Правда у каждого своя. Показательна в этом смысле притча, когда в темную комнату к мудрецам привели слона. Один мудрец взял слона за хобот и заявил всем, что это змея. Другой взял слона за ногу и сделал вывод, что это столб. Каждый из них был прав по-своему, но для установления истины им не хватало информации, не хватало желания и умения вести диалог, не хватало понимания друг друга. Сегодняшняя ситуация принятия новых образовательных стандартов напоминает данную притчу.
«Вы нас не так поняли!» – лозунг создателей ноу-хау. Возможно, мы не так поняли не потому, что глупые, а просто нам так объяснили? Будучи еще ученицей 9-го класса обычной общеобразовательной малокомплектной деревенской школы, в словаре я прочла определение понятия «школа». И была очень удивлена. «Школа» в переводе с греческого языка означает «досуг», свободное времяпровождение. Уже тогда, в начале девяностых годов, было очевидно несоответствие понятия «школа» действительности. Школа из приятного и полезного времяпровождения превратилась в горькую таблетку для учеников. С колоссальным отрывом от жизни! Фразу «Мы все учились понемногу чему-нибудь да как-нибудь» смело можно назвать девизом российской школы и вчера, и сегодня. Почему? Думаю, каждый из нас сохранил воспоминания о хороших учителях и о плохих. Что же изменилось в школе сегодня?Время идет, и жизнь диктует нам все новые условия, предъявляет новые требования. Учителя в школе остались все те же – и плохие, и хорошие. Только процентное соотношение первой категории в современной школе явно больше второй. Причин этому много. «Цена человека – это его зарплата» – гласит английская поговорка, и человек ищет, где ему будет лучше, поэтому многие профессионалы своего дела ушли в другие сферы, чтобы жить, а не выживать. В мегаполисах (особенно в Москве, Санкт-Петербурге) наиболее заметна текучка кадров, потому как возможностей устроиться на высокооплачиваемую работу значительно больше, нежели в глубинке. Там благодаря безработице (вот, что называется, не было бы счастья, да несчастье помогло!) качественный состав педагогов выше, а значит, и само качество образования, поэтому высокие показатели ЕГЭ провинциальных выпускников меня не смущают. «Берем без экзаменов!» – как вам такой радостный лозунг при входе в педагогический колледж в Москве? В погоне за любыми выпускниками педагогические образовательные учреждения не брезговали ничем. Что ж теперь удивляться неграмотной речи, орфографическим ошибкам на доске у таких учителей? Большинство предметов повторяются из курса в курс, педагогические дисциплины все больше о прекрасном, вечном, но не о реальности и о том, как на деле работать с детьми, как решать педагогические задачи. Учитель, только окончивший вуз, приходит в школу и не знает, как ему быть с дисциплиной учащихся, его этому не учили, то есть говорили, как важно решать этот вопрос, но как конкретно, а тем более чтобы это было уже отработанным, закрепленным навыком – нет! Наглядным примером того, что то, что преподают педагогам, давно устарело, не работает в современной школе, может служить наделавшая много шума книга Инны Завалишиной «Ненавижу школу». То, что она описала школьную реальность, не подлежит сомнению, но могу с уверенностью сказать, что это не везде так. В голове Инны, несмотря на отсутствие педагогического образования (что, однако, не помешало ей работать в столичных садиках и школах), много светлых идеалов, прекрасных представлений о том, как должно быть в школе, но отсутствуют мысли, как это сделать в существующих условиях. Дети не такие, завучи безучастные, коллеги неграмотные, а она – молодая, профессиональная, все чувствующая и понимающая – видит, как дети страдают, прежде всего в нашей системе образования, но не меняет, даже не пробует что-то изменить, а просто бежит, как крыса, с тонущего корабля российского образования. Так поступают и большинство талантливых молодых педагогов. Это их выбор и вместе с тем большая кадровая проблема, большая брешь в образовании. С принятием нового Закона ФЗ-83 (об автономии госучреждений, в том числе средних школ) школы перевели на самоокупаемость и коммерческие принципы работы. Чем больше клиентов (учеников), тем больше денег получает школа за оказание образовательных услуг населению. Принцип подушевого финансирования. Если в советское время средства массовой пропаганды нас учили, что учитель всегда прав, его требования нужно выполнять, а не обсуждать, то сегодня предлагают новый принцип: ученик всегда прав! Почему же нельзя найти золотую середину в этом вопросе? Учитель – это человек, а человеку свойственно ошибаться. Каждый имеет право как на ошибку, так и на ее исправление. Ученик – это тот, кто учится, а значит, пробует, ошибается и не может быть всегда прав. И это нормально. С учителем можно и нужно вступать в диалог, зачем навязывать однобокий монолог, мне непонятно. Есть же независимость судей, должна быть сохранена и независимость учителя, чтобы никто не мог непосредственно надавить на него в принятии решения об объективной оценке знаний учащихся. Необходимость перемен в образовании подтверждается низкими результатами знаний российских 15-летних школьников, оцененными в рамках PISA (Programme For International Student Assessment). Согласно последней PISA-2009 из 65 стран-участниц по математической грамотности мы на 38-м месте, по естественно-научной – на 39-м, по читательской – на 43-м. Для наглядности: США, Китай, Япония и практически вся Европа впереди нас, а позади страны вроде Колумбии, Чили, Таиланда. Для многих наших учеников ходить в школу – тяжелое наказание. Почему? Предмет неинтересен, не нравится, как проходит урок, учитель не тот… Про кадровую проблему мы уже немного поговорили. Обсудим содержание предметов в школе. Большой перечень предметов, к сожалению, не способствует качеству образования. Мы много говорим о личностном подходе, а на деле вынуждены заставлять детей учить все предметы помимо их желания. Дети – они же несмышленые, не понимают, что им нужно. Сделаем за них выбор сами. Сделаем счастливыми насильно. Увы, такие методы уже не работают. Современные дети четко знают, что им нужно. И заставляя старшеклассников учить все предметы с благородной целью воспитать всесторонне развитую личность, мы кормим уже сытого ребенка. Приступы тошноты ко всему учебному процессу, ко всем предметам получаем в итоге. Конечно, в начальной школе выбирать нужные конкретному ребенку предметы будут родители, именно им на откуп отдается право определять, какое образование получат их дети. В основной и старшей школе выбор будут делать сами дети. Неплохо было бы, чтобы школьный психолог помогал ученикам определиться, а не занимался посторонней деятельностью (организацией праздников, сбором денег и т. д.).Я всецело за то, чтобы старшеклассники выбирали себе учебные дисциплины сами, потому как самый главный вопрос качественного изучения предмета – это мотивация ученика. И важно, чтобы преподавали предметы по выбору грамотные педагоги, готовые выходить за рамки учебника, увлеченные своей наукой. Насколько успешна будет модель выбора предметов в начальной и основной школе, покажет время. Мне кажется, что профориентацию в начальной школе вводить неразумно. В старших классах это обязательно, и очень значимо то, где, кто и как будет вести курс профориентации. Помогут ли школе власти заключать договоры с интересными предприятиями, фирмами? Или все опять упрется в возможности родителей учащихся?Природа не терпит пустоты, и большинство родителей, опасаясь влияния улицы на детей, составляют им такой график посещения всевозможных курсов, секций, занятий, что слово «отдых» считается чем-то крайне предосудительным, нереальным. Дети есть дети. Не нужно воровать у них детство! Качественное содержание образования, все грамотно составленные стандарты превращаются в пыль при сохранении прежней методики преподавания и старых средств обучения. Обязательные предметы ОБЖ и физкультура становятся бесполезными, если на многочисленную школу – один маленький спортзал. – Вот как мне урок проводить, если по расписанию физкультура в спортзале у 3-го и 10-го класса одновременно? И уроки ОБЖ с двумя старыми противогазами? – сетовал мне бывший коллега из одной из школ Красноярского края.- Поиграй с ними во что-нибудь! Вот у нас физкультура обычно в коридоре проходит, спортзал еще не отремонтировали. Уроки ОБЖ преподает военный в отставке, как он заходит в класс, дети с удовольствием надевают даже старые противогазы, так как соленый огурец они с собой не захватили! – успокоила его я. Пока на уроках не появятся новые учебные материалы, новое оборудование, начиная с мензурок и заканчивая интерактивными досками, углубленное изучение предмета, интересного для учащихся, вряд ли получится. Одной из самых фальшивых игр является игра под названием «Все лучшее – детям». Посмотрите, чем кормят наших детей, сколько на это выделяется средств, в каких условиях они питаются и т. д.Школьные столовые работают неполный день, если ребенок идет на дополнительные занятия, консультации, он будет голодным. В детском лагере «Радуга» мне пришлось жутко скандалить с директором этого заведения по поводу отсутствия салфеток на столах детей, полотенец возле моек («Да дети же свиньи, зачем я буду на них салфетки переводить?»). Через неделю нашего с ней каждодневного диалога салфетки и полотенца появились. Дети в конце слета вручили мне символическую медаль «За справедливость». Наше государство, и особенно сфера образования, любит играть в сказку про голого короля. Поэтому проблем очень много, и решать их можно, начиная с самого простого (все гениальное просто) – с честности. Проблемы начинают решаться только тогда, когда мы видим и понимаем саму проблему. Прятать голову в песок становится уже опасным для школы, для общества, для нашего государства. Сколько потерянных поколений должно появиться, чтобы мы наконец это осознали и начали действовать не маленькими пугливыми шагами, а целостно и системно, решая задачи, тем самым меняя мир к лучшему? Мы много говорим о личностном подходе, а на деле вынуждены заставлять детей учить все предметы помимо их желания.Я всецело за то, чтобы старшеклассники выбирали себе учебные дисциплины сами, потому как самый главный вопрос качественного изучения предмета – это мотивация ученика.Ольга КНЯЗЕВА, учитель истории школы №653, Санкт-Петербург
Комментарии