search
main
0

Главный предмет

Несколько лет я преподаю в школе экономику. Большую помощь в подготовке к урокам я получаю и от еженедельного приложения к “Учительской газете” “Открытый урок. Введение в рыночную экономику”. Знакомлю с публикациями своих учеников. Как правило, они не только прочитывают сами материал, но и охотно откликаются на предложение сделать о нем сообщение перед классом.

Уроки экономики в школе, как я понимаю, должны развить у подрастающего поколения осознание важности умения учиться. Это умение становится в настоящее время основной формой накопления капитала и рассматривается в качестве понятия “человеческий капитал”. Ответственность за использование своих личных ресурсов – физических, интеллектуальных, эмоциональных – вот основное экономическое решение каждого ученика. По-моему, очень удачную идею в этом направлении предложил когда-то Андрей Платонов в своем рассказе “Песчаная учительница”:

“Оборудовав кое-как школу, выписав самое необходимое из округа, Мария Никифоровна через два месяца начала ученье.

Ребята ходили неисправно. Придут то пять человек, то все двадцать.

Наступила ранняя зима, такая же злобная в этой пустыне, как и лето. …Крестьяне заскорбели от нищеты.

Ребятам не во что было ни одеться, ни обуться. Часто школа совсем пустовала. Хлеб в селе подходил к концу, и дети на глазах Марии Никифоровны худели и теряли интерес к сказкам.

К Новому году из двадцати учеников двое умерли, и их закопали в песчаные зыбкие могилы.

Долгие вечера, целые эпохи пустых дней сидела Мария Никифоровна и думала, что ей делать в этом селе, обреченном на вымирание. Было ясно: нельзя учить голодных и больных детей.

Крестьяне на школу глядели равнодушно, она им была не нужна в их положении. Крестьяне пойдут куда угодно за тем, кто им поможет одолеть пески, а школа стояла в стороне от этого местного крестьянского дела.

И Мария Никифоровна догадалась: в школе надо сделать главным предметом обучение борьбе с песками, обучение искусству превращать пустыню в живую землю”.

Идею этого рассказа я переношу в наше время и понимаю как ориентир в подготовке школьников. Она должна быть нацелена не на абстрактные знания, а на овладение конкретными навыками и понятиями, которые встречаются в жизни, в частности и в экономике. Например, права потребителя и законодательство о защите прав потребителя; налоги, обязанности налогоплательщика и Налоговый кодекс, о котором постоянно сейчас мы слышим из средств массовой информации; роль государства в экономике и статус безработного, его социальная защита.

Ответы именно на такие вопросы я хочу получить от своих учеников на экзамене. Последний включает два компонента: письменный и устный.

В каждом варианте наряду с письменно выполняемой работой по тесту включен устный ответ на одну из следующих пяти тем:

Потребитель и государство. Следует раскрыть понятие “потребитель”, какова его роль в экономических системах различного типа, какова роль государства в защите интересов потребителя. От ученика требуется знание закона “О защите прав потребителя в нашей стране”.

Адам Смит и его “Исследование о природе и причинах богатства”. Теория физиократов и меркантилистов.

Производство. Виды фирм. Формы конкуренции. Понятие “производительность” и от чего она зависит. Постоянные и переменные издержки.

Экономика и труд. Сдельная и повременная системы оплаты труда. Понятие “тариф”. Доходы и расходы. Уровень жизни. Показатель ВВП и доход на душу населения. Налоги.

Деньги и экономика. Функции денег. Деньги как товар. Посредники на рынке денег. Понятие “депозитный” и “кредитный процент”. Виды вкладов. Банковские резервы.

Оценка за экзамен складывается из баллов, полученных учениками по двум составляющим:

1) тест – 1 балл за каждый правильный ответ. Всего 24 балла;

2) устный рассказ. Критерии: развитая речь, глубокое понимание темы, использование терминов из курса, обоснованность своей позиции – 5 баллов по каждому показателю.

Всего – 20 баллов.

Максимальное количество баллов – 44. Оценка “5” может быть поставлена при 2 ошибках в тесте, т.е. 22 балла, и 18 баллов за устное выступление: 44 балла – 40 баллов. Оценка “4” – 21 балл за тест + 17 баллов за рассказ = 38 баллов – 36 баллов. Оценка “3” – 35 баллов – 24 балла.

Тамара БЕЛОВА,

преподаватель экономики и граждановедения школы # 159

Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте