Слово «урок», наверное, самое употребляемое в лексиконе учителя. Говоря о педагоге, мы всегда представляем его дающим урок. Но ведь можно взглянуть на ситуацию под другим углом и представить учителя в роли получателя этого самого урока. Жизненного урока, который ему преподала работа в школе.
Таким вопросом, к слову, озадачил своих пользователей один из сетевых ресурсов. Ответов набралось более 50, и надо заметить, что педагоги не поскупились на откровенность. Например, кто-то написал, что понял: нельзя ничего откладывать на потом, нужно все делать сразу.
Еще один учитель признался, что шутка «Кто не умеет работать, тот учит, как надо работать, а кто не умеет учить, как надо работать, тот учит, как надо учить и как надо работать» – это вовсе не шутка, а правда школьных будней, поскольку в его жизни встретилась такая директор, которая с ошибками писала и имела слабое представление о том, что такое методика преподавания. А вот в наставлениях, как надо работать, ей равных не было.
Другой педагог сообщил, что не нужно делать работу за других, потому что «кто везет, на том и едут», «чем больше пашешь, тем больше грузят». А его коллега дополнил: «Квалификация и большой опыт в ИТ обернулись лишь заваливанием работой!» В то же время преподавание в школе научило еще одной истине: «Хочешь, чтобы было хорошо, сделай сам!»
Три человека из пожелавших высказаться воскликнули, что столкнулись с тем, что любая инициатива наказуема, а главное в школе – молчать. Кто-то с горечью посетовал, что его главным уроком стало понимание, что «выбирать профессию надо головой, а не сердцем». Другой коллега согласился: «Надо было вовремя получить другую специальность и уйти». Еще одним жизненным уроком для кого-то явилась уверенность, что «незаменимых нет, но есть неповторимые, но за них тоже не особенно держатся».
Один педагог признался, что работа в школе научила его «позитивному пофигизму». Например, не делать сразу то, что «прилетело» от администрации. Возможно, через день это уже не будет нужно. Тем более что всего не успеешь сделать никогда.
Многие учителя написали, что вывели для себя важную формулу: «Сам себя не полюбишь, никто спасибо не скажет». Поэтому нужно ко всему относиться спокойно, меньше переживать, пусть все идет само собой. На их взгляд, важно уважать себя и свое время. Мало того, нужно как можно больше проводить его с семьей, а не с работой. Главное в жизни человека – это здоровье и родные! Одна учительница с грустью заметила, что поняла это, увы, после 36 лет работы.
Кто-то из педагогов поделился таким открытием, и его в этом поддержали несколько коллег: «Оценка – это всего лишь цифра, а не показатель объективности знаний. Отметка может быть низкой, но если ребенок старается и очень хочет исправить то, что он наворотил по своему неразумению, нужно всегда предоставить шанс… даже если это «дитя» мотало тебе нервы всю четверть».
И конечно, многие подписались под тем, что еще одним уроком, полученным на работе в школе, стало мудрое решение: «Не жалей о том, что было. Учись прощать».
Наталья АЛЕКСЮТИНА, Санкт-Петербург
Комментарии