Особое место в учебном процессе занимают уроки обобщающего повторения. Помимо репродуктивной направленности они формируют интеллект ученика, его географическую культуру, способствуют становлению географического мышления. Их ценность заключается в том, что ученики приобретают дополнительные знания за счет установления новых причинно-следственных связей, производят обобщение на более высоком уровне уже известного учебного материала. Такие уроки реализуются в условиях творческо-поисковой деятельности, обеспечивающей глубокое осознание изученного, понимание сущности процессов и явлений на уровне законов и закономерностей географической науки.
Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).
Урок обобщающего повторения формирует умения мыслительной деятельности, при этом обобщение, анализ, синтез, сравнение, абстрагирование и другие приемы становятся инструментом построения суждений, умозаключений на более высокой ступени познания, нежели первоначальное изучение материала.
Обобщающее повторение должно носить фронтальный или приближенный к индивидуальной или групповой деятельности характер. Целесообразно проводить уроки-семинары, уроки-зачеты, уроки-дискуссии, деловые и ролевые игры, то есть использовать такие организационные формы урока, которые гарантируют поисковую, творческую деятельность класса и каждого ученика.
Работа с пультами на таких уроках позволяет сразу оценить учащихся, выявить проблемные темы, рассмотреть допущенные ошибки, увидеть готовность (в процентах) всего класса. Пульты Turning Point (рис. 1) позволяют принимать совместные решения с дальнейшим обсуждением разных точек зрения. Интерфейс работы с пультами вставлен в Power Point, что позволяет использовать возможности этой программы (рис. 2-3).
Примеры вопросов для голосования.
Соцопрос «Твой первый шаг»
I. О каком приоритетном национальном проекте, направленном на решение демографической проблемы, вам известно?
1. «Доступное жилье».
2. «Материнский капитал».
3. «Образование».
4. «Развитие АПК».
5. «Здоровье».
II. Демографическая проблема – следствие накопившихся в стране проблем…
1. Экономических и социальных.
2. Политических и экологических.
III. Что, на ваш взгляд, обуславливает процесс депопуляции в России?
1. Нездоровый образ жизни.
2. Распространение гражданских браков.
3. Неуверенность молодой семьи в завтрашнем дне.
4. Жилищный вопрос.
5. Постоянно растущие цены на образование.
IV. Россия занимает первое место в мире по количеству абортов. Что поможет изменить ситуацию?
1. Санитарно-просветительная работа среди молодежи.
2. Улучшение качества жизни в стране.
3. Использование контрацептивов.
V. Влияет ли достаток и благополучие в семье на решение демографической проблемы?
1. Да.
2. Нет.
VI. Какова главная причина депопуляции в России?
1. Высокая смертность.
2. Низкая рождаемость.
VII. Каково количество детей в вашей семье?
1. Меньше двух.
2. Больше двух.
3. Двое.
Как выглядит оформленный вариант теста с результатами голосования, можно увидеть на рис. 4.
Наш опыт работы с пультами показывает, что ученики меньше боятся такого вида тестирования, с удовольствием включаются в обсуждение и объяснение результатов. Наглядность результатов тестирования, получаемых сразу же после его проведения, помогает провести корректировочную работу, выявить проблемы освоения той или иной темы и провести по ней повторение.
Такое тестирование (или голосование) целесообразно проводить на уроках, где встречается много терминов и специальных понятий, а также на занятиях по географии, связанных с номенклатурой. В нынешней ситуации перехода на итоговую аттестацию исключительно в формате ЕГЭ пульты помогут учителю организовать тренировочную работу по вопросам уровня «А» (быстрое тестирование + моментальный анализ результатов + незамедлительный комментарий правильных и исправление ошибочных ответов).
Кроме того, пульты могут быть использованы и на уроках дискуссионного характера, когда данные голосования необходимы для организации последующего обсуждения.
Татьяна ЛОПАТЧЕНКОВА, учитель географии гимназии №56, Санкт-Петербург
Комментарии