search
main
0

Глобус, компас и ОГЭ

Выставляем координаты успеха по географии для девятиклассников

Окончание учебного года в дистанционном режиме и отмена обязательного государственного экзамена для выпускников 9‑го класса стали неожиданным и неприятным сюрпризом. Да, детям не пришлось сдавать экзамен, а значит, волноваться и переживать, но ведь при этом остались неоцененными их достижения. Как бы там ни было, но успешное преодоление сложностей всегда лучше возможности их избежать. Особенно для активных и любопытных, для тех, кто выбрал географию, готовился, прокладывал путь к успеху и не привык отступать. А таких, как показывает статистика, довольно много. В 9‑м классе география прочно вошла в тройку лидеров среди предметов по выбору и является очень востребованной у молодого поколения.

Наталья КОРЧИНСКАЯ

Естественно, все участники образовательного процесса в будущее смотрят с надеждой и ждут возможности вернуться в очный формат и привычное образовательное пространство. При благоприятном развитии событий уже следующей весной сегодняшним девятиклассникам предстоит, как это и положено, сдавать экзамены, испытывать себя, преодолевать волнения, радоваться успехам. Многие выберут географию, и мы – учителя, родители – должны помочь наилучшим образом организовать подготовку к этому серьезному этапу.

И педагогам, и школьникам не обойтись без новейших учебных пособий по предмету, которые помогут сориентироваться в уровне требований к объему и качеству знаний, повторить курс географии и потренироваться в выполнении заданий. Прекрасным подспорьем при подготовке к основному государственному экзамену является только что вышедший из печати в издательстве «Экзамен» сборник типовых вариантов экзаменационных заданий (Серия «ОГЭ. Тесты от разработчиков»). Авторы пособия – В.В.Барабанов, А.А.Жеребцов – разработчики заданий основного государственного экзамена.

Сборник содержит 32 типовых варианта экзаменационных заданий основного государственного экзамена по географии, составленных в соответствии с демонстрационной версией, размещенной на сайте Федерального института педагогических измерений. Это количество заданий позволит в полной мере отработать основные учебные действия, проверяемые в ходе экзамена.

Материалы сборника могут использовать как учителя для подготовки учащихся к экзамену, так и учащиеся для самоподготовки и самоконтроля.

Ценной составляющей сборника является наличие ответов и детального разбора одного варианта, в котором фактически даны алгоритмы формирования ответов на все задания. Эта вспомогательная информация-инструкция является отличным способом отработки схемы выхода на правильный ответ.

Большая часть заданий ОГЭ по географии выполняется с помощью карт. Атлас как дополнительный научный источник доступен участникам экзамена во время испытания. Но даже самым качественным картографическим материалом надо уметь пользоваться. В разборе первого варианта даются четкие инструкции по прокладыванию «пути» по карте и формулировке ответа. Например, в отношении выполнения задания 2, где требуется указать название субъекта РФ, государства или элемента береговой линии, дается рекомендация, какую карту целесообразно использовать. Раскрывается, как следует рассуждать и действовать при поиске нужного субъекта или природного объекта: определить субъекты, имеющие выход к границе с указанным в задании государством, найти среди них подходящий по статусу или расположению.

В задании 5 нужно ответить на вопрос, какой из перечисленных городов находится в зоне действия циклона/антициклона. Приводится объяснение, как они обозначаются на предложенном фрагменте карты и почему; каким образом осуществить выбор верного ответа.

Такая же универсальная формула приведена и для задания 6. Здесь экзаменуемый должен указать, в каком из населенных пунктов в ближайшее время будет наблюдаться потепление/похолодание. В комментарии содержится пояснение, как связаны погодные изменения с прохождением фронтов и каким образом принято выявлять направление их движения.

Задания 9-12 выполняются с использованием фрагмента топографической карты и требуют применения практических навыков для определения расстояния по карте с помощью масштаба, определения направления, соотнесения отрезка, проложенного на карте, с изображениями профиля территории, а также аргументированного выбора участка для определенного вида использования. В помощь ученикам приведены пошаговые алгоритмы действий, позволяющие обеспечить детям уверенность во время экзамена.

В задании 14 необходимо сопоставить природное явление, описанное в тексте, и субъект, для которого оно характерно. Авторы предлагают простой и удобный способ решения задачи на основе анализа политико-административной карты и карты природных зон (в зависимости от содержания задания используются и другие тематические карты атласа).

Ребята часто испытывают затруднения при выполнении заданий 16 и 18, в которых требуется проанализировать таблицу и климатограмму. Благодаря подробному разбору этих заданий, последовательному пояснению каждого пункта анализа и после проработки этого алгоритма во всех вариантах сборника ученики смогут успешно справиться с этой задачей.

Хочется надеяться, что наступающий учебный год пройдет в штатном режиме под звуки школьного звонка и детский гомон на переменах. Тысячи любознательных ребят захотят испытать себя на экзамене по географии, а данный сборник окажет им в этом существенную помощь.

Наталья КОРЧИНСКАЯ, учитель географии школы №7 г. Симферополя, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2017

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте