search
main
Топ 10
Рособрнадзор: результаты по итоговому сочинению будут объявлены не позднее 20 декабря Сферум запускает новогодний онлайн-марафон для педагогов и учащихся Брянская гимназия, где произошла стрельба, переводится на дистанционное обучение Учащимся запретили пользоваться телефонами в школе Защитить педагогов от давления в информационном пространстве призвал глава государства В некоторых российских регионах отменяют занятия в школах из-за морозов Будущее в ИТ: какие предметы сдавать на ЕГЭ и где учиться Глава Минпросвещения предложил расширить проект «Орлята России» на дошкольников Золото и серебро вручили российским школьникам на Китайской национальной олимпиаде по математике Пятого декабря отмечают День волонтера Итоговое сочинение по русскому языку напишут 66 тыс. одиннадцатиклассников Москвы Выпускникам агроклассов предусмотрят преференции при поступлении в вузы и колледжи Экскурсии на производства для школьников станут проводить по специальной программе Отличник народного просвещения в Бурятии отмечает 90-летний юбилей Российские выпускники сегодня пишут итоговое сочинение Роль учителя в формировании межкультурного диалога В Вологодской области молодым учителям выделят средства на первоначальный взнос по ипотеке В Челябинской области планируют ввести доплаты учителям, которые только пришли работать в школу Важность родительской поддержки в решении школьных проблем и конфликтов В Самаре пройдет XVII Всероссийский форум «Педагогическая гавань»
0

Год равных возможностей в столице – пример для всей России

Татьяна ПОТЯЕВА, заместитель председателя Комиссии по науке и образованию Московской городской Думы: – Знаменательно, что столица разработала закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве». Причем отрадно, что все это происходит в Год равных возможностей, в тот момент, когда по поручению Президента РФ Дмитрия Медведева идет подготовка к реализации новой национальной образовательной стратегии «Наша новая школа», предполагающей особое внимание сосредоточить на создании условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Законодательство Российской Федерации в развитии основополагающих международных документов в области образования и защиты прав человека предусматривает принцип равных возможностей в области образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья как взрослых, так и детей. Дети с ограниченными возможностями здоровья пользуются такими же правами, как и их сверстники, не имеющие недостатков физического или психического развития. Поэтому государство ставит перед собой задачу обеспечить условия для получения образования такими детьми для коррекции нарушения их развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Гарантии права граждан с ограниченными возможностями здоровья, в том числе инвалидов, на получение образования закреплены в Конституции РФ, в законах РФ «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «О социальной защите инвалидов в РФ» и других.

За последние годы в Москве в отношении защиты прав детей-инвалидов сделано много. Принятие закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями в городе Москве» будет еще одним шагом на пути реализации законных прав этой категории жителей нашей столицы, который призван обеспечить комплексное и системное правовое регулирование организации образовательного процесса лиц с ограниченными возможностями. Будущий закон систематизирует выполняющиеся уже сегодня в рамках отдельных программ мероприятия по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Важно то, что в законе предусмотрено соблюдение гарантированных прав родителей и законных представителей детей с ограниченными возможностями на выбор условий получения образования и индивидуальной программы обучения для своих детей, а также прав самих детей на получение образования в адекватных их возможностям условиях.

В последние годы в Москве весьма активно развивается процесс интеграции детей с ограниченными возможностями в общеобразовательную среду вместе с нормально развивающимися сверстниками. Этой теме в законе уделено особое внимание. Однако нужно иметь в виду, что развитие интегрированных форм обучения детей с ограниченными возможностями в образовательных учреждениях общего типа должно осуществляться поэтапно. Это необходимо предусмотреть в законе. Такие условия должны создаваться по мере создания материально-технической базы, специализированных образовательных программ, подготовки кадров, проведения разъяснительной работы с обучающимися, как имеющими, так и не имеющими недостатков в развитии, и их родителями, и многое, многое другое, иначе подобная мера не только не позволит обеспечить полноценную интеграцию детей с ограниченными возможностями, но и негативно скажется на качестве работы с другими детьми. Эта позиция соответствует международным нормам, в частности, положению о стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятому Генеральной Ассамблеей ООН в 2007 году.

Важное место в законе занимают статьи, связанные с организацией системы ранней помощи детям с выявленными ограничениями здоровья. Оказание коррекционной помощи в максимально раннем возрасте позволит исправить основные недостатки в развитии ребенка к моменту поступления его в школу и таким образом подготовит его к обучению в общеобразовательном учреждении. В качестве важного направления организации образования инвалидов, особенно с трудностями в передвижении, рассматривается развитие дистанционной формы обучения, создание безбарьерной среды. Законопроект определяет особенности приема в образовательные учреждения ребят с ограниченными возможностями, их перевода, отчисления, проведения итоговой аттестации.

Комиссия Мосгордумы по науке и образованию внимательно изучила законопроект, обсудила его с общественными организациями, с профессионалами в данном направлении. Столица идет своим путем, так как попытка решения проблемы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья уже была сделана на федеральном уровне, но в 2004 году предлагаемый аналогичный законопроект был снят с рассмотрения Государственной Думы. Таким образом, рассматривая и предлагая проект городского закона, Москва выступает лидером в поддержке одной из самых незащищенных категорий населения столицы. Отправной точкой принятия этого закона стало убеждение, что образование – одно из основополагающих прав человека и основа для более справедливого общества. В этом смысле оно средство обеспечения того, чтобы концепция ЮНЕСКО «Образование для всех» действительно охватывала всех.

Принятие такого закона имеет еще и большое воспитательное значение, так как он способствует изменению стереотипного взгляда на инвалидов. Ведь наиболее открытая и способная к диалогу часть общества – дети. А школа – единственный социальный институт, через который проходит вся нация. Важно, чтобы с раннего возраста формировалось правильное представление и отношение к людям с инвалидностью, а у детей-инвалидов возникла потребность активно участвовать в общественной жизни, работать, приносить пользу обществу и чувствовать себя равными среди равных.

Школы Москвы принимают участие в проектах ЮНЕСКО, давно занимаются проблемами инклюзии и толерантности. Например, одно из наших ОУ – Первая Московская гимназия – реализовало благотворительный экологический проект «Экокомната» на базе школы №1321 «Ковчег», в которой наряду с обычными детьми учатся и дети с ограниченными возможностями здоровья. Одна из учениц школы «Ковчег» (инвалид 15 лет) сказала так: «Думаю, что лучшее для нас – учиться вместе, ведь живем мы все в одном мире. Но нужно, конечно, много сделать для нас, чтобы довериться, а для взрослых нужно преодолеть страх перед нами и душевную лень. И тогда многие проблемы отпадут. И всем будет лучше».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте