Могут ли абитуриенты нового набора ориентироваться на эти специальности? – Введение новых профессий и специальностей – длительная и сложная процедура. Для этого требуется подготовка документации для включения их в соответствующие перечни, разработка соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов. В комплект необходимой документации должны быть включены обоснования необходимости, целесообразности и востребованности предлагаемых новых профессий и специальностей, а также проекты их квалификационных характеристик. Более того, для новых профессий и специальностей требуется разработка соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов на основе профессиональных стандартов. Однако к настоящему моменту можно использовать лишь два из разработанных профессиональных стандартов, касающихся реализуемых в Москве профессий и специальностей (они разработаны для индустрии питания и информационных технологий). – Работодатели могут принимать участие в этом процессе?- Не только могут, но и должны. На мой взгляд, недостаточная активность участия работодателей в разработке документации по введению новых профессий и специальностей затрудняет, а порой и приостанавливает процесс. Это одна из причин задержки введения в образовательную действительность новых профессий и специальностей.- Где можно ознакомиться с перечнем профессиональных стандартов?- Довольно полную информацию можно получить на сайте Российского союза промышленников и предпринимателей http://www.rspp.ru/Default.aspx?CatalogId=4102. Думаю, что этот процесс ускорит заключенное в июне 2007 года Соглашение о взаимодействии между Министерством образования и науки Российской Федерации и Российским союзом промышленников и предпринимателей, в котором закреплены обязательства сторон в части создания и развития национальной системы квалификаций, профессиональных стандартов и государственных образовательных стандартов профессионального образования. – Обеспечение пакетом документации – достаточное условие для введения новых профессий и специальностей?- Для открытия и реализации новой профессии или специальности колледжу могут требоваться модернизация имеющейся материально-технической базы, новое дорогостоящее оборудование. Например, заявленная профессия «оператор-наладчик оборудования для мебельной промышленности» в ближайшее время вводиться не будет именно по причине отсутствия возможности оснастить колледж современным оборудованием, позволяющим сформировать у обучающихся требуемые профессиональные компетенции. Решению этой проблемы способствует система грантов Департамента образования, выделяемых на переоснащение колледжей современным учебным оборудованием. – При введении новых специальностей в колледжах может возникнуть потребность в новых высококвалифицированных кадрах. – Кадровый потенциал каждого колледжа – важнейшее условие введения новых специальностей. Для открытия и реализации новой профессии или специальности требуется разработка содержания основной профессиональной образовательной программы в дисциплинарно-модульной структуре. Программы должны разрабатывать преподаватели спецдисциплин на основе образовательного стандарта в соответствии с современными требованиями, а это требует от педагогического коллектива профессиональных компетенций высокого уровня. Какие – новые или имеющиеся – кадры нужны для этого, будет решать само образовательное учреждение. Это могут быть и привлеченные специалисты, и специалисты колледжа, прошедшие курсы повышения квалификации.
Комментарии