search
main
Топ 10
Частичная мобилизация студентов: кому положена отсрочка, кого могут призвать Под Уфой мобилизовали единственного в школе учителя биологии Каким должен быть педагог XXI века: профессии учителя посвятят следующее занятие «Разговоры о важном» Студентов частных вузов с госаккредитацией освободят от частичной мобилизации Мобилизованный учитель из челябинского Снежинска возвращается домой Ограниченно годный к военной службе учитель из Петербурга получил повестку о мобилизации 2 октября в России отмечается День среднего профессионального образования В Башкирии мобилизовали лауреата конкурса «Лучший учитель родного языка и родной литературы - 2022» У московского учителя отозвали повестку до его явки в военкомат На конкурсе «Учитель года России – 2022» названы победители в специальных номинациях В Тюмени объявили имена пяти призеров конкурса «Учитель года России» - 2022 Учителям и воспитателям детских садов увеличивают зарплату «Учитель года России – 2022»: 1 октября станут известны имена пяти призеров конкурса На конкурсе «Учитель года России – 2022» вручили специальный приз «Учительской газеты» Погибшую в ижевской школе учительницу наградили знаком «Отличник просвещения» России Ко Дню учителя более 45 тысяч педагогов Самарской области получат выплаты В Новосибирских школах больше не будут работать охранники без специальной подготовки Акцией «Скажи педагогу спасибо!» в России начинается Большая учительская неделя Пятого октября в Кремлевском дворце состоится концерт ко Дню учителя Как подготовиться к ЕГЭ без репетитора – советы экспертов
0

Год равных возможностей в столице – пример для всей России

Татьяна ПОТЯЕВА, заместитель председателя Комиссии по науке и образованию Московской городской Думы: – Знаменательно, что столица разработала закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве». Причем отрадно, что все это происходит в Год равных возможностей, в тот момент, когда по поручению Президента РФ Дмитрия Медведева идет подготовка к реализации новой национальной образовательной стратегии «Наша новая школа», предполагающей особое внимание сосредоточить на создании условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Законодательство Российской Федерации в развитии основополагающих международных документов в области образования и защиты прав человека предусматривает принцип равных возможностей в области образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья как взрослых, так и детей. Дети с ограниченными возможностями здоровья пользуются такими же правами, как и их сверстники, не имеющие недостатков физического или психического развития. Поэтому государство ставит перед собой задачу обеспечить условия для получения образования такими детьми для коррекции нарушения их развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Гарантии права граждан с ограниченными возможностями здоровья, в том числе инвалидов, на получение образования закреплены в Конституции РФ, в законах РФ «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «О социальной защите инвалидов в РФ» и других.

За последние годы в Москве в отношении защиты прав детей-инвалидов сделано много. Принятие закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями в городе Москве» будет еще одним шагом на пути реализации законных прав этой категории жителей нашей столицы, который призван обеспечить комплексное и системное правовое регулирование организации образовательного процесса лиц с ограниченными возможностями. Будущий закон систематизирует выполняющиеся уже сегодня в рамках отдельных программ мероприятия по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Важно то, что в законе предусмотрено соблюдение гарантированных прав родителей и законных представителей детей с ограниченными возможностями на выбор условий получения образования и индивидуальной программы обучения для своих детей, а также прав самих детей на получение образования в адекватных их возможностям условиях.

В последние годы в Москве весьма активно развивается процесс интеграции детей с ограниченными возможностями в общеобразовательную среду вместе с нормально развивающимися сверстниками. Этой теме в законе уделено особое внимание. Однако нужно иметь в виду, что развитие интегрированных форм обучения детей с ограниченными возможностями в образовательных учреждениях общего типа должно осуществляться поэтапно. Это необходимо предусмотреть в законе. Такие условия должны создаваться по мере создания материально-технической базы, специализированных образовательных программ, подготовки кадров, проведения разъяснительной работы с обучающимися, как имеющими, так и не имеющими недостатков в развитии, и их родителями, и многое, многое другое, иначе подобная мера не только не позволит обеспечить полноценную интеграцию детей с ограниченными возможностями, но и негативно скажется на качестве работы с другими детьми. Эта позиция соответствует международным нормам, в частности, положению о стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятому Генеральной Ассамблеей ООН в 2007 году.

Важное место в законе занимают статьи, связанные с организацией системы ранней помощи детям с выявленными ограничениями здоровья. Оказание коррекционной помощи в максимально раннем возрасте позволит исправить основные недостатки в развитии ребенка к моменту поступления его в школу и таким образом подготовит его к обучению в общеобразовательном учреждении. В качестве важного направления организации образования инвалидов, особенно с трудностями в передвижении, рассматривается развитие дистанционной формы обучения, создание безбарьерной среды. Законопроект определяет особенности приема в образовательные учреждения ребят с ограниченными возможностями, их перевода, отчисления, проведения итоговой аттестации.

Комиссия Мосгордумы по науке и образованию внимательно изучила законопроект, обсудила его с общественными организациями, с профессионалами в данном направлении. Столица идет своим путем, так как попытка решения проблемы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья уже была сделана на федеральном уровне, но в 2004 году предлагаемый аналогичный законопроект был снят с рассмотрения Государственной Думы. Таким образом, рассматривая и предлагая проект городского закона, Москва выступает лидером в поддержке одной из самых незащищенных категорий населения столицы. Отправной точкой принятия этого закона стало убеждение, что образование – одно из основополагающих прав человека и основа для более справедливого общества. В этом смысле оно средство обеспечения того, чтобы концепция ЮНЕСКО «Образование для всех» действительно охватывала всех.

Принятие такого закона имеет еще и большое воспитательное значение, так как он способствует изменению стереотипного взгляда на инвалидов. Ведь наиболее открытая и способная к диалогу часть общества – дети. А школа – единственный социальный институт, через который проходит вся нация. Важно, чтобы с раннего возраста формировалось правильное представление и отношение к людям с инвалидностью, а у детей-инвалидов возникла потребность активно участвовать в общественной жизни, работать, приносить пользу обществу и чувствовать себя равными среди равных.

Школы Москвы принимают участие в проектах ЮНЕСКО, давно занимаются проблемами инклюзии и толерантности. Например, одно из наших ОУ – Первая Московская гимназия – реализовало благотворительный экологический проект «Экокомната» на базе школы №1321 «Ковчег», в которой наряду с обычными детьми учатся и дети с ограниченными возможностями здоровья. Одна из учениц школы «Ковчег» (инвалид 15 лет) сказала так: «Думаю, что лучшее для нас – учиться вместе, ведь живем мы все в одном мире. Но нужно, конечно, много сделать для нас, чтобы довериться, а для взрослых нужно преодолеть страх перед нами и душевную лень. И тогда многие проблемы отпадут. И всем будет лучше».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте