Первое, что поразило меня при въезде в город Бакал, – это удивительно красивая и чистая площадь Юбилейная, в которую очень органично вписывается отреставрированное желто-белое здание Дворца культуры горняков. Бакал основан в сентябре 1757 года, когда здесь началась постоянная добыча руды. По одной версии, название города в переводе с башкирского значит «гряда гор, хребет». По другой – болотистое, лягушачье место. Старожилы говорят, что так на самом деле и было – низменная часть Бакала до середины прошлого столетия представляла собой непроходимые топи и болота. Город с населением 22 тысячи человек славен не только старейшими в России железными рудниками, в которых добывают сырье для получения высококачественных сталей. Здесь растят талантливую молодежь. Я не без удивления узнал, что в Бакальской детской школе искусств воспитана вокалистка Людмила Жильцова, обладающая редчайшим голосом меццо-сопрано и поющая на сцене знаменитого на весь мир миланского театра «Ла Скала».
Как считают руководители и специалисты ПУ №31, использование новых технологий в производстве приведет к развитию новых педагогических методов и приемов обучения, нового стиля работы преподавателей, созданию условий для поиска и изучения новых форм и методов преподавания специальных предметов. Ресурсный центр готов оказывать содействие и активно сотрудничать с организациями и предприятиями, имеющими интерес к обучению работников своего производства, поддерживать инициативу преподавателей для совершенствования качества образования. Ресурсный центр обязательно будет использован в образовательном процессе преподавателей-совместителей из числа специалистов-практиков, ведь преподавание специальных дисциплин должно быть теснейшим образом связано . Знание теории и умение применить ее на практике – вот основополагающая цель, которую должен ставить перед собой каждый учитель и мастер производственного обучения. Со временем подготовка кадров непременно должна проводиться с опережением современного уровня производства. У молодежи должны быть все условия для уверенного старта в выбранную специальность.
В глубине уральских руд
Обратимся к истории. Местные краеведы считают, что Бакальские месторождения железных руд были открыты в 1756 году Петром Рябовым. По наиболее достоверной версии он при помощи местных башкир отыскал «гнездо» бурого железняка, а затем еще десять выходов руды. Работали на рудниках крестьяне-переселенцы из центральных российских губерний, которые основали поселки Рудничный и Катавка. В настоящее время «железная шляпа» бурых железняков (лимонитов и турьитов) полностью выработана и ведется добыча более бедных руд – сидеритов (32 процента железа), которые залегают на глубине около 100 метров. После окончания Великой Отечественной войны Бакальское рудоуправление стало основным поставщиком руды для Челябинского металлургического комбината. В последующие годы, вплоть до настоящего времени, в число потребителей бакальских рудознатцев входит большинство уральских металлургических предприятий, в числе которых Магнитогорский, Орско-Халиловский и Нижнетагильский комбинаты.
Структура Бакальского рудоуправления включает в себя объединенный рудник с открытым способом разработки, в составе которого действуют два карьера, подземный рудник, рудоподготовительный комплекс и вспомогательные цеха. Подземная добыча ведется на шахте «Сидеритовая», оснащенной подземным дробильным комплексом с ленточным конвейером длиной 932 метра. Конечным продуктом комплекса является кусок сидерита фракции 10-16 миллиметров, предназначенный для продажи металлургическим предприятиям в качестве доменного и агломерационного сырья.
…Меня везут на экскурсию на один из бакальских карьеров. Останавливаемся возле знаменитого Шихана, воспетого многими уральскими поэтами. Перед глазами скала высотой с 4-5-этажный дом на месте первозданного горного ландшафта, превращенного в каменную пустыню руками человека. Шихан – кварцитовый останец – название тюркское. В переводе на русский оно означает «островерхая возвышенность, бугор, гребень высоких гор». С разных сторон это каменное чудо природы вызывает фантастические ассоциации. С одной стороны Шихан похож на раскрытую ладонь, с другой – подобен гигантскому льву, зорко смотрящему в уральскую даль.
Карьер тоже впечатляет. Огромная воронка красно-бурого цвета глубиной боле 200 метров на ярком солнце переливается невероятными оттенками. На дно спускается серпантин дороги, по которой на мощных самосвалах «БелАЗ» вывозят изъятую породу.
«Глубоко уходят люди в горы,
Так же, как уходят
в океан.
Тихо-тихо, осторожно
город
Ждет своих подземных горожан…», – от увиденных впечатлений вспоминаются строки уральской поэтессы Риммы Дышаленковой, удивительно точно передающие горняцкую жизнь Бакала.
Уникальные профессии
Подготовку кадров для Бакальского рудоуправления ведет профессиональное училище №31, основанное в 1932 году как горнопромышленное училище, первоначально готовившее машинистов бурильных установок, помощников машинистов тепловозов, экскаваторщиков. Сегодня около 80 процентов рабочих Бакальского рудоуправления являются выпускниками 31-го училища. Уникальность его заключается в том, что это единственное в Челябинской области учреждение НПО, ведущее обучение по специальностям «проходчик», «машинист на открытых горных работах», «ремонтник горного оборудования». Данные специальности считаются специфическими и необходимыми не только в горнодобывающей отрасли, но и в строительстве подземных коммуникаций, трубопроводов, тоннелей и метрополитенов. Кроме этого, ПУ №31 готовит автомехаников, сварщиков, помощников машиниста локомотива, слесарей по контрольно-измерительным приборам и автоматике, мастеров сухого строительства. В училище обучаются 316 студентов, работают 60 преподавателей и мастеров. Работают два компьютерных класса, три мастерские, гараж учебных автомобилей, автодром, библиотека, столовая на 120 посадочных мест.
– Система подготовки рабочих кадров многие годы претерпевала изменения, но цель и задачи ее оставались неизменными: готовить квалифицированных специалистов, востребованных на предприятии, – рассказывает директор училища Юрий Гребенщиков. – А для этого необходимы хорошая материально-техническая база, учебно-методическое обеспечение, соответствие учебных планов и программ квалификационным требованиям и требованиям промышленной безопасности, а также высокая профессиональная подготовка педагогического состава. В соответствии с современными производственными технологиями, потребностями работодателей требуются и качественные изменения в содержании образования и методах организации образовательного процесса. В этих целях за последние годы мы приобрели современное учебно-лабораторное оборудование для обучения по «Основам электротехники и электроники», действующий макет электрического экскаватора, компьютерный класс для программного обучения. Также нами получен комплект учебно-производственного оборудования для подготовки проходчиков (пневмодержатели, пневмоколонка, станок подземный буровой, перфораторы, пневмоподатчик, газохимические анализаторы, самоспасатели). В ближайшее время запланировано приобрести комплект макетов лабораторно-проходческого оборудования.
Тесная связь
с производством
В 2008 году на базе училища открыт ресурсный образовательный центр. Значимость его заключается в том, что он позволит сбалансировать спрос и предложение рабочей силы, повысит качество и оперативность профессионального образования, улучшит ситуацию с трудоустройством и занятостью молодежи за счет получения нескольких смежных профессий.
Руководитель ресурсного центра Елена Антропова показывает мне современные учебные кабинеты и лаборатории. Оборудование приобретено за счет средств губернатора Челябинской области Петра Сумина в рамках реализации национального проекта «Образование». В одном из классов идут занятия по изучению рудодобывающего оборудования, в другом кабинете мне показывают действующую электрическую модель экскаватора ЭКГ-5 (экскаватор карьерный гусеничный, емкость ковша пять кубических метров).
По словам Елены Антроповой, основные цели ресурсного центра – удовлетворение потребности заказчика в высококвалифицированных, мобильных специалистах, достижение качества профессионального образования за счет независимой оценки итогового результата образовательного процесса представителями социальных партнеров, а также повышение доступности качественного профессионального образования, профессиональной подготовки, профессиональное воспитание и воспитание коммуникативной культуры у выпускников.
Создан план развития ресурсного центра на 5 лет до 2012 года, закупается новое оборудование. В ресурсном центре будут обучаться выпускники училища, они обучаются на проходчиков, получают смежную профессию машиниста электровоза 26 человек. Специфика горного производства такова, что рабочий должен владеть несколькими специальностями.
Как считают руководители и специалисты ПУ №31, использование новых технологий в производстве приведет к развитию новых педагогических методов и приемов обучения, нового стиля работы преподавателей, созданию условий для поиска и изучения новых форм и методов преподавания специальных предметов. Ресурсный центр готов оказывать содействие и активно сотрудничать с организациями и предприятиями, имеющими интерес к обучению работников своего производства, поддерживать инициативу преподавателей для совершенствования качества образования. Ресурсный центр обязательно будет использован в образовательном процессе преподавателей-совместителей из числа специалистов-практиков, ведь преподавание специальных дисциплин должно быть теснейшим образом связано с производством. Знание теории и умение применить ее на практике – вот основополагающая цель, которую должен ставить перед собой каждый учитель и мастер производственного обучения. Со временем подготовка кадров непременно должна проводиться с опережением современного уровня производства. У молодежи должны быть все условия для уверенного старта в выбранную специальность.
…Прощаясь, Юрий Гребенщиков дарит мне на память прекрасную книгу-фотоальбом «Небо, камни, легенды», автор которой министр образования и науки Челябинской области Владимир Садырин. В книге мастерски запечатлено все величие и богатство местной природы и творения человеческих рук. «…Бакал – моя росинка, капелька моей России. Мне всегда удавалось влюбить в наш край гостей – москвичей, сибиряков, волжан и петербуржцев, немцев, англичан и американцев…», – читаю я на первых страницах и невольно продолжаю мысль: «теперь вот удалось влюбить и калужанина, корреспондента «Учительской газеты».
Комментарии