Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Позиция

Глаза в глаза, но через монитор

Учительская газета, №27 от 25 января 2021. Читать номер
Автор:

Итоги дистанционки: объективно или слишком радужно?

Необычный учебный год закончился, оценки выставлены. Удалось ли объективно оценить уровень знаний детей? Несколько раз слышала серьезные претензии к тому, как выводились отметки за четверть и за год. Причем недовольство высказывали и родители, и педагоги. (Спокойнее всех реагировали, по моим наблюдениям, сами ученики.)

«У нас всем повально поставили пятерки. Понимаем, что это нереальные результаты, но по текущим отметкам так выходит. Последняя четверть получилась с невероятно высокой успеваемостью. Вроде мы, учителя, радоваться должны, но это же всем ясно, здесь без «посторонней помощи» не обошлось…»

«В нашей школе пошли путем усреднения и поставили за последнюю четверть четверки практически всему классу. Моя дочь должна была окончить на «отлично». Но от педагогов мы услышали, мол, родители участвовали в процессе, оценки нереальные. И чтобы не разбираться, кому помогали, а кто делал сам, пятерки не поставили и тройки тоже. Это удивительно, потому что в девятом классе лично я мало что могу подсказать своему ребенку. И почему решили, хоть дочь раньше училась только на «отлично», а сейчас она расслабилась и стала меньше заниматься? Логика неясна, а обидно. Хотя за год все равно оценка «пять» вышла».

Вооружившись этими и подобными рассказами, я обратилась к директору одного из ведущих в Екатеринбурге образовательных учреждений – гимназии №5 – с просьбой поделиться, как выставлялись отметки.

Галина Панькова

Галина Георгиевна Панькова торопилась на вручение аттестатов. Выпускники в нынешнем году получили документы до проведения итоговой аттестации. Три человека из 112 одиннадцатиклассников воспользовались правом не сдавать ЕГЭ. С аттестатом о среднем образовании они планируют поступать в колледжи. В Свердловской области в 2020 году в средних специальных учебных заведениях возросло количество бюджетных мест. К тому же и раньше при поступлении в колледжи учитывался средний балл аттестата, а не результаты единого государственного экзамена. Но большинство выпускников думают о вузах и намерены сдавать ЕГЭ по уже утвержденному расписанию.

После торжественного мероприятия Галина Георгиевна рассказала о результатах дистанционного обучения в последнюю четверть:

– Мы идем самым простым и верным путем: выполняем приказы вышестоящих органов. Годовые отметки для девятых классов выставляются, исходя из результатов четырех четвертей. Годовые отметки для одиннадцатых классов выставляются, исходя из результатов двух полугодий.

– Тогда провокационный вопрос. И в других образовательных учреждениях, скорее всего, основываются на приказах, вряд ли их кто-то сознательно нарушает. Тем не менее возникают проблемы, взаимные претензии педагогов и учеников. Почему у вас все гладко?

– У каждого учителя существует рабочая программа на год, и последняя четверть по большей части посвящена повторению. Главные темы к этому моменту уже изучены. В апреле и мае проводились в основном запланированные ранее контрольно-диагностические работы.

Могу согласиться с тем, что объективность оценки в последней четверти могла оказаться ниже, но точно знаю, что мои опытные учителя так составляли контрольные, что ребенок должен был выполнять их самостоятельно.

Более того, я считаю, что аттестат об основном общем образовании в этом году более объективный, чем прежде. Государственная итоговая аттестация за курс основной школы, в моем понимании, несколько меняла картину оценок. Ребенок мог стабильно учиться на тройку, а экзамен по непрофильной математике, например, сдавал на четверку или даже пятерку. И объективная картина размывалась. Хорошо сдать ЕГЭ бывает легче, чем упорно заниматься в течение нескольких лет и получать стабильно высокие отметки.

– Как вы оцениваете будущее дистанционного образования в России?

– При исключительных обстоятельствах, эпидемии, как сейчас, каких-либо техногенных явлениях, что тоже может быть, дистанционное образование – прекрасный путь, надежный выход. И раньше нередко школы закрывались на карантин. Например, была острая ситуация по менингококковой инфекции. Уроки в школе не велись недели три, дети занимались дистанционно. Тогда еще не было многих современных образовательных платформ, но с Я.Классом мы уже работали.

Наша гимназия давно перешла на пятидневку с первого по девятый класс. Учебный план не может быть сокращен, и ряд предметов были выведены на дистант: музыка, 1 час физкультуры в неделю, частично русский язык и математика. Так что опыт у нас есть.

Но, конечно, когда вся страна вышла на дистанционное обучение, возникли трудности, причем все участники наступали на одни и те же грабли. В помощь учителям предлагалось большое количество разных платформ. А должна быть единая система, куда зашли бы родитель, учитель и нажатием одной кнопки открыли необходимую страницу. Детям начальной школы без помощи взрослых вообще не удавалось добраться до нужных уроков.

Конечно, дистанционное обучение будет развиваться и совершенствоваться.

Звучало предложение перевести все образование в формат дистанта…

– В моем представлении, дистанционное обучение ни в коем случае не может заменить очное, глаза в глаза.

Конечно, мы верим и надеемся, что 1 сентября дети придут в школу, а не сядут за компьютеры. Первоклассники в свой первый учебный день войдут в реальные классы и познакомятся с конкретной Марией Ивановной или Ириной Николаевной, которые научат их учиться, любить книги, выполнять домашние задания, осваивать навыки социализации.

Марина РОМАНОВА


Комментарии

Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt