search
main
0

Главный кодекс нашей жизни Первейшая проблема преподавания прав человека – подготовка самих учителей

Должно ли изучение прав человека быть включено в школьные программы? Каким образом? В каком возрасте? Как? Кто должен подготовить преподавателей? Уже накопился значительный опыт – и зарубежный, и отечественный. Именно в решении этих вопросов предлагает нам свою помощь проект Организации Объединенных Наций “Содействие развитию образования в области прав человека”.

Вспомним ситуацию, которая имела место быть в ряде развитых стран в середине XX века, и попытаемся спроецировать ее на нашу действительность. 60-70-е годы в истории большинства западноевропейских стран, США и Канады отмечены серьезными экономическими трудностями, вызвавшими инфляцию, валютно-финансовый, экологический кризисы и другие негативные явления.
Эти же процессы вызвали миграцию населения, рост безработицы, разрыв социальных связей, разрушение привычного уклада жизни. Особо следует подчеркнуть, что в общей массе безработных в эти годы в странах ЕЭС, как отмечали экономисты, молодежь составляла 42%, причем это были люди, не имевшие работу по два или три года.
В целом экономический кризис и направленные на его преодоление серьезные экономические и социальные реформы вызвали небывалую до той поры активизацию молодежных движений. Появились битники, хиппи, рокеры. Сотни юношей и девушек бросили дом, школу, работу. Началось массовое “шатание” из города в город, из страны в страну. Распространялись наркомания, алкоголизм. Ситуация во многом напоминает ту, что складывается в нашей стране.
Что же касается школьной системы образования, то общественные дисциплины находились также в состоянии глубокого кризиса. В США, Канаде, большинстве стран Европы уменьшение числа школьников и увеличение безработных из числа молодежи, окончивших или ушедших из школ, приводили, по мнению профессора Йоркского университета Я.Листера, к сокращению школ, с одной стороны, и подготовке молодежи к ненадежному будущему – с другой.
Многие политики полагали в этой связи, что наиболее желательно получение знаний по математике, родному языку, а изучение общественных наук в основном (и политических, в частности) является излишним и даже разрушительным. Некоторые ученые поддавались пессимизму. Так, например, Говард С.Мехлингер писал в 1981 г., что, “возможно, общественные науки даже умрут, а мы будем слишком заняты, чтобы заметить это, и не пожелаем признать этого”.
Указанные причины поставили правительства и общественность западных стран перед необходимостью подумать о формировании новой системы ценностей в воспитании молодежи, о введении в школьные программы новых курсов, помогающих молодому человеку избежать любых вариантов неадаптации в современном мире. Это обусловило появление в конце 60-х годов большого количества развивающих программ-проектов в области общественных наук, таких, как социальное образование, общественные знания и гуманизм. В 70-е годы разрабатывались проекты обучения по гражданскому и политическому воспитанию. 80-е внесли новые проекты, связанные с образованием в области развития, мультикультурным воспитанием (или межкультурным), воспитанием молодежи в духе прав человека, а также в духе мира и взаимопонимания.
Воспитание в духе прав человека является новейшим среди всех вышеуказанных направлений и поэтому, к сожалению, имеет незначительную исследовательскую базу. На протяжении ряда лет проходили встречи экспертов, малозначительные рекомендации следовали друг за другом, но многое, что было написано по данным вопросам, носило теоретический и предполагающий характер.
Совершенно очевидно, что выживание человечества сегодня, как никогда ранее, зависит от его нравственного совершенствования. Соответственно господствующим принципом является признание приоритета общечеловеческих ценностей. Личность стоит выше государства и не может рассматриваться как его вспомогательное орудие, а право служит обеспечению свободы человека, что неминуемо приводит к совершенствованию самой личности, развитию моральных и духовных принципов в обществе.
Проблемы образования и общественного совершенствования всегда тесно связаны. Само время сделало эти проблемы насущной потребностью общества, поскольку кардинально новый этап развития нашего государства напрямую связан с ростом его интеллектуального, культурного и нравственного потенциала. Не случайно на современном этапе развития образование становится более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства и рассматривается как один из важнейших факторов национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина.
Стоящие перед сферой образования актуальные задачи и способы их решения требовали от мирового сообщества активного участия в сотрудничестве и реализации основных прав человека в образовании. Всеобщая декларации прав человека стала главным кодексом поведения, благодаря которому процессы продвижения, защиты и реализации прав человека достигли значительных результатов за небольшой период истории. Безусловно, велика в этом заслуга международного сообщества и его главного центра – Организации Объединенных Наций.
При рассмотрении образования как инструмента для реализации прав человека создается благоприятная ситуация для создания справедливого и достойного будущего наших детей.
В целях содействия развитию образования в области прав человека ООН осуществляет специальную программу, способствующую решению ряда проблем, связанных с преподаванием прав человека в российских школах. Одной из наиболее сложных на сегодняшний день проблем преподавания прав человека является подготовка учителей. В связи с этим в рамках программы в нескольких регионах Российской Федерации с мая прошлого года проходили семинары и обучающие тренинги для учителей и администраторов школ, а также преподавателей и студентов высших учебных заведений. Их проводили на базе НОУ “Гуманитарно-правовой колледж” Москвы, Уральского государственного профессионально-педагогического университета, Института психологии и педагогики развития СО РАО г. Красноярска и Центра развития гражданских инициатив г. Воронежа.
Цикл семинаров, проведенных с мая 2001 года, показал, что характерными чертами при их проведении являются:
Создание определенных, эффективно действующих команд лекторов, состоящих из специалистов: юристов, социологов, психологов, философов, педагогов, медиков, ученых-исследователей, ученых-практиков, сотрудников некоммерческих организаций, правозащитников и др.
Каждый региональный проект, связанный с проведением семинаров, имея свои специфические особенности, все-таки включает в себя основные этапы развития:
– теоретическое обоснование проблемы прав человека, рассматриваемой в ходе занятий (как правило, на первом семинаре, проводимом в регионе);
– изучение особенностей, связанных с реализацией отдельных прав человека;
– разработка или изучение отдельных образовательных моделей, возможности их реализации в отдельно взятом регионе или учебном заведении.
При проведении всех семинаров следует выделить сочетание теоретического и практического материала: программы проведения семинаров строятся (формируются) по следующему принципу: теоретические знания должны иллюстрироваться реально существующим отечественным или зарубежным опытом.
На каждом из проведенных семинаров лекторами был сформирован пакет раздаточного материала.
На каждом семинаре присутствуют представители других регионов.
И вместе с тем каждая из региональных баз имеет свои особенности. НОУ “Городской гуманитарно-правовой колледж” уделило большое внимание пропаганде и распространению знаний о правах человека и содействию достижению конституционной цели становления правового государства. Для освещения этой проблемы на семинар были приглашены доктор юридических наук, член Конституционного суда РФ Борис Эбзеев, доктор юридических наук Феликс Рудинский и др.
Одной из важнейших форм взаимодействия с участниками семинара была работа по группам, которая заключалась в обсуждении тем прослушанных лекций, а также в рассмотрении заявленных руководителями групп вопросов. Таким образом, участники сессии были вовлечены в активное обсуждение проблем, прояснение сложных правовых понятий и терминов, используемых докладчиками. В рамках сессии был проведен проблемный семинар “Возможность использования материалов по правам человека в образовательном процессе в средней общеобразовательной школе”, где участники имели возможность поделиться своим собственным опытом работы по преподаванию прав человека в своей школе. Было отмечено, что бесспорной истиной является то, что преподавание должно вестись активными и интерактивными методами. Но, к сожалению, и это отмечали многие учителя, не все из них ими владеют. Поэтому при проведении следующей сессии, учитывая пожелания участников, организаторы старались больше внимания уделить и методическому, и теоретическому аспектам изучаемого материала.
Именно эту проблему пытается решить Уральский государственный профессионально-педагогический университет при проведении своих семинаров “Учиться учить правам человека”. Занятия проходят в форме лекций, лекций-бесед, диспутов и дискуссий, “круглых столов”, работы в малых группах. Одно из выездных занятий проводилось в Уставном суде Свердловской области. Слушатели имели возможность получить практику работы на компьютерах, в том числе с использованием интернета.
Но особое внимание было обращено на занятия доктора педагогических наук, члена-корреспондента Академии гуманитарных наук Наталии Элиасберг. Разработанная под ее руководством система правового образования в школе содействует более полному решению вопросов гражданского воспитания и правового образования учащихся. Внедрение целостной инновационной системы нацелено на становление правовой культуры и гражданского самосознания личности. Курс, уже прошедший апробацию в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, может быть использован и в других регионах Российской Федерации.
Большое внимание было уделено профилактике безнадзорности несовершеннолетних. Для Екатеринбурга стала традиционной операция “Безнадзорные дети”, проводимая при поддержке правоохранительных органов, работников здравоохранения и социальных служб, педагогов и психологов. На сегодняшний день в Свердловской области открыто большое количество детских приютов, центров помощи семье и детям, интернатов. Возможно, что именно это содействовало тому, что уровень преступлений, совершаемых несовершеннолетними в Екатеринбурге, по сравнению с 1996 г. снизился на 25%.
Особого внимания заслуживают и семинары, проводимые в Красноярском крае на базе Института психологии и педагогики развития. Цикл семинаров по теме “Специфика образования в области прав человека для учителей, работающих во второй и третьей ступени общеобразовательных школ и с подростковыми группами” включает в себя несколько содержательных уровней:
1) Образование в области прав человека в оппозиции к юридическому образованию. Предметом обсуждения являются различающиеся аспекты содержания юридического и правового образования.
2) Особенности правозащитной деятельности в области прав ребенка. Материалом семинара служат cases – реальные правовые ситуации в учебных заведениях края. Участники семинара самостоятельно разрабатывают учебный материал и обсуждают возможности его использования в школьных курсах.
3) Правовое пространство школы как условие и средство профилактики зависимых форм поведения в условиях учебного заведения. Участники проектируют правовую деятельность школы, профилактику зависимых форм поведения и правозащитную практику.
Целью данного курса является изменение школьной атмосферы, школьного уклада, определение идеологии прав человека в школьной жизни.
Сегодня мировая общественность, педагоги-практики, ученые, общественные и политические деятели вплотную подошли к идее создания школы прав человека. Эта идея еще находится в стадии становления. Однако уже сейчас в ряде международных документов сформулированы ее основные принципы:
1. Основные структуры школы и ее практическая деятельность будут концентрировать внимание на воспитании ценностей, которые утверждают идеи прав человека: свободу, терпимость, справедливость, уважение.
2. Школа будет уважать права человека и фундаментальные свободы всех ее членов, учеников и учителей, признавая, что они имеют права, как любой человек.
3. Все имеют равное право на указанные свободы, соответственно никто не должен дискриминировать кого-либо по признаку расы, религии, возраста, пола, социального статуса или рода.
4. Никто в школе не должен быть предметом насилия или нечеловеческого обращения или наказания.
5. Любому наказанию должен предшествовать надлежащий процесс и справедливое слушание.
6. Каждый будет иметь право свободы мнения и его выражения, а также право на мирные собрания и объединения. Учащиеся смогут объединяться в группы, достойно отстаивая свои интересы с позиций прав человека.
7. Образование, реализуемое в школе, будет направлено на полное развитие человеческой личности.
8. Через свои структуры и программы школа будет содействовать развитию понимания, терпимости, дружбы между людьми разных национальностей, этнических и религиозных групп. Она будет помогать учащимся в приобретении навыков и умений, необходимых для создания мирных социальных изменений.
9. Она будет признавать, что каждый имеет обязанность и ответственность, так же как права и свободы, и что каждый будет нести ответственность перед школьным сообществом и обязан уважать права и свободы других.
10. Школа осознает, что права и свободы, обязанности и ответственность взаимосвязаны и что в отношениях между правами и свободами одного человека и правами и свободами другого могут возникнуть спорные вопросы. Школа будет осваивать культуру разрешения конфликтов и будет иметь процедуры, дающие право сделать конфликты и спорные вопросы продуктивным и позитивным вкладом в ее развитие и диалектикой, облегчающей их собственное решение.
Таковы принципы создания и деятельности новой школы, модель которой в настоящее время пока еще является проектом. Тем более отрадно, что в российской системе образования уже делаются первые шаги по реформированию, изменению школьного климата, школьного уклада с позиций прав человека.
При проведении уже первых семинаров выделилась проблема, требующая решения и в данном регионе, и в стране: “Подготовка специалистов в области профилактики аддитивных форм поведения в условиях школы”. На наш взгляд, именно актуальность и своевременность ее реализации является решающим фактором того, что региональные власти поддержали данные начинания красноярских учителей.
Несомненно, опыт всех трех региональных команд заслуживает более серьезного изучения для организации деятельности новых региональных семинаров.

Ирина АХМЕТОВА,
кандидат педагогических наук,
вице-президент Межрегиональной ассоциации
“За гражданское образование”

Контактная информация

Координатор Проекта ООН
“Содействие развитию образования
в области прав человека” – Алена ПАВЛЫЧЕВА
E-mail: proobraz@mtu-net.ru
http://www.proobraz.ru
125315, Москва, а/я 28. “Проект ООН”.

Материалы, опубликованные в рубрике “Твое право”, поддерживаются в рамках Проекта ООН “Содействие развитию образования в области прав человека”.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте