Ирина ЛЕБЕДЕВА, лауреат республиканского конкурса «Учитель года Карелии»-2021, заместитель директора по УВР центра образования и творчества «Петровский дворец», Петрозаводск:
– Сколько бы раз ни обращалась к трудам Ушинского, всегда нахожу новые идеи и смыслы. Образы, которые создал великий педагог, всегда в памяти: внимание – это дверь души, а сильный характер сравнивается с сильным потоком. Со студенческих лет веду цитатник, в котором записываю вечные идеи классиков. Первая мысль, которую я записала у Константина Ушинского, – это идея о наставничестве: «…наставник должен только помогать воспитаннику бороться с трудностями постижения того или другого предмета; не учить, а только помогать учиться». Неудивительно, что идеи педагогической поддержки, индивидуального образовательного маршрута стали ключевыми в моей педагогической деятельности. Труды Ушинского – это азбука воспитания, настольная книга для любого учителя во все времена.
Владимир ЕФРЕМОВ, финалист Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2007, директор Томского физико-технического лицея:
– Ушинский обосновывал необходимость формирования цельной личности, считая главной задачей воспитания подготовку человека к самостоятельной жизни. Именно эта идея отражена в программе развития нашего лицея. Мы воспитываем инженеров нового поколения, которые не смогут стать успешными, если не воспитать их самостоятельными. В библиотеке лицея есть две книги Ушинского – «Человек как предмет воспитания», «Моя система воспитания. О нравственности». Мы особенно рекомендуем читать их молодым учителям и педагогам, которые принимают участие в конкурсах профессионального мастерства.
Юлия КУЧАНСКАЯ, финалист Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2022, учитель музыки Европейского лицея поселка Пригородный, Оренбургская область:
– Произведения Ушинского читала в студенческие годы, и очень внимательно. Многое помню до сих пор. Больше всего запомнились мудрые слова: «Запоет школа – запоет народ». Они весьма актуальны сегодня. В школе музыке быть! Суждения Ушинского о значении и роли искусства в жизни ребенка настолько емки и значимы, что и сегодня в его творениях педагоги открывают все новые горизонты. У преподавателей предметов из области «Искусство» одной из настольных книг должен быть труд великого педагога «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии», где он говорил о важности художественного и музыкального образования.
Ирина С., учитель начальных классов, Великий Новгород:
– Небольшие рассказы Ушинского для малышей о природе и людях, на мой взгляд, прошли испытание временем. Поэтому их переиздают и сейчас. А вот о его трудах по педагогике все учителя знают, но, боюсь, мало кто изучает их всерьез. Я училась в пединституте в 1990‑х, помню, что об Ушинском мы искали материалы в библиотеке для подготовки к семинарам, конспектировали его статьи. Но содержание выветрилось из памяти.
Комментарии