search
main
Топ 10
Школа без оценок: московские выпускники остались без отметок и проверочных работ Милосердие и гуманизм: 5 декабря на «Разговорах о важном» школьникам расскажут о Дне волонтера С января 2023 года школы обязаны будут использовать систему «Моя школа» В Ульяновске одну из улиц назовут в честь народного учителя Латышева В подмосковных школах стартуют региональные диагностические работы Шестиклассница из Северной Осетии победила во всероссийском конкурсе Минпросвещения обнародовало, где и когда будут проходить финалы Всероссийской олимпиады школьников «Дети стоят на улице в минус 18»: в Кургане разгорелся скандал из-за прохода в школу В школьных уроках появятся видеоматериалы Стало известно, кто будет исполнять обязанности ректора РГУ имени Есенина В Калмыкии – карантин: итоговое сочинение перенесли на февраль 2023 года К юбилею Константина Ушинского: о дате рождения известного педагога рассказали в РАО Тверская область приняла эстафету Великой Северной экспедиции С января в Подмосковье начинается прием заявок на участие в программе «Земский учитель» Астраханский школьник изобрел систему учета посещаемости Минобрнауки России проанализирует работу вузов по вовлечению школьников в научно-техническое творчество Столичные одиннадцатиклассники напишут пробный ЕГЭ по профильной математике Залог успешного общения: Сферум запускает бесплатный курс повышения квалификации по коммуникациям для учителей Школы переводят на дистант и закрывают из-за гриппа и ОРВИ в Астраханской области Учительница с учеником подрались в школе под Красноярском
0

Горький урок. или Убитые литературой

Когда в средствах массовой информации появилось сообщение о том, что 25% выпускников не смогли сдать ЕГЭ по литературе, поначалу посчитал это ошибкой. Трудно поверить в то, что каждый четвертый ученик не смог справиться с предложенными заданиями.

Мне думается, что следует сконцентрировать внимание на технических моментах: к ним следует отнести и содержание учебного материала, который используется для создания экзаменационных заданий, способы предъявления учебной задачи, объем письменных высказываний и измерительную надежность предлагаемых критериев. Демонстрационный вариант КИМов 2008 года по литературе, опубликованный осенью 2007 года, подавался под ликующие возгласы и победный фейерверк так, будто бы после долгих, мучительных исканий наконец-то найдено верное решение. «Верное решение» заключалось в том, что из КИМов удалили часть А, ту самую, про которую сочиняют анекдоты типа: «На каком плече у Элен была родинка? Четыре варианта ответа…»

Однако устранение из КИМов части А само по себе лишено всякого смысла. Считаю, что лучше было бы эту часть оставить, чтобы можно было точно и объективно проверить знание историко-литературной эмпирики, но раз уж разработчики посчитали «тестовую часть» ненужной, то и бог с ней! Дело в другом: эту часть удалили, руководствуясь представлениями о том, что «закрытый вопрос» якобы убивает в человеке свободу мысли, воспитывает «нивеляторов», «унифицирует мышление», словом, калечит душу юного человека. Но тут рождается закономерный вопрос: откуда такие выводы, на каких фактах основываются эти пугающие утверждения? Тогда-то и возникает еретическое предположение: а может быть, контрольно-измерительные материалы по литературе в целом создаются на зыбкой основе мифов, догм, личных пристрастий, где ослепляющий пафос и упоение борьбой избавляют от необходимости считаться с реальностью? Тогда приятное легко выдать за истинное. Ведь, отказавшись от сизифова труда, связанного с составлением заданий для части А, разработчики КИМов просто-напросто переложили непосильную ношу проверки на плечи экспертов. Им приходится обговаривать модели ответов, формулировать критерии по каждому заданию, наполнять пресловутую «специфику» конкретным содержанием – то есть заниматься именно тем, что должны были сделать разработчики КИМов. Вот почему за прекраснодушной риторикой о несводимости литературы к четким однозначностям таится элементарная лень. Только жизнь не обмануть. 25 процентов двоек на ЕГЭ – это горький урок нам, учителям, пассивным созерцателям заблуждений, и горький упрек разработчикам КИМов, обитателям маниловского «храма уединенного размышления».

Владимир АЛЕКСАНДРОВ, учитель русского языка и литературы, пос. Рощино, Челябинская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте