search
main
0

Город-сказка, город-мечта. Художница Светлана Егорова приглашает в Москву, которой больше нет

Экспозиция «Вот небеса мои родные!», открывшаяся в Выставочных залах Государственного музея А.С. Пушкина на пересечении Арбата и Денежного переулка, – это такая живописная машина времени. Вы делаете шаг и оказываетесь в хитросплетении столичных улочек и проулков, в анфиладе дворов и подворотен, под стенами домов-шкатулок, многих из которых уже нет на карте Москвы. Художница Светлана Егорова проведет вас сквозь свой родной город, ставший для нее не только первой и единственной любовью, но и верным союзником в искусстве.

– Видите эти три наброска начала 1960-х годов? Это самые ранние из представленных здесь работ, вот тут я успела нарисовать дома, на месте которых потом построили гостиницу «Россия», ее, впрочем, уже тоже нет… – Светлане Витальевне 82, но вряд ли она уступает даже самой себе, двадцатилетней, в энергии и жизнелюбии. – Я тогда, как услышала, что эти старинные особняки будут сносить, сразу бросилась их рисовать – пусть хоть на моих картинах останутся.

Запечатлеть – лицо, пейзаж, мгновение – и тем самым уберечь от беспощадного времени, в этом, наверное, и есть главное предназначение художника-хранителя. За несколько лет до того, как выпускница знаменитого художественного училища Памяти 1905 года Светлана Егорова начала свою «спасательную операцию», ее старшая коллега Татьяна Маврина ходила по промерзшим улицам военной Москвы и тоже рисовала древнюю архитектуру, которая уже в следующее мгновение могла погибнуть при очередном авианалете. (Выставка «Москва военная в работах Татьяны Мавриной» как раз в эти дни проходит в главном здании Государственного музея А.С. Пушкина на Пречистенке, 12/2).

Светлане Егоровой удалось донести до нас многое из того, чего сегодня уже и не увидишь. Целый зал экспозиции отдан под серию «Дворы». Теперь они перекрыты или застроены, а некогда были настоящим лабиринтом, кровеносной системой старого города. Вот дворы у Покровских ворот, на Остоженке – листва вековых деревьев дает такую густую тень, что даже в самый солнечный день тут царит прохладный полумрак. А это старинная Пятницкая. Светлана Витальевна создала несколько документальных, «репортажных» зарисовок возведения гостиницы «Балчуг», которая навсегда уничтожила одну из самых красивых городских панорам: вид с Красной площади на Пятницкую и обратную перспективу. «Дом фарфора» на Мясницкой, выстроенный архитектором Шехтелем в конце XIX века в стиле модерн для «фарфоровой империи» Кузнецова, до сих пор остается одной из главных достопримечательностей знаменитой улицы. Правда, есть одно «но»: фарфор тут больше не продают, один из старейших столичных магазинов закрыт и выставлен на продажу.

– А это, узнаете? Конечно же, кинотеатр «Ударник» с его роскошным стеклянным куполом, – продолжает свой рассказ художница. – Представляете, купол этот поднимался, и получалось кино под открытым небом. Но теперь никто не знает, как с ним справиться, а потому это стеклянное чудо законсервировали.

В поле зрения Светланы Егоровой попадают не только аристократические Покровка, Остоженка и Поварская, интеллектуально-богемное Приарбатье или рабочая Пресня. По собственному признанию этой стремительной, как ветер, дамы, она – настоящий фанат метро! Отсюда – целая серия рисунков вестибюлей подземных дворцов. Шедевр конструктивизма «Красные ворота», «Кропоткинская», с ее колоннами-свечами, выстроенная на месте разрушенного храма, словно бы игрушечный павильон «Арбатской».

– Вот этот пейзаж я рисовала, сидя на крыше павильона станции метро «Библиотека имени Ленина». Я рисую, а на меня созревшие каштаны падают, настоящий обстрел! А я уворачиваюсь и продолжаю рисовать, – по-девичьи кокетливо смеется Светлана Витальевна. – Тут у меня зимний Преображенский рынок. Между прочим, Преображенка – это вообще отдельный сюжет. В конце XVIII века это была вотчина староверов, и здесь организовали благотворительные чумные лазареты для больных. А во время Великой отечественной войны староверы много жертвовали на танки, поэтому было личное указание Сталина ни их, ни церкви их не трогать.

И так про каждую из почти 70 отобранных для выставки работ мастер может рассказать не просто историю – целую сагу. Потому что каждая картина и есть сага о большой любви, созданная в цветном карандаше, акварели, пастели, китайской туши и белилах.

Экспозиция «Вот небеса мои родные» работает в Выставочных залах ГМП (Москва, Денежный переулок, 55/32) до 9 сентября.

Фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте