Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Взгляд

Глаза, которые мы помним всю жизнь

Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей
Учительская газета, №36 от 7 сентября 2021. Читать номер
Автор:

Хороших учителей и воспитателей в наших образовательных организациях очень много, талантливых – меньше, а педагогов от Бога – единицы. Каждый из нас мечтает, чтобы нашим детям на жизненном пути встретился тот самый учитель от Бога, который не только обучит ребенка основам наук, но и отдаст ему частичку своего сердца. А если он был в нашем детстве, то мы помним его всю жизнь и даже спустя годы с теплотой вспоминаем его уроки и его глаза. Да, именно глаза! Помните этот мудрый, оценивающий и одновременно добрый и нежный взгляд с веселыми искорками? Конечно, помните! Если в вашей жизни попадался учитель с таким взглядом, то вы не забудете его никогда.

Мой первый наставник

Мне повезло. Таких педагогов в моей жизни было трое. Первый – это моя мама Наталья Алексеевна Фоменкова. Молоденькой девочкой она пришла учителем начальных классов в одну из маленьких сельских школ нашего района. Проработала всего год и поняла, что ее призвание в воспитании и обучении дошкольников. Она устроилась воспитателем в детский сад №2, в котором проработала полвека. Помнила всех своих подопечных поименно. Сколько бы времени ни прошло. Я всегда удивлялся, когда великовозрастные мужчины и женщины здоровались с моей мамой на улице, а она называла их ласково по имени: Димочка, Светочка, Коленька, Леночка и т. д. Это для меня они были взрослыми людьми, а для нее оставались прежними шаловливыми и хулиганистыми девчонками и мальчишками, для которых она была второй матерью. Ее воспитанники взрослели, оканчивали школу, выбирали профессию, создавали семьи и рожали детей. И, конечно, своих маленьких детишек они старались устроить в группу Натальи Алексеевны.

Такое уважение не возникает на ровном месте. Профессионализм, творческое отношение к делу и, конечно, любовь к профессии – вот одни из главных составляющих успешной деятельности любого педагога. Моя мама обладала всеми этими качествами. Конспекты для праздников и занятий составлялись в стихотворной форме. С юных лет Наталья Алексеевна сочиняла стихи для детей. В свое время поступала в Литературный институт и с успехом сдала творческий экзамен, который у нее принимала известная детская поэтесса Агния Барто. По семейным обстоятельствам пришлось забрать документы из Литинститута, но стихи сочинять она не перестала. Писала для детей и о детях. Каждое мероприятие, которое проводила Наталья Алексеевна, собирало большое количество зрителей. Папы, мамы, бабушки и дедушки приходили посмотреть на своих чад, которые разыгрывали целые спектакли и декламировали стихи ничуть не хуже профессиональных актеров. За всем этим стояла огромная работа воспитателя. Дети добиваются успехов только в том случае, если успешен и сам педагог, который с ними работает. У мамы вышло в свет восемь книг. В них были напечатаны сценарии праздников, пьесы и развлечения, конспекты занятий, стихи, песни, загадки, сказки. Все это результат многолетней творческой работы автора.

Но главный результат ее работы – это любовь детей. Любовь к своему воспитателю, любовь к человеку, который сумел превратить детский сад в счастливую страну детства. Каждые выходные кто-то из выпускников детского сада навещал ее дома. Мы, домашние, уже привыкли к этому. Понимали, что это часть ее жизни. Такая же важная для нее, как и семья. Она пила с ними чай и смотрела на своих бывших воспитанников взглядом, заставлявшим меня ревновать.

Когда я сам стал учителем, то часто беседовал с мамой уже не как сын, а как коллега. Мы нередко спорили по вопросам воспитания. Я был молодой и бескомпромиссный. Старался доказать, что мои приемы воспитания ничуть не хуже. И если в моей работе с детьми и родителями возникали проблемы, то это явление временное. Мама внимательно меня слушала, пыталась подсказать и как-то раз произнесла фразу, которую я не забуду никогда. «Тебе надо научиться любить людей, а не детей», – сказала она. Тогда я не придал большого значения этим словам. Но сегодня я точно знаю, что это и есть формула педагогического успеха. Любовь ко всем людям, а не только к детям – вот что необходимо нам, современным учителям!

Истинно народный

Вторым человеком, который показал мне, каким должен быть настоящий педагог, стала народный учитель СССР Людмила Серафимовна Рузина. Я пришел в профессию в 1995 году.
Было мне на тот момент 22 года. Как у каждого начинающего учителя, амбиций у меня было много, а вот опыта – мало. С Людмилой Серафимовной я познакомился на одном из исторических конкурсов. Сразу нашли общий язык, несмотря на большую разницу в возрасте. Меня привлекли ее глаза – добрые, любящие и заранее прощающие мои неопытность и категоричность в суждениях. Потом мы довольно часто встречались на олимпиадах, семинарах, заседаниях районного методического объединения историков. И каждый раз эти встречи давали мне намного больше, чем лекции в педагогическом институте. Она могла доступно объяснить мои профессиональные промахи. Без снобизма и покровительственного тона рассказывала, как правильно вести уроки, как готовить учеников к олимпиадам и экзаменам. Я долгое время не знал, что еще в Советском Союзе Людмиле Серафимовне было присвоено почетное звание «Заслуженный учитель РСФСР», а впоследствии и «Народный учитель СССР». Нигде и никогда она не обмолвилась ни словом об этом. Учитель по призванию, а не по званию – именно эти слова достаточно точно характеризуют ее как педагога.

Непрерывно училась сама и требовала этого от других. На курсах – за первой партой, на методическом объединении – самый внимательный слушатель. Вроде бы зачем ей это? За плечами огромный опыт, заслуженные награды и высокие звания. Ан нет! Учиться, учиться и еще раз учиться. Эту ленинскую фразу я слышал от нее не раз.

Ученики не отставали от своего учителя. Ее воспитанники были постоянными победителями и призерами олимпиад разного уровня. Активно участвовали в краеведческом движении. Иначе и быть не могло. Если учитель одержим любовью к своей малой родине, посвящает свою жизнь служению ей, то и ученики впитывают это чувство. И это естественно! Родилась Людмила Серафимовна в городе Горьком, но потом ее семья переехала в деревню Тургенево, которая навсегда стала для нее родной. Вместе с детьми изучала историю деревни, собирала материал для экспозиций будущего музея. Сегодня тургеневцы по праву гордятся школьным музеем, созданным усилиями Людмилы Серафимовны и ее учеников.

Я благодарен судьбе за то, что она в нужный момент свела меня с человеком, который смог мне, молодому тогда педагогу, объяснить, что учитель – это прежде всего не тот, кто учит, а тот, кто учится сам.

Учитель навсегда

Начальная школа… Много ли мы помним из того, что было в 1-4‑х классах? К сожалению, нет. Память избирательна. Через много лет на вечерах встречи выпускников звучат истории и воспоминания о чем угодно, но не о начальных классах. Часто бывал на таких встречах и как учитель, и как ученик. Мало кто из вчерашних школьников мог подробно рассказать о своих проказах в первом классе, но зато все прекрасно помнили свою первую учительницу. По-другому и быть не может. В большинстве своем в начальной школе работают учителя, для которых школа как дом родной, а класс как семья. Дети безумно любят такого педагога. Увидев на улице, радостно бросаются обниматься, приглашают на день рождения, доверяют свои тайны. Целых четыре года учитель не спускает с них глаз. Когда нужно, похвалит, если что-то не получается, подскажет и поможет, когда необходимо, пожурит. И так вплоть до конца 4‑го класса. Но есть педагоги, которые и после окончания начальной школы остаются наставниками для своих учеников. Один из таких учителей работает в моей школе. Когда Лариса Николаевна Райкова набирала первый класс, то все родители старались записать своих детишек только к ней. Другие педагоги работают ничуть не хуже. Но тогда почему такая очередь в класс Ларисы Николаевны? Дело все в том, что она не работает с детьми, она живет ими! Вот и весь секрет. Обучить азам педагогической профессии сможет любой педагогический вуз. А вот отдавать себя всю, без остатка детям – этому не учат ни в одном учебном заведении. Это дается только Господом, и Лариса Николаевна получила частичку этого божьего дара. Для нее нет мелочей. Она знает все про своих подопечных: с кем живут, что едят, о чем мечтают. Не на­игранный, а искренний интерес к личности ребенка, к его жизни помог ей завоевать детские сердца и остаться в них навсегда.

Я несколько раз наблюдал со стороны, как Лариса Николаевна разговаривала со своими учениками. Кого-то отчитывала за плохое поведение, с кем-то просто беседовала по душам. Я не слышал слов, которые она говорила детям. Шум и гам, царящий в начальной школе на переменах, знаком многим учителям. Но я видел ее глаза в тот момент. Все понимающий и все прощающий взгляд, который невозможно забыть. И ребенок смотрел не в пол, а в глаза своего учителя и понимал, что его не ругают, его учат. А учат, потому что любят.

Разные люди, разные судьбы, но всех их объединяет одно. Они Учителя с большой буквы. Каждый педагог хочет быть именно таким. И для этого надо научиться отдавать всего себя людям. Отдавать свои знания, свою нежность и доброту. А главное – любить надо всех людей, любить и уметь прощать.

Григорий ФОМЕНКОВ, Владимирская область


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту