search
main
0

Гореть для других!

В основе успеха диалог с учеником

В ответ на просьбу прислать фотографии для публикации молодой учитель русского языка и литературы Ахмед ЛАМАРКАЕВ отправил снимок, где держит в руках Малого хрустального пеликана, а по бокам с огромными букетами цветов стоят директор его школы Луиза Салмановна Токашева (слева) и Хулимат Зелимхановна Султанова, работник Министерства образования и науки республики, почетный работник общего образования, «моя наставница» (справа), пояснил молодой педагог. То, что Ахмед Ибрагимович посчитал нужным отдать дань уважения и благодарности людям, сыгравшим важную роль в его работе, сразу расположило к себе.

 

В декабре текущего года Ламаркаеву будет 30 лет, стаж работы 7 лет. Окончив Чеченский государственный педагогический университет, начал работать в математической школе №1 имени Х.И.Ибрагимова города Грозного.

На вопрос о том, как пришел в профессию, отвечает уверенно:

– Стать учителем – лучшее решение в моей жизни! Честно признаюсь, это не любовь с первого взгляда, потому что, поступая в педагогический на филолога, я планировал со временем перевестись на журфак, но, когда приступил к практике по направлению, сомнения по выбору будущей профессии отпали напрочь. Кстати, практика в школе – это замечательная университетская инициатива, которая, скажу не только по своему опыту, привела немало сильных студентов в образование.

В представленных на конкурс материалах Ахмед Ибрагимович так говорит о себе: «Помню, в школе мы проходили рассказ Валентина Распутина «Уроки французского». Наверное, это произведение больше всего повлияло на выбор моего жизненного пути. Еще в школе я знал, кем буду, и, когда поступал в педагогический университет, уже видел себя в образе главного героя – человека сострадательного, готового, как свеча, гореть для других. Через четыре года я пошел в школу. До сих пор вспоминаю первые эмоции: радость и страх. Мне было отрадно, что я наконец-то там, где всегда хотел быть, и страшно, потому что боялся подвести, не успеть протянуть руку помощи тому, кто в этом нуждается. Думаю, это осознание себя в выбранной профессии помогает мне и двигает мной и сейчас готовиться к каждому уроку как к первому…»

Ощущать каждый урок как первый – невероятно ценное качество для учителя, который считает преподавание своим призванием. Но как он пришел на конкурс?

– Наверняка многие слышали высказывание Константина Ушинского «Учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель». Мне кажется, это исчерпывающий ответ на вопрос, что значит быть учителем. Любой творческий конкурс – развитие, шаг вперед, даже если ты не взойдешь на пьедестал, ты все равно станешь лучше, чем был ранее, и в этом, на мой взгляд, вся прелесть участия в конкурсах. Но кроме развития подчеркну еще один момент: любой конкурс – это всегда знакомство с умными, амбициозными, творческими, нередко гениальными людьми. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить всех участников конкурса за импульс, который они мне дали. Ребята, вы лучшие! Насчет поддержки… Наверное, я должен поблагодарить всех земляков, которые держали за меня кулачки, писали, звонили, что, конечно, помогало мне не опускать руки и неустанно работать. С одной стороны, это давление, с другой – мотивация. В конечном итоге и то и другое положительно сказалось. Поэтому я обращусь к ним на своем родном языке: «Дел рез хийл шун, сан хьоме махкхой!» (в переводе с чеченского языка: «Пусть Всевышний будет вами доволен!»), – говорит Ахмед Ламаркаев.

Это не первый случай, когда участник конкурса напоминает нам о своей малой родине, гордится ею, уважает земляков и делает все, чтобы сохранять самобытную национальную культуру. В чем он видит суть своей методики, есть ли у него уже собственные приемы, своя изюминка?

– Я не могу сказать, что имею определенные принципы или следую одной методике. Да, естественно, у каждого учителя свой почерк, но, мне кажется, учитель обязан быть гибким, его действия должны исходить из причины. Дети разные, и ты не можешь одним подходом найти общий язык со всеми. Это все равно что пытаться одним ключом открыть все замки. Если же мы говорим о том, что ближе, то мне импонирует методика Льва Толстого, который видел в основе успеха диалог с учеником, – делится Ахмед.

Иными словами, молодой педагог осуществляет в своей деятельности личностный подход к ученикам, старается развить их таланты, научить свободно мыслить. Есть ли у него свои предпочтения, с какими классами ему больше нравится работать?

– Я работал во всех классах, но больше нравится готовить к выпускным экзаменам. Это тяжелый, но при этом очень интересный процесс: ты должен иметь дружеский контакт с каждым учеником без панибратства, на этом этапе ты в хорошем смысле вынужден примерять на себя роль не только учителя, но и наставника, психолога и мотиватора, – делится учитель.

Ответ неожиданно напоминает мне собственные школьные годы. В выпускном классе к нам пришли двое молодых учителей, только что окончивших вуз, – физик, конечно, мужчина, и женщина-историк. Притом историю у нас вели на английском языке, но физику все же на русском (или, вернее, на физическом). Первое, что мы сделали в сентябре, – сообщили им, что они всего на пять лет старше нас. Видимо, подготовившись заранее к такому практически неизбежному моменту, оба ответили одинаково: «А кто из вас способен вести мои уроки? Готовить класс к экзаменам?» Тишина.

Дети, школьники стоят у молодого учителя на первом месте.

– Во время участия в конкурсе я не раз говорил о том, что мне не хочется терять связь с учениками, и мое мнение с тех пор мало изменилось. Однако, если бы было предложение стать директором, я бы, думаю, согласился, но при этом сохранил за собой право вести небольшое количество часов. Считаю, что карьерный рост обязателен, – говорит педагог.

Каковы планы, остается ли время на другие занятия?

– В начале педагогического пути я задал вопрос своему опытному коллеге: «Тяжело быть учителем?» Помню, он ответил: «Если хорошим учителем, то да…» Я очень люблю свою работу, но, справедливости ради замечу, она занимает немало времени. И у меня, как и у всех нас, есть родные, перед которыми имеются обязательства, поэтому выкроенное время стараюсь проводить с ними. Также по воскресеньям иногда балую себя футболом.

Ахмед Ибрагимович упоминает о том, что любит читать, но времени у него на все увлечения маловато. Это, как говорится, издержки профессии. Труд учителя никогда не кончается. Вышел из школы, из класса – и помимо привычных тетрадок несешь с собой невидимый груз забот. Работа с живыми людьми всегда требует большой отдачи, огромных душевных сил. А постоянное общение с растущими учениками заставляет пересматривать свои подходы к преподаванию, находить все новые способы подачи материала. Вчерашние послушные дети за лето могут как будто мгновенно превратиться в ершистых подростков, задающих непростые вопросы, никак не связанные с текущей темой. Важнейшими качествами учителя Ахмед считает ответственность, открытость, искренность. Я мысленно добавляю жизненный опыт, умение справляться с различными непредсказуемыми ситуациями, решать возникающие проблемы и гасить конфликты в зародыше. Судя по нашему общению, Ламаркаев находится на своем месте в жизни и уверенно продвигается вперед. Как и всем победителям конкурса «Учитель года», остается только пожелать ему успеха.

 

Нина КОПТЮГ, Чеченская Республика

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте