search
main
Топ 10
Учителя Ульяновской области отметили избыточность конкурсов и тотальную отчетность Абсолютным победителем конкурса педагогического мастерства стал учитель из Северной Осетии Власти Владивостока продлили свободное посещение школ из-за снежного циклона Как повысить зарплату учителя: что думают педагоги о предложениях депутатов Какие олимпиады могут помочь при поступлении в вуз в 2023 году Литература для итогового сочинения, рекомендации для подготовки – советы от «Учителя года» День придумывания новых слов, который отмечают 28 ноября, имеет глубокие корни Поступление в колледж: какие правила будут действовать в 2023 году 70% школьников боятся писать итоговое сочинение из-за нововведений Непогода во Владивостоке сделала посещение школ свободным Минобрнауки Калужской области: в регионе апробация ФГИС «Моя школа» прошла успешно В Москве в выходные пройдет бесплатная выставка «Навигатор поступления» Шесть золотых медалей и четыре серебряных привезли российские школьники с олимпиады по физике в Минске Стало известно, кто будет исполнять обязанности ректора РГУ имени Есенина В школьных уроках появятся видеоматериалы Единые программы по истории подготовят для российских школьников Подготовкой учителей финграмотности займется Министерство финансов В Челябинске отменили уроки в школах Тверская область приняла эстафету Великой Северной экспедиции Все ВПР не планируют переводить в компьютерный формат
0

Горелки, лапта и чиж. В какие игры мы играем

Вот уже несколько лет я занимаюсь увлекательным делом – собираю игры бабушек и дедушек. Началось все это с очень короткого вопроса нашего учителя: «В какие игры вы играете?» Да, действительно, в какие? Вот дед мой даже сейчас с азартом рассказывает о многих играх своего детства. Это были веселые игры на свежем воздухе. Горелки, лапта, чиж! Нет, в такие игры мы сейчас не играем. А если эти игры собрать и описать? И дать им простор? Например, провести в школе фестиваль народных игр? Разве не заманчивая идея? А если создать в школе музей детской игрушки? Я поставила перед собой конкретную цель: собрать и описать игры, в которые играли наши деды и прадеды здесь, на сибирской земле.

Более 40 семей посетили мы с друзьями, опрашивая взрослое население об играх их детства.

Результат превзошел все ожидания: получился богатый и интересный материал об играх детей первой половины ХХ века!

Оказалось, что правила некоторых игр очень разнообразны, например, игра в лапту имеет 8 вариантов, а «классики» – 15 вариантов.

Все, с кем мы встретились, были детьми ХХ века, они играли в лапту. Правила довольно просты. Играющие делятся на две команды и выбирают «матку», которая отбивает мяч лаптой. Мяч подбрасывает вверх помощник. Тем временем ведущая команда становится по всему полю, а другая команда должна перебежать на противоположную сторону, когда «матка» отбивает мяч. Те, кто стоит на поле, ловят мяч и кидают его в бегущих. Если в кого-то попали, то команды меняются местами. Если нет, то бегущая команда достигает противоположной стороны поля и бежит обратно. Выигрывает та команда, которая большее количество раз попадает мячом по сопернику. Мячи в то время были не резиновые, а из коровьей шерсти. Весной, когда шла линька, шерсть коров скатывали в клубок. При этом мячи получались твердые. Играли и дети, и взрослые.

В тридцатые годы среди мальчишек была распространена игра в казаки-разбойники. Родина игры – Астраханская губерния. Одна из старейших учительниц города Тобольска Е.М.Елохина рассказала, как они играли в казаков-разбойников. Делились на две команды и выбирали себе вожаков. Вожаки тянули жребий, кому быть «казаками», кому «разбойниками». Затем «казаки» вставали в круг, закрыв глаза, считали до ста. «Разбойники» тем временем убегали, но оставляли на земле нарисованные стрелки, которые указывали направление. Часто они были ложными. Досчитав до ста, «казаки» начинали преследовать «разбойников». И если поймают вожака, то команды меняются: «казаки» становятся «разбойниками» и наоборот. К этой же группе символических игр можно отнести и наши «Гуси-лебеди», «Волк и гуси», «У медведя на бору». В детских садах и сейчас воспитатели проводят с ребятишками эти игры. Мне удалось подробно по воспоминаниям узнать об игре «Гуси-лебеди» от учительницы начальных классов деревни Санниково А.С.Рачевой.

Играющие выбирают «волка» и «хозяина», а сами изображают «гусей-лебедей». «Волк» уходит на гору, а «гуси» – в поле. Через некоторое время «хозяин» кричит: «Гуси! Гуси!» Они отвечают: «Га-га-га». – «Есть хотите?» – «Да-да-да!» – «Ну идите же сюда!» – «Нам нельзя. Серый волк под горой зубы точит, нас съесть хочет». Но «гуси» бегут, а «волк» их догоняет, переловив, уводит на свою «гору». Игра заканчивается. Но у этой игры есть продолжение. «Хозяин» пытается выручить «гусей». Он топит баню. Потом приглашает «волка». «Волк» моется, парится. По выходе из бани «хозяин» берет камень или палку, показывает «волку» и говорит: «Волкушко! Я тебе коровушку брошу!» Бросает камень или палку, «волк» бежит за брошенным, а «гуси-лебеди» в это время убегают.

В 40-50-е годы очень большой популярностью пользовалась игра «Вышибалы». Правила игры просты. Два человека становятся друг против друга на расстоянии 5-7 метров. Это ведущие. Между ними бегают играющие. Ведущие должны попасть мячом – «подбить». Кого «подбили», тот становится ведущим.

В годы детства моих родителей почти все дети играли в чижика.

Сначала делают ровную, гладкую палочку толщиной в палец, длиной 4-5 вершков. Концы этой палочки заостряют, но не очень остро. Эта палочка называется «чиж» (еще ее называют «шильце», «клеп»). Затем делают другую палочку, потолще «чижа», раза в 3 длиннее, она предназначена для битья по «чижу». На ровном открытом месте чертят круг. Это «кон» (или «город»). Иногда вместо него вырывают ямку (лунку). Потом выбирают место, куда и в каком направлении следует бить по «чижу» из «города» или лунки. Игра проводится между двумя ребятами или между командами.

Еще одна игра, о которой с удовольствием вспоминают старожилы. Называется она «Мастер и подмастерье».

В земле выкапывают три ямки по прямой линии, в двух шагах друг от друга. Игрок отходит от ямок на 40 шагов и кидает камешек в 1-ю ямку. Если попал, кидает во 2-ю, затем в 3-ю, потом в обратном порядке. Если попал во все ямки, то ты «мастер», если только туда или обратно – «подмастерье», а если запнулся на одной из первых ямок, то ты «ученик».

В послевоенные годы стала популярной игра в городки. И сейчас ее популярность не падает.

Городки изготавливались из прямой палки длиной 20 см и диаметром 50 мм. Бита может быть какой угодно тяжести, но она должна быть не длиннее метра. Площадка – квадрат. На расстоянии 10 м проводится линия кона, 5 м – половина. Первый бросок с кона. И если выбит хоть один городок, то последующие удары – с полукона. Побеждает тот, кто, истратив меньше бит, выбил всю фигуру.

В послевоенные же годы, вплоть до конца 60-х годов, не только мальчишки, но и девчонки играли в «войнушку». Условия игры придумывали сами. Но везде вооружались игрушечными пистолетами, автоматами, имитировали сцены боя.

Любимой девчоночьей игрой во все времена были «классики». Количество играющих не ограничивается. На земле рисуются квадраты (разной конфигурации) и пронумеровываются. Играющая кидает стеклышко или камушек на первый квадратик и прыгает с 1-го по 10-й, а возвращаясь, должна взять стеклышко или камушек. И так далее. Известно большое разнообразие «классиков».

Известна в нашей местности игра «Море волнуется». По числу играющих ставятся стулья в два ряда, чтобы спинка одного стула соприкасалась со спинкой другого стула. Каждый играющий должен хорошо помнить свой стул, где он сидит. После того как все усядутся, нарочно выбранный ведущий кричит: «Море волнуется!» Все играющие вскакивают и бегут вокруг стульев до тех пор, пока ведущий не улучит момент, когда каждый отбежит далеко от стула. Тогда он кричит: «Море утихло!» После этого каждый должен занять свое место, а так как ведущий занял один из стульев, то между играющими происходит суматоха, и каждый старается захватить место, какое попалось. Играющий, оставшийся без места, становится ведущим.

Эта игра с успехом играется на наших школьных вечерах, очень подвижная, веселая.

Игру «Фанты» знают все. Существует, правда, несколько ее вариантов. Но суть сводится к следующему: кто-либо из играющих берет на себя роль распорядителя. Подходит к каждому играющему и говорит:

Барин прислал сто рублей:

Что хотите, то купите,

Черное, белое не берите,

«Да» и «Нет» не говорите.

Затем каждому ведущий задает разные вопросы, стараясь, чтобы тот произнес запрещенные слова. Как только удается сбить спрашиваемого и тот употребил запретное слово, то платит «фант» – ленточку, платочек и т.д., за которые в конце игры следует выкуп или наказание.

Мальчишки предвоенных лет бегали с обручем. Игра в обруч – старейшая, известная многим народам. Играли по одному или вдвоем. Обруч погонялся палочкой. Мастерство заключалось в том, чтобы бежать, не роняя обруча. Девочки во все времена играли в куклы. Они представляли своих кукол людьми: одевали, заставляли их есть, спать, разговаривать, стряпать, справлять праздники – словом, повторяли то, что видели у себя дома. С куклами девочки разговаривали, пели им колыбельные.

Дети играют во все времена. Играли наши деды, отцы, играем и мы. Время идет, а многие игры остаются неизменными. Все так же девчонки играют в куклы, весело прыгают в «классики», а мальчишки берут снежные крепости.

На школьных вечерах, в походах мы часто играем в игры наших дедов. И это здорово!

В настоящее время мы работаем над экспозицией музея игры и игрушек. Многие взрослые изъявили желание помочь нам: шьют куклы, делают из дерева любимые игрушки их детства, отдают в музей фабричные игрушки, долгие годы хранившиеся в семьях. В планах музея – подготовка экскурсоводов, проведение фестивалей народных игр, праздников игрушек.

Тобольск, Тюменская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте