Зеленоград, основанный как центр российской электроники, – это уникальное «образование» на карте Москвы. Компактность и целостность образовательного пространства Зеленограда, техническая оснащенность, высокий образовательный уровень населения Зеленограда дали городу возможность стать идеальной площадкой для внедрения и отработки новых информационных технологий. Об этом рассказывает директор Зеленоградского окружного методического центра Александр ПЕТРАКОВ.
Зеленоград одним из первых в стране начал компьютеризацию, в том числе и в сфере образования. Еще в 1985 году предприятия Зеленоградского округа, выпускающие первые персональные компьютеры ДВК, устанавливали их в подшефных школах, полностью оснащая компьютерные классы под ключ. В связи с отсутствием на тот момент учителей нового предмета «Информатика» в округе проводится централизованное обучение учителей физики и математики работе с ДВК. Начиная с 1988 года ведется постоянное обновление и модернизация имеющегося оборудования и программного обеспечения. В 1994 году в Зеленограде официально введена компьютерная поддержка предметов начальной школы и ставка учителя компьютерной поддержки.
В 1995 году на базе округа была открыта экспериментальная площадка Департамента образования «Информационное пространство столичного образования» (научный руководитель – доктор физико-математических наук, академик, ректор МИОО Алексей Семенов), основная задача которой состояла в отработке совместно с Информационно-аналитическим центром Департамента образования (руководитель Владимир Яблонский) модели управления образованием округа на основе компьютерных технологий.
На первом этапе была создана материальная база информационной сети (установлены компьютерные АРМы для директоров образовательных учреждений, сотрудников окружного управления и методического центра; создана локальная сеть, связавшая компьютеры управления, ОМЦ, Централизованной бухгалтерии и Дирекции по эксплуатации зданий; налажен удаленный доступ школ к информационным материалам Зеленоградского окружного управления, Департамента образования), внедрены программные средства. Компьютерная техника дала возможность осуществлять быстрый и своевременный информационный обмен по электронной почте между управлением, образовательными учреждениями и Департаментом образования.
Сегодня техника и информационные технологии быстро устаревают и перестают удовлетворять современным требованиям, поэтому задачи автоматизации и информатизации образования требуют более универсального и стандартизованного подхода. Для решения задач по развитию информационной инфраструктуры управления образованием при ОМЦ был создан Центр информационных технологий в образовании (ЦИТО). Его создание дало возможность централизованно подойти к решению задачи по информатизации образовательных учреждений: внедрению информационных технологий и автоматизации управленческой деятельности, применению ИКТ в учебном процессе.
Решение этих задач было связано с аппаратно-программными средствами и учебно-методическими задачами, что позволило поднять на качественно иной уровень систему работы:
– проводить подготовку и обработку всей документации полностью с использованием персональных компьютеров;
– автоматизировать аналитическую работу каждого сотрудника управления образования, методистов, директоров школ и оперативно обмениваться информацией благодаря локальной компьютерной сети;
– организовать удаленный доступ к информационным материалам, используя богатые возможности интернет-технологий;
– распространить наработанный опыт по автоматизации системы управленческой деятельности на дошкольные образовательные учреждения.
Основой этого стало развитие локальных сетей и их объединение в окружную сеть как виртуальную корпоративную сеть в интернете. Таким образом, стало возможным в реальном времени непрерывно отслеживать все потоки информации в округе и незамедлительно влиять на любые процессы, от административных и хозяйственных до процесса образования.
В настоящее время дальнейшее развитие информатизации идет по пути создания непрерывной распределенной системы управления образовательным пространством округа и образовательной деятельностью. При этом ИКТ обеспечивают не только интеграцию всех уровней образования, но и информационное взаимодействие с другими организациями Зеленограда. Например, сегодня школы и учащиеся имеют возможность участвовать в конкурсах и олимпиадах, проводимых префектурой среди жителей округа, в выездных коллегиях, совещаниях, различных опросах, проводимых на портале учебного округа в интерактивном режиме.
Объединение имеющихся ресурсов идет также по пути создания межшкольных информационных структур, что позволяет сосредоточить современную технику и учебно-методическое обеспечение, квалифицированных преподавателей, отработать новые развивающие и обучающие технологии, а в дальнейшем обеспечить распространение этих технологий на весь учебный округ. В системе Зеленограда такими межшкольными структурами стали окружной Центр информационных технологий в образовании (руководитель Л.Фрейдензон) и 15 опорных учреждений по информатизации образования.
Основными функциями ЦИТО ОМЦ сегодня стали такие, как:
методическая (методическая поддержка образовательного процесса, повышение квалификации работников образования в области применения информационно-коммуникативных технологий в своей деятельности);
образовательная (поддержка образовательного процесса учреждений, в том числе и дополнительное образование, работа с одаренными школьниками);
техническая (организация поставок, ввода в эксплуатацию, обслуживания, ремонта и модернизации компьютерной техники; планирование развития компьютерных сетей, программного обеспечения и его сопровождения).
информационная (развитие и поддержка web-сайта Зеленоградского учебного округа, подготовка и проведение семинаров, конференций, выставок, подготовка материалов для тиражирования).
Для достижения поставленных целей ЦИТО как ресурсный центр тесно взаимодействует как с учреждениями образования (прежде всего с базовыми школами), так и с городскими учреждениями, занимающимися проблемами образования и воспитания молодежи. На сегодняшний момент учебный округ осуществляет свою деятельность вместе с МИОО, Институтом информационных технологий и учебного оборудования, МИЭТ, МИЭПП, МГАДА, Информационно-аналитическим центром Департамента образования (вопросы информатизации управление образования традиционно решает с данными институтами начиная с 1995г.).
Подключение школ к сети «Интернет» создает новые возможности для использования компьютеров в учебном процессе. Поэтому отдельное направление деятельности ресурсного центра – повышение компьютерной грамотности учителей.
В последние годы ОМЦ проводит курсы на базе округа только под реализацию конкретных задач, для заинтересованных педагогов, которые уже владеют навыками работы на компьютере. Например:
46 школьных библиотекарей окончили курсы «Использование современных информационных технологий в организации работы школьной библиотеки»;
для учителей-предметников опорных школ по информатизации были проведены курсы «Использование медиасредств и интернета в предметной деятельности учителя»;
для учителей математики, использующих новое оборудование, были организованы курсы по программе «Живая математика».
Вот уже несколько лет в учебном округе проходят педагогические мастерские «Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательной деятельности». Их задача – практическое знакомство педагогов с опытом проведения уроков с использованием мультимедийных программ, методическими приемами, практическими и организационными навыками. Например:
методика подготовки и проведения уроков с компьютерной предметной поддержкой и использования электронных учебников по предметам – лицей №1557;
использование традиционных офисных программ в урочной практике – гимназия №1528;
демонстрация конструкторов РобоЛаб – школа №1353.
На сегодняшний день благодаря реализации Федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды» в рамках выполнения проекта «Поставки компьютерного оборудования и медиатеки для библиотек основных и средних школ Российской Федерации» все библиотеки средних общеобразовательных школ Зеленограда получили АРМ для библиотекаря. Информатизация школьных библиотек сегодня – это социально значимый проект, ведь двери библиотеки открыты не только для учащихся и педагогов, но и для родителей, что также может способствовать расширению информационной культуры жителей нашего города. Внедрение информационных систем «школьная библиотека» позволит в ряде образовательных учреждений превратить их в «школьные медиатеки».
Таким образом, можно сказать, что при создании единого информационного пространства основной акцент в Зеленограде сделан на активное применение ИКТ в образовательном процессе.
Какие виды образовательной деятельности с использованием ИКТ представлены в Зеленограде? Прежде всего это компьютерная поддержка базовых предметов, и в настоящее время она представлена почти во всех школах, где проводятся интегрированные уроки (в этом плане интересен опыт школ №№1194, 1353, 1692, 1912, гимназии №1528). В учебной деятельности учащиеся используют электронные учебники и интерактивные таблицы, занимаются моделированием и конструированием, проводят виртуальные эксперименты. При контроле знаний используется компьютерное тестирование и другие формы работы. Большой интерес у учащихся вызывает использование конструкторов «лего» и обучающих сред «Лого-миры», «Живая физика», «Живая геометрия», УМК «Информатика в играх и задачах». Уже сейчас это дает положительные результаты. Наши педагоги представляли опыт работы на международных сессиях защиты лего-дипломов, на базе лицея №1557 открыта межшкольная лаборатория «Робототехника» (межшкольный факультатив), участники которой в 2006 году стали победителями международных соревнований лего-роботов в Китае.
В дошкольных учреждениях используются развивающие, коррекционные программы (коррекция зрения, развитие речи).
В системе дополнительного образования представлены курсы «Медиаобразование», «Делопроизводство», «Компьютерный дизайн», «Издательская деятельность», «Тележурналистика».
Одно из важных направлений развития – организация проектной деятельности учащихся (разработка программ, презентаций, HTML-документов, web-сайтов и др.) В настоящее время уже треть школ освоили метод проектной работы (интересный опыт накоплен в ЦПМСС, школах №№ 1194, 1912, 1740, 1701, лицее №1557, гимназии №1528).
Также стоит отметить и другие формы проектов, например, окружной конкурс компьютерного рисунка по различной тематике (рисунки поступают по электронной почте и размещаются на Зеленоградском сайте, каждый посетитель сайта становится членом жюри), в округе получили развитие конференция «Виртуальный мир» и конкурс веб-сайтов.
Важным для округа было и остается олимпиадное движение. С 2002 года Зеленоград совместно с МИОО и ЦИТУО работает над созданием системы дистанционного образования для детей-инвалидов (школа №367) и детей с проблемами слуха (ЦППРиК), ведет отработку программного и методического обеспечения.
В настоящее время в округе развернута активная работа по реализации приоритетного национального проекта «Образование». Учитывая сложившийся статус «электронного округа», сетевые принципы работы образовательных учреждений, имеющийся опыт создания условий для развития мышления детей, Зеленоград стал инициатором разработки образовательных модулей в рамках проекта «Школа информатизации», внедрение которых с сентября 2007 года начнется на базе образовательных учреждений округа (гимназии №1528, лицея №1557, школ №№ 1194, 1739, 1912, начальной школы
№ 1701).
Это потребует дополнительного внимания со стороны методической службы округа, формирования системы дистанционного образования, наработки методических материалов, видеоматериалов, программного обеспечения, предоставления удаленного доступа учащимся и преподавателям к методическим и учебным материалам.
Большое внимание уделяется и работе по созданию системы независимой оценки качества образования. В этом направлении ОМЦ реализует такие задачи, как:
расширение автоматизированного тестирования знаний учащихся на базе современного программного обеспечения;
переход к системе открытого образования на основе интерактивных компьютерных технологий, в том числе интернет-технологий: создание системы использования информационных ресурсов для образования, поддержки и доставки в образовательные учреждения информационных ресурсов (информационно-справочных источников), сред учебной деятельности (виртуальных конструкторов), тренажеров и электронных учебников, совместных проектов;
формирование системы накопления и распространения информационных и методических ресурсов: развитие школьных библиотек в школьные медиатеки; накопление информационных и методических ресурсов, их использование; подключение школьных медиатек к сети интернет;
создание системы общения на портале ЗелОУО для организационно-методической поддержки образовательного процесса, создание форумов по интересам, консультирование по предметам, «родительское собрание», возможность обсуждения проблем учащихся родителями для решения образовательных и воспитательных задач.
Результаты развития информационного пространства, достигнутые Зеленоградским учебным округом, позволяют сделать вывод о влиянии современных информационных технологий не только на совершенствование системы управления образованием, но и на изменение содержания образования для всех категорий детей, о том, что в информационных ресурсах заложены механизмы модернизации всего московского образования. Иначе и быть не может, ведь таковы особенности нашего времени.
Комментарии