search
Топ 10

Голландский дневник. 13-я международная конференция по использованию интернета в образовании удалась

Конференция IEARN, организации «Международное образование и ресурсы компьютерной сети» (www.iearn.org) проводится ежегодно в разных странах. В 2006 году в голландский город Эншед съехались педагоги и учащиеся из 56 стран: около 400 взрослых и более сотни ребят. Лозунг конференции в этом году – «Обучающийся мир». Подготовку к событию я начинала вполне традиционно. Подала материалы на конкурс грантов оргкомитета на покрытие расходов (регистрация и проживание), вошла в число одиннадцати победителей – единственная из России. Офис английского языка Посольства США в Москве предложил мне подать заявку на тревел-грант, причем не только на себя, но и на лучшую ученицу. У меня также была мечта повезти с собой молодую коллегу, чтобы она могла принять участие в проектных мастерских, пройти интенсивный курс обучения в рамках конференции, познакомиться с коллегами из других стран. Директор лицея №130 Сергей Владимирович Сопочкин поддержал мою идею, мы обратились в региональные органы образования, помог нам и Фонд поддержки школы. В результате мы поехали в Голландию втроем. Я – руководитель международных проектов, докладчик и ведущий мастерских, Маргарита Вадимовна Купцова – учитель английского языка, активный участник проектов, Екатерина Зенина – ученица 10-го класса, чьи эссе были опубликованы в проектных книжках и на сайтах как в России, так и за рубежом.

Понедельник: Любуемся экзотикой

По приезде нам тут же выдали программу, пакет материалов. Мы устроились с комфортом. Катю поселили отдельно. Школьники жили в семи двухэтажных коттеджах на пятнадцать человек каждый, расположенных на территории университета, в трех минутах ходьбы от спортзала, где проходили все пленарные мероприятия и где было организовано питание. Двадцать взрослых голландцев находились при них неотлучно. Взрослых участников конференции расселили в ближайших гостиницах. Программы у нас были различные, но утром мы встречались у спорткомплекса, обменивались впечатлениями, намечали план действий на весь день.

Руководитель голландского отделения IEARN Боб Хофман приветствовал нас словами: «Добро пожаловать в тропическую Голландию!» Действительно, жара стояла необычайная. Мы, сибиряки, только радовались, а вот латиноамериканцы и африканцы жаловались, что слишком печет и очень влажно. Собственно говоря, участники из Африки оказались первыми гостями, которых мы увидели, едва отойдя от стола регистрации. Навстречу нам красиво шествовали две женщины, одетые в национальные костюмы, и мы невольно застыли на месте, глядя на них. Они тоже смотрели на нас, и я успела подумать, что мы, сибиряки, тоже кому-то кажемся весьма экзотичными. Тут одна из женщин внезапно совсем по-девчоночьи воскликнула: «Ой, это же Нина, ты же мой координатор, мы с тобой давно переписываемся!» – и кинулась меня обнимать. Да, с Токунбо Адебизи из Нигерии мы действительно давно знакомы, только виртуально, по проекту «Местная история». Такие радостные встречи повторялись много раз ежедневно.

Вторник: Строим мосты

Получив программу после общих пленарных мероприятий в понедельник, мы с Маргаритой посчитали, что нас ждет во вторник: 48 мастерских. Записали, кто куда пойдет. Я проводила утреннюю мастерскую о Сибири, показала презентации по проектам, методические разработки, сайт лицея №130, ответила на вопросы. Маргарита утром отправилась на семинар для молодых учителей по использованию мультимедийных и цифровых средств обучения на занятиях, затем мы вместе прослушали выступление Паулы Фрейзер (США) на тему «Построение мостов между народами с помощью ИКТ». После обеда мы слушали выступления голландских педагогов об использовании новейших технологий на уроках, а затем приняли участие в одной из крупнейших мастерских по проекту «Законы жизни». Глобальный координатор Наталья Чередниченко (Украина) рассказала об этом проекте, я выступила соруководителем секции, показала нашу работу. «Законы жизни» проводится с 1987 года как конкурс эссе, школьники пишут о том, что они понимают под словами «законы жизни», как видят жизненные ценности. Возраст участников – с 1-го по 11-12-й класс. В течение учебного года все эссе помещаются на международном сайте, а весной издается сборник ученических трудов.

Среда: Ходим в гости

День экскурсий, знакомство с окрестностями. Во вторник вечером организаторы сообщили нам, что рано утром увезут всех детей в Луна-парк… в Германию. Руководитель заверил меня, что глаз не спустит с Кати и лично мне будет докладывать каждый час, как идут дела. Вечером мы встретились, как всегда, у спортзала, дети возбужденно кинулись докладывать «своим» взрослым, как все прошло. Некоторые, правда, не могли говорить – накричались на аттракционах, голос пропал.

Мы же поехали утром в школу в городок Холтон. Впрочем, это учебное заведение на 2300 учеников, где учатся дети фермеров, жителей окрестных деревень, на наш взгляд, – скорее аналог российского ПТУ. Обойдя многие классы, пообщавшись с учителями-предметниками и директором, я подумала: вот бы нам суметь так организовать работу! Мы видели прекрасно оборудованные кабинеты, где ребята осваивают такие профессии, как повар, прачка, медсестра, парикмахер, швея, портье, горничная, шофер, техник по наладке компьютеров, счетовод-бухгалтер, фермер, тракторист, продавец, помощник учителя, воспитатель детского сада, официант, почтальон… При этом все учащиеся получают базовое среднее образование и могут в дальнейшем поступать в вузы. Таких единицы, но они есть. С учительницей английского языка в начальной школе я договорилась об обмене письмами по электронной почте, записала ее данные, чтобы осенью передать их учителям нашей школы. Сидевший за компьютером ученик Майкел, смущаясь, показал мне сайты своей школы, а я открыла наши школьные страницы. Впечатляет, что дети свободно общаются по-английски независимо от избранного ими профиля обучения.

Четверг: Заводим друзей

58 мастерских! Сверили программы, разбежались. Маргарита – слушать и записывать выступление Боба Хофмана «Глобальный подросток». Мы воочию наблюдали, как быстро сближаются наши школьники, как легко исчезают барьеры. Поэтому выступление главы голландского IEARN было особенно актуально и важно с методологической точки зрения. Как воспитывать детей, растущих в разных странах мира, в духе взаимопонимания, взаимопомощи? Как добиться, чтобы они росли друзьями? Нужно, чтобы взрослые трудились сообща, учились мирно решать любые конфликты, тогда и дети последуют нашему примеру.

Катарина Пишутова-Гербер из Словакии проводила мастерскую на тему «Форум открытой политики». Форум возник при поддержке Института «Открытое общество». Я пришла на секцию как один из экспертов форума, но посредине доклада у Катарины внезапно сел голос, и я вышла на трибуну закончить презентацию, ответить на вопросы. Как бы ни называлась секция, заметно было, что основная потребность педагогов мира – не собственно техника, а методика ее использования. Я рассказала о конкурсах, проводимых в нашей стране, в частности, о всероссийском методическом конкурсе «Сто друзей», ежегодно организуемом «Учительской газетой».

Одна из крупнейших мастерских проводилась по проекту «Круги обучения», в котором мы участвуем с конца 1990-х годов. В первый день работы конференции на пленарном заседании выступила профессор Маргарет Райл (США), рассказала об идее проекта и основных этапах его проведения. В последние годы глобальным координатором проекта «Круги обучения» стал Барри Крамер (США). Он помогает участникам сделать «круг», то есть согласно пожеланию, высказанному в анкете, создает групповую электронную почту для нескольких школ. Сначала заполняем анкеты-опросники, потом обсуждаем учебные темы, интересы, обмениваемся письмами и эссе. Труды школьников публикуются на сайте, причем, как на все международные образовательные сайты, где публикуются работы детей, без пароля туда не попасть. По завершении обмена «круг» закрывается, педагоги и ученики создают свои страницы, печатают книжечки. По своему опыту знаю, как полезен этот проект: он помогает учащимся осознать, что такое междисциплинарные связи, понять, что в реальной жизни им понадобятся все изучаемые в школе предметы, научиться сочетать на одном уроке навыки и умения, приобретенные на занятиях по иностранному языку, информатике, математике, биологии, литературе, географии… Отвечая на вопросы новичков, Барри Крамер попросил меня поделиться своим опытом работы над проектом.

Пятница: Решаем мировые проблемы

Последний рабочий день. По вопросам, которые задавали на моей мастерской педагоги из разных стран, я поняла, что о нас не так много знают, но очень хотят узнать побольше. И по-прежнему основные проблемы учителей – методические. Как использовать ИКТ на уроках, как сделать интернет частью школьной программы, как доказать школьникам, что Всемирная сеть – прекрасный инструмент для сбора информации и уникальное средство общения, вот что мы обсуждали на конференции в течение пяти дней. Слушая коллег, мы, россияне, думали о том, что задачи у нас одинаковые, невзирая на различия в мировоззрении, религии, цвете кожи.

Это было ясно видно по программе молодежного саммита, как он назывался в программе. Основная тема работы с учащимися: «Цели тысячелетия согласно ООН» (www.un.org). Многие тематические семинары были мне знакомы по международным сайтам ООН, в частности, по сайту «Школьный киберавтобус» www.un.org/cyberschoolbus/. Вечером в пятницу нам с Катей предстояло еще одно событие, к которому готовились вместе с несколькими педагогами мира.

В июле в Сан-Диего (Калифорния, США) проходила Национальная конференция по использованию компьютеров в образовании (NECC). На международных сайтах указано, что это самая большая конференция по ИКТ, ежегодно проходящая в США. Диана Миднесс (США), с которой я познакомилась на конференции в Москве в 2002 году, предложила мне подумать о видеоконференции, которая бы объединила группу участников мероприятия в Голландии с теми, кто находился в те дни в Сан-Диего. Джуди Барр (Австралия), Боб Хофман (Голландия), Фара Камаль (Пакистан), Лиса Джобсон (США), Нина Коптюг (Россия), несколько участников из Африки – наша небольшая группа. Конечно, я взяла с собой Катю Зенину, и она стала единственной школьницей, принявшей участие в видеомосте. Наладили аппаратуру, проверили – нашу группу видит весь зал в Калифорнии, а мы видим их. И начались вопросы-ответы. Когда дошла очередь до нас с Катей, в зале на другом конце света возникло явное оживление. Несколько раз переспросили, правда ли, что мы из Сибири. «Катя, а где ты так хорошо выучила английский?» Катя удивилась: «Вот же моя учительница, вы ее слышите!» Мы рассказали о проектах, о своей программе, американцы рассказали о том, чем занимаются они, так прошел час эфирного времени. Настало время последнего вопроса, зал единодушно решил задать его сибирской школьнице. Я видела, что у Кати слегка задрожали коленки, взяла ее за руку.

«Катя, ты приняла участие в молодежном форуме, какой положительный итог? Что вы обсуждали, приняли ли какие-то решения?» Сознаюсь, у меня тоже задрожали колени. На экране крупным планом возникло лицо моей ученицы, она звонко ответила по-английски: «За эти дни мы определили основные проблемы, существующие в мире, и наметили пути их решения. – На секунду с обеих сторон видеомоста воцарилась полная тишина, и девочка добавила: – Проблемы есть, но мы их решим!» Зал взорвался аплодисментами. Выйдя на улицу, мы по очереди обняли Катю, а она, похоже, не могла понять, почему это взрослые вытирают слезы. Глядя на Катю, которая впервые в жизни побывала за рубежом, да еще на такой большой конференции, смело выступила перед огромной аудиторией, я думаю: действительно, наши дети решат все мировые проблемы.

Нина КОПТЮГ, учитель английского языка лицея №130 Новосибирска

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту