Современную московскую школу можно сравнить с платформой, которая позволяет каждому ученику проектировать свое будущее, приобретать профессиональные опыт и знания. И здесь на помощь профессиональному ориентированию также приходит волонтерская деятельность. Она активно и целенаправленно развивается, помогая учащимся определиться в своих профессиональных интересах, приобрести базисные навыки.
Нередко при прежней системе образования по окончании института молодые специалисты сталкивались с проблемой отсутствия практического опыта и навыков. Без опыта работы на работу не берут. А как тогда получить этот самый опыт? Сейчас решение этого вопроса – это участие в городских и школьных волонтерских проектах, спектр которых весьма разнообразен. Денег за такую работу не получаешь, но взамен волонтер приобретает ценный опыт и навыки. Сегодня мы живем в эпоху когнитивной экономики: на рынке востребованы знания, умения, опыт и профессиональная компетентность. В своей работе городская организация «Мосволонтер» ввела в обращение для каждого учащегося личную волонтерскую книжку, которая представляет собой аналог трудовой книжки – в ней также фиксируются место, характер и стаж работы. Но платой за эту работу будут уважение и благодарность тех, кому волонтеры сумели помочь. И, конечно, приобретенные полезные навыки, рост самооценки и уверенности в себе. Кроме того, волонтерская книжка является вполне лигитимным официальным документом, и ее можно предъявить на собеседовании при устройстве на работу в государственное учреждение или крупную коммерческую компанию. Личная книжка волонтера будет дополнительным бонусом и отличной рекомендацией. Таким образом, у современных школьников есть возможность уже сейчас начать работать на свое будущее. И некоторые уже воспользовались ею – на данный момент у нас 40 учеников являются обладателями ЛВК. К каким же проектам привлекают волонтеров? В их числе как городские, так и всероссийские проекты. Например, сейчас Российская Федерация готовится к чемпионату мира по футболу-2018. Волонтерами будут работать 30 учеников нашей школы в информационных центрах, которые разместятся на выходах из кольцевых и центральных станций метро. В их компетенции – оказание помощи гостям и участникам чемпионата мира по футболу, предоставление информаци о его событиях, о достопримечательностях столицы и вариантах проведения досуга. И городской волонтер ЧМ сможет испытать законную гордость, демонстрируя миру гостеприимность нашего города. Ученики школы №2075 смогут увидеть изнутри и приобщиться к «кухне» организации проектов мирового масштаба, изучить логистику, попрактиковать иностранные языки и в то же время расширить свои знания о городе. Не остаются в стороне от деятельности нашей школы и проекты в рамках патриотического воспитания. Конечно, они не такие масштабные, как чемпионат мира, но не менее значимы для наших волонтеров. 25 мая мы открываем аллею Памяти детям героев Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Волонтеры кадетских классов будут ухаживать за посаженными деревьями. Пройдут годы, и молодые саженцы, посаженные в честь Великой Победы, превратятся в красивые деревья и будут надежно хранить память о тех, кто отстоял свободу и независимость нашей Родины.Совместно с советом ветеранов мы проводим лонгитюдный проект «Мы вместе». Уже на протяжении двух месяцев волонтеры организуют и проводят мастер-классы для ветеранов, направленные на их социализацию в современном информационном мире. Мы вместе играем в настольные игры, изучаем полезные интернет-ресурсы и даже танцуем. Незабываемой и веселой горячей порой стала для наших волонтеров предновогодняя неделя в прошлом году. Совместно с фондом продовольствия «Русь» волонтеры школы №2075 организовали благотворительную акцию «Ленточка добра», в рамках которой были собраны продукты для одиноких и пожилых людей. Ребята приносили крупы, сахар, подсолнечное масло, консервы, а взамен получали зеленую ленточку. В волонтерскую деятельность мы привлекаем учеников с 5-го по 11-й класс. Школьный конкурс социальных проектов «Изменим мир к лучшему!» проводится в рамках реализации программы «Развитие образования города Москвы на 2012-2018 гг. «Столичное образование», Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2018 годы, а также в рамках реализации «Основ государственной молодежной политики РФ на период до 2025 года». Конкурс предоставляет каждому ученику возможность проявить себя, самовыразиться в общественно полезном деле, предоставляет возможность поупражняться в составлении проекта и его публичной защите. По результатам конкурса победившим проектам администрация школы оказывает системную поддержку. Надеемся, что кроме полезных навыков участники также приобретут опыт активного гражданина, неравнодушного к жизни своего дома, улицы, района. Проектная деятельность направлена на формирование активной гражданской позиции молодых граждан.Конкурс социальных проектов помог вовлечь обучающихся в реализацию проектов, направленных на формирование активной гражданской позиции; сформировал у школьников навыки разработки и внедрения в жизнь общественно значимых проектов; научил школьников выявлять социальные проблемы и находить пути их решения через освоение различных социальных технологий; помог сформировать навыки целеполагания, составления организационного плана, привлечения ресурсов, оценки эффективности проекта и грамотного продвижения проектов. Победителем школьного конкурса стал отряд волонтеров 5-го «А» класса с проектом «Мир для тебя и меня». Цель их проекта – вовлечь детей-инвалидов в среду здоровых детей посредством проведения совместных мероприятий и праздников, разрушить отчужденность, с которой иногда детям с ограниченными возможностями здоровья приходится сталкиваться. Самое важное, что наши ученики благодаря активной социальной деятельности действительно получили для себя бесценный жизненный и профессиональный опыт. Они уже сейчас могут писать проекты, формулируют цели и задачи, реализовать свои идеи, развили коммуникативные навыки и умеют работать в команде. Но самое главное то, что они стали задумываться не только о себе, но и о мире вокруг себя. Волонтерские движения существуют во многих странах мира в рамках различных социальных институтов, образовательных учреждений и организаций. Развитие волонтерства показывает осознанное стремление людей принимать активное участие в глобальном процессе – развития гражданского общества. Для каждого же отдельно взятого волонтера добровольчество предоставляет возможность развития личности и реализацию таких потребностей, как внутренняя психологическая потребность быть нужным; потребность в общении и уважении; развитие лидерских способностей; способ поделиться своим опытом; защита своих прав и интересов; возможность жить интересной и яркой жизнью; потребность в самореализации; потребность в профессиональном опыте. Большое значение имеет возможность получения профессионального опыта и навыков в разных сферах социальной жизни. Несомненно, волонтерская деятельность в современной школе поможет ребятам наметить или найти тропу, по которой они пойдут во взрослую жизнь, уже имея тот или иной профессиональный опыт и получив определенные навыки. Софья МИХАЙЛОВСКАЯ,педагог-организатор школы №2075
Комментарии