Дети – это целый мир. Иногда я задумываюсь: возможно, кто-то из тех, кого я сейчас учу писать, читать и считать, откроет для нашего мира что-то новое, что сейчас кажется неосуществимым… 12 апреля 1961 года летчик-космонавт СССР Юрий Алексеевич Гагарин совершил первый в мире пилотируемый полет в космическое пространство. Никто до этого не совершал подобного.
Юрий Гагарин рисковал жизнью и всем, что у него было, ради открытия неизведанного космоса. В первом интервью после полета у него спросили: «Африка такая же, как на глобусе?», на что он ответил: «Похожа. Глобусу можно верить! Человек свою Землю облазил здорово. Теперь вот космос…» Он был уверен, что теперь начинается новая эра – эра космоса. Задумайтесь, 1961 год. Когда Гагарин был ребенком, не было Интернета с интересными видео и фильмами о космосе, не было сделано столько открытий. Сколько ему пришлось изучить толстых книг и энциклопедий «без картинок», чтобы стать тем, кем он стал! Пройден сложнейший путь. Кто поддержал его? 17‑летний Юрий увлекся полетами после переезда в Саратов, куда он приехал учиться в индустриальном техникуме. Там же будущий космонавт вступил в аэроклуб, где выполнил сотни полетов и налетал десятки часов. Увлечение авиацией продолжилось и в армии: в 1955 году Гагарина отправили учиться в 1‑е военно-авиационное училище летчиков имени К.Е.Ворошилова, которое он окончил с отличием.
Это лишний раз напоминает о том, как важно прислушиваться к интересам детей, вовремя замечать их таланты и поддерживать на протяжении всего пути. Вдруг среди них есть маленький Гагарин? Чтобы привлечь детей к теме космоса и узнать их интересы в этой области, мною был проведен опрос среди первоклассников школы №1381. Вот некоторые из ответов:
– Мне было бы интересно узнать, есть ли жизнь на других планетах, как выглядят инопланетные существа.
– На каких планетах возможно жить в будущем?
– Как возникли наша Галактика и Солнечная система?
– Как функционирует черная дыра?
– Почему созвездия так называются и как их найти на небе?
– Сможет ли каждый человек совершить космическое путешествие?
Как видите, запрос у детей есть. Теперь дело за нами, педагогами. Как ответить на эти вопросы так, чтобы вдохновить детей на дальнейшее изучение космической темы? Один из вариантов – пригласить в класс к ребятам известного космонавта, совершившего полет на ракете и побывавшего в открытом космосе, чтобы он поделился своим опытом освоения космоса. Отдельно можно провести встречу с учеными, занимающимися разработкой того, что нужно для полета в космос. Эти люди смогут ответить на все интересующие ребят вопросы и показать, что космос ближе, чем кажется, и в нем есть место для каждого.
Важно вовремя дать детям возможность проявить себя, быть услышанными и оцененными. С этой целью мы приглашаем к участию в ежегодной школьной научно-практической конференции даже дошкольников, где каждый обучающийся может поделиться своими наблюдениями, совершить научное открытие, провести опыт. Например, ученики моего 1‑го «А» класса готовятся выступить с результатами исследования функционирования черных дыр, они расскажут, как это пространство Вселенной притягивает все приближающееся к себе, и продемонстрируют свой продукт проекта, действующий по аналогии с черной дырой на основе магнетизма. Таким образом, формат школьной научно-практической конференции дает возможность нашим звездочкам проявить себя с малых лет, пробудить интерес к более глубокому изучению темы и подготовиться к выступлению на значимых городских площадках, а для многих и определить свою дальнейшую индивидуальную траекторию развития и обучения.
Третий вариант – летний выездной лагерь. От активистов родительской общественности нашего класса поступило предложение организовать выездной лагерь выходного дня. Мы долго думали, советовались и все вместе решили, что необходимо продолжить развивать тему космоса, которую ребята начали изучать, готовясь к конференции, и сделать лагерь тематическим. Получился наш тематический лагерь «Космические выходные». Лето, палатки, телескоп – забудутся ли такие выходные? Вечером наблюдения за расположением созвездий с комментариями учителя и родителей, кто-то сможет рассмотреть созвездие Центавра или Геркулеса, а кто-то наконец-то запомнит, как определять Большую Медведицу и Малую Медведицу, находить Полярную звезду, и научится ориентироваться по звездному небу. А днем девчонок и мальчишек можно занять разработкой собственных будущих проектов и исследований или просто дать возможность пофантазировать на тему новых неизученных космических объектов и предложить свое объяснение названия созвездий.
Это лишь малая часть того, как приобщают детей у нас на Северо-Востоке Москвы к космосу. Пусть и у вас получится зажечь искорку в глазах маленьких исследователей неизведанных просторов.
Елена ГОЛОВКОВА, учитель начальных классов, классный руководитель 1‑го класса школы №1381
Комментарии