search
main
0

Главный приз – выбор жизненного пути. В Курске прошел VI Международный фестиваль-конкурс незрячих музыкантов-исполнителей

В конце прошлого года в Курском музыкальном колледже-интернате слепых Министерства труда и социальной защиты РФ проходил VI Международный детско-юношеский фестиваль-конкурс незрячих музыкантов-исполнителей. В нем приняли участие 75 детей и подростков – инвалидов по зрению в возрасте от 8 до 18 лет из 37 регионов России, а также Беларуси, Украины, Казахстана и Узбекистана.

– Лауреаты конкурса были награждены ценными подарками – различными электронными гаджетами, которые пригодятся им в жизни и в творчестве. Но мне думается, что главный приз в нашем конкурсе – это выбор жизненного пути многими его участниками, – рассказывает директор колледжа-интерната, заслуженный работник культуры РФ Станислав Попков. – Самые популярные специальности для незрячих и слабовидящих – массажисты и музыканты. Но между этими специальностями есть существенная разница. Успешно освоить массаж можно и в зрелом возрасте. А для музыкального творчества целесообразна ранняя профессиональная ориентация. Большинство музыкантов (вне зависимости от их зрительных возможностей) уже в детстве выбирают свой жизненный и профессиональный путь. Участие в конкурсе для мальчишек и девчонок, приехавших в Курск, стало знаковым событием. Многие их них подходили ко мне и говорили о своем желании поступать в наш колледж и другие профильные высшие и средние специальные учебные заведения. Все без исключения лауреаты нашего конкурса занимаются в детских музыкальных школах. Это очень важный аспект. Именно в детской музыкальной школе (детской школе искусств) ребенок может получить начальное музыкальное образование на солидном, фундаментальном, профессиональном уровне. Индивидуальные занятия с частным педагогом или посещение какого-нибудь музыкального кружка, хора и т. д. не заменят детской музыкальной школы. Для незрячих детей программа музыкальной школы должна быть дополнена изучением нотной системы Брайля. Незрячие музыканты, как правило, не могут играть с листа, т. к. при игре почти на всех музыкальных инструментах задействованы обе руки. Но это не значит, что слепому человеку не надо знать нот! Вдумчивый, осмысленный процесс работы над произведением предполагает изучение нотного материала.- Станислав Георгиевич, а если в музыкальной школе нет специалиста, который смог бы ознакомить маленького человека с «нотным Брайлем»?- К сожалению, в некоторых регионах мы сталкиваемся с такой проблемой. Некоторые незрячие дети хорошо читают и пишут по Брайлю, но нотной грамотностью так и не овладели. Важно, чтобы специальные (коррекционные) школы для слепых и слабовидящих детей наладили контакты с музыкальными школами своего региона. Обучение музыке незрячего человека исключительно на слух – это погружение в глубокое Средневековье. В древности слепые музыканты на слух осваивали музыкальные инструменты. В наше время такой подход неприемлем. – До недавнего времени в мире существовало всего два специализированных музыкальных учебных заведения для инвалидов по зрению: консерватория имени Яна Дейла в Праге и ваше учебное заведение. В рамках процесса инклюзии чешская консерватория в прошлом году отказалась от своего специализированного статуса и стала общедоступной. Вы не опасаетесь, что подобная судьба может постигнуть и Курский музыкальный колледж-интернат слепых?- Я исключаю, что подобная ситуация произойдет в России. И это не только моя личная позиция, но и позиция Министерства труда и социальной защиты. Суть инклюзии состоит в том, чтобы дать возможность людям с инвалидностью учиться во всех без исключения учебных заведениях, работать на тех же рабочих местах, что и соотечественники без ограничений по здоровью. На самом деле в обычных музыкальных училищах и вузах учится немало инвалидов по зрению. Однако должны существовать и специализированные учебные заведения.Далеко не все незрячие и слабовидящие парни и девушки могут учиться в обычном вузе и колледже, жить в общежитии в отрыве от родительской семьи… У нас студенты обеспечиваются бесплатным трехразовым питанием, всесторонней медицинской помощью. У нас имеются штатные социальные работники, которые проводят реабилитационную работу.- Но не создаются ли таким образом для студентов тепличные условия, своеобразное «инвалидное гетто»?- Никакого гетто здесь нет. Наоборот, за четыре года, проведенных в нашем колледже, незрячие студенты становятся более самостоятельными, обретают уверенность в себе, закаляют силу воли (а это качество не менее важно для музыканта, чем талант). Ребята начинают самостоятельно ходить по городу с белой тростью, пользоваться общественным транспортом, приобретают знания и навыки в самых разных областях, в том числе в сфере компьютерных технологий.После окончания колледжа значительная часть наших выпускников поступают в высшие музыкальные учебные заведения или сразу же начинают профессиональную деятельность. Диплом колледжа – так же как и любого другого профильного среднего специального учебного заведения – позволяет работать преподавателями детских музыкальных школ. Незрячие и слабовидящие музыканты обладают навыками преподавания и детям-инвалидам, и здоровым детям. – Ваш колледж ведет свою историю со школы незрячих баянистов, созданной в 1945 году. Как изменялось учебное заведение за эти годы и десятилетия?- Мы гордимся тем, что колледж является ровесником Великой Победы. Школа незрячих баянистов была открыта в Курске в феврале 1945 года, когда вся территория Советского Союза уже была освобождена от врага, до окончательной Победы оставалось всего несколько месяцев, а с фронта на Родину потянулись десятки тысяч искалеченных, в том числе ослепших, воинов.В 1954 году на базе школы баянистов было открыто Курское музыкальное училище-интернат слепых. До 1971 года в нем действовало только отделение народных инструментов. Потом набор инструментов расширился. Появились фортепьяно, духовые и струнные инструменты. Мы стали готовить профессиональных вокалистов и хормейстеров. В последние годы большое внимание стало уделяться компьютерным технологиям. Студенты могут приобрести навыки аранжировщиков, звукооператоров, звукорежиссеров. Также у нас можно приобрести профессию настройщика клавишных инструментов, настройщика и ремонтировщика баянов.Заслуженного работника культуры РФ Петра Васильевича Дудошникова с полным правом можно назвать патриархом Курского музыкального колледжа-интерната слепых. Он старейший преподаватель этого учебного заведения и по возрасту, и по стажу работу. Родился будущий музыкант в Сибири, в Кемеровской области, в городе Ленинск-Кузнецке в 1946 году. Незрячий с рождения.В 1963-1967 годах был студентом (в то время говорили «учащимся») Курского музыкального училища-интерната слепых. Показал себя в качестве яркого, талантливого баяниста. Сразу же после окончания родного учебного заведения был приглашен на должность преподавателя. Его педагогическая карьера продолжается уже почти пятьдесят лет. Петр Васильевич воспитал сотни юных баянистов. – Петр Васильевич, какие качества, необходимые для настоящих баянистов, вы стремитесь воспитать в своих учениках?- Кроме технических навыков владения инструментом для баяниста важны темперамент, выразительность, эмоциональность, кураж. Настоящий баянист – это лидер! Он должен быть человеком энергичным, волевым, в хорошем смысле слова шебутным и рисковым. Его задача состоит в том, чтобы «завести», зажечь публику, повести ее за собой.Мне довелось не только пообщаться с Петром Дудошниковым, но и познакомиться с его учеником. Павлу Ожегову из города Коряжма Архангельской области восемнадцать лет. Незрячий с рождения. В сентябре 2015 года он начал учиться в Курском музыкальном колледже-интернате слепых.В родном городе Паша учился в обычной средней общеобразовательной школе. Он самостоятельно освоил систему Брайля. Трудолюбивый, увлеченный музыкой мальчик не только успешно занимался в средней школе, но и окончил полный курс детской музыкальной школы по классу баяна. Обучение велось только на слух, так как никто в его маленьком северном городке не мог обучить юного музыканта нотной системе Брайля.В сентябре 2014 года Павел был награжден высокой общественной наградой – знаком «Горячее сердце», учрежденным Фондом социально-культурных инициатив под руководством Светланы Владимировны Медведевой, супруги премьер-министра РФ. Знак «Горячее сердце» – это выражение признательности детям и молодым людям до 23 лет, которые, несмотря на юный возраст, уже успели проявить гражданское мужество, отвагу, силу воли, милосердие, бескорыстие, упорство в преодолении трудных жизненных ситуаций.Павел был награжден не только за музыкальные таланты, но и за активное участие в работе городского общества инвалидов города Коряжма, где он на общественных началах стал одним из организаторов и активных участников хора.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте