Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Год назад в поселке Калши… На школьном автобусе за знаниями

Учительская газета, №34 от 24 августа 2004. Читать номер
Автор:

В Мордовии почти 85 процентов школ – сельские, в которых обучаются более 40 процентов детей. В большинстве своем эти школы малочисленны и малокомплектны. На одного ученика в такой школе затрачивается более 15 тысяч рублей, в то время как средняя стоимость обучения в школах республики раза в три ниже. Но вся беда в том, что эти затраты себя не оправдывают. Почему?

Как правило, в школах сельской глубинки – один учитель. И понятно, что это педагогическое одиночество не способствует творческому росту. Да и психологически, как говорят сами преподаватели, им тяжело: каждый день перед тобой только стены и один и тот же ученик. С другой стороны, дети, которые по воле судьбы оказались в такой школе, изначально попадают в неравные условия по сравнению со своими сверстниками, которые учатся, допустим, в городе. Разве можно всерьез говорить о качественном образовании, если один учитель ведет три-четыре, а то и пять предметов? Какие уж тут передовые технологии? Однако ничего не поделаешь, жизнь заставляет быть «многостаночником». Плюс ко всему и материальная база малокомплектных школ, мягко говоря, сильно отстает от требований времени. А это не может не отразиться на общем развитии ученика. Ну как, скажите, выпускник из глубинки может конкурировать с тем, кто получил аттестат зрелости в полнокровной городской или поселковой школе? Один из вариантов выхода из ситуации – программа «Школьный автобус», которая дает возможность детям из дальних сел получать качественное образование.

Год назад в основной школе поселка Калши осталось всего шесть учеников. В начальных классах и вовсе один-единственный. Что делать, чтобы дети могли получить полноценное образование? Как организовать учебный процесс? Какие внеклассные мероприятия провести с шестью разновозрастными ребятами? А им же хочется и спортом заниматься, и в художественной самодеятельности участвовать. Они же не виноваты, что родились в Калшах.

– Прикидывали и так, и эдак, – говорит начальник Ичалковского районного отдела образования Надежда Александровна Арбузова. – И решили, что самым оптимальным выходом будет подвоз ребят в Смольненскую, тоже основную, но школу, в которой учатся более 150 человек. Эту идею поддержал и глава района Виктор Николаевич Черчимов. Экономически это оказалось намного выгоднее. За год с учетом затрат на зарплату водителя и бензин ушло 50,5 тысячи рублей. А содержание школы в поселке Калши обходилось в 306 тысяч.

Сказанное – сущая правда: даже самая младшая из калшинской шестерки пятиклассница Маша Онофраш закончила четвертый класс с одной тройкой по математике, увлекается спортом, активно участвует в школьной жизни. Да и мальчишки, если говорить о их физическом развитии, намного прибавили за год. Хотя, по словам физрука Антонины Константиновны Шунихиной, сначала им было нелегко, они просто терялись, особенно когда играли в баскетбол или волейбол. Сейчас – другое дело: втянулись. Ведь в Смольненской школе – типовой спортзал, стадион, спортплощадка. К тому же на территории поселка – лыжная база детско-юношеской спортивной школы.

Конечно же, материально-техническое состояние школ не сравнить. Достаточно сказать, что только за два последних года на подготовку Смольненской девятилетки к новому учебному году направлено более 300 тысяч рублей из разных источников. Больше всех, разумеется, помогает поселковая администрация, которую возглавляет Николай Серафимович Шлаев. На днях вот за лыжами в Нижний Новгород поехали: 29 тысяч рублей из местного бюджета выделили. Да и на продукты для детского питания ежемесячно отчисляют деньги.

Одним словом, в Смольном созданы все условия для нормальной плодотворной учебы: в школе работает стабильный, профессиональный коллектив, кроме классических предметов, в школе преподают риторику, культуру речи, другие дисциплины, о которых калшинцы до того даже не слыхали, в школе ведется индивидуальная дифференцированная работа по их развитию. Здесь есть одиннадцать хорошо оборудованных кабинетов – весь классический набор в наличии. Директор Смольненской школы Мария Сергеевна Дьякова и завуч Наталья Михайловна Шунихина, рассказывая о школе, где, к слову, в основном работают ее выпускники, есть целые династии, стараются не пропустить ни одного кабинета. Знают: есть что показать, одни светлые новехонькие парты – подарок местной администрации – чего стоят.

Есть в школе мастерская, актовый зал, после занятий детям есть чем заняться: двенадцать кружков на выбор – танцевальный и фольклорный коллективы не раз побеждали и на зональных, и на республиканских фестивалях, а о спортивных достижениях смольненских школьников можно говорить долго: это они завоевали первенство в республиканском конкурсе «Зима-2002» и два года подряд становились призерами предметной олимпиады по физкультуре.

В общем, детям из лесного поселка Калши было чему удивляться. Поразительно, но они адаптировались довольно быстро. Видимо, верно подмечено, что к хорошему скоро привыкаешь. А может, потому это случилось, что сопровождает детей в Смольный и обратно их же калшинская учительница Мария Ивановна Ермолаева. Она же работает воспитателем в «продленке», где вся шестерка остается после уроков.

Что касается родителей, то они тоже довольны, хотя, что скрывать, первое время не совсем доверчиво отнеслись к идее с «подвозом детей». Думали: «Вдруг не получится?». Зато теперь вопросов нет: за ребят спокойны – ежедневно в 8.15 теплый автобус уже в Калшах, и за год ни разу не было сбоя. В школе дети накормлены, а плата за обеды, между прочим, чисто символическая. Что еще надо?

На уровне республиканского Министерства образования опыт одобряют. В Мордовии, как известно, принята целевая программа «Социальное развитие села до 2010 года», где есть раздел «Развитие сети сельских школ». Так вот ичалковский вариант позволяет использовать уже имеющиеся материально-техническую базу и кадровый потенциал. А поскольку таких школ, как в Калшах, много, только начальных, где всего до десяти учащихся, – почти 120, основных с контингентом 40 и менее учеников – свыше ста, о чем свидетельствует министерская статистика, почему бы ичалковский опыт не использовать как один из наиболее приемлемых? Правда, до мелочей просчитав при этом все плюсы и минусы, как это было сделано в Ичалках, у каждого муниципального образования должно быть право на собственный подход к оптимизации сельской школы.

Сегодня к программе «Школьный автобус» присматриваются и в других районах, а в Старошайговском, Краснослободском, Зубово-Полянском уже делают первые шаги. Это значит, что у все большего числа сельских школьников появится шанс получить образование не хуже, чем у их городских сверстников.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту