Подходит к концу первый год реализации национального проекта «Образование». С чисто формальной стороны его итоги таковы: 10 тысяч учителей получили гранты по 100 тысяч рублей, три тысячи инновационных школ стали обладателями миллиона рублей. Завершен конкурс по поддержке талантливой молодежи, ребята получили премии. Кроме того, проведен конкурс инновационных вузов, и в общей сложности 5 миллиардов рублей уйдут на их поддержку. Обеспечивается доплата за классное руководство. Но главное заключается в том, что нацпроект обеспечил, на мой взгляд, серьезный старт системным изменениям в образовании. Во-первых, система образования стала более открытой обществу. Активное участие в ней стали принимать гражданские институты и профессиональные союзы. Второе: благодаря нацроекту нам удалось существенно продвинуться в определении того, что такое хорошо и что такое плохо в образовании, какого учителя можно считать хорошим, а какого плохим, что такое программа развития вуза. Эти критерии, к которым нам удалось прийти с участием не только образовательного сообщества, но и всего общества в целом, могут быть применены не только в рамках нацпроекта. И третье – нам удалось определить и опробовать новые подходы к организации финансирования системы образования. Это касается в первую очередь перехода к нормативно-подушевому финансированию, когда деньги выделяются не в связи с исторически сложившейся схемой, не по количеству учителей и школ, а исходя из числа учеников. Кроме того, в рамках национального проекта было привлечено внимание к качеству работы учителя, включая воспитательную работу.
Новые подходы к оплате труда потребуют менее формальных критериев в аттестации педагогов. Я думаю, что было бы хорошо, если бы в вопросах аттестации общественность принимала максимально активное участие, чтобы в это включились и родители, и общественные организации.
В рамках нацпроекта была сделана также ставка на лидеров, на тех, кто способен на практике реализовывать системные изменения в образовании.
Главный позитив нацпроекта, на мой взгляд, заключается в том, что идеи по изменению образования начали реализовываться на практике, причем они подкреплены соответствующим материальным ресурсом. Я хочу напомнить, что объем средств, которые вкладываются в нацпроект, несравним с общим объемом финансирования образования. Он составляет всего 5-6 процентов от общего консолидированного бюджета в образовании. Но при этом, поскольку были найдены действительно чувствительные точки, эти небольшие средства смогли катализировать существенные изменения образования. Мы будем продолжать работать в этом направлении. По крайней мере, я на это надеюсь.
Хотел бы также отметить активность бизнеса в реализации нацпроекта «Образование». Так, при проведении конкурса инновационных вузов треть конкурсной комиссии составляли представители таких крупных российских компаний, как «Газпром», «Русский алюминий», «Северсталь», «Базовый элемент». Бизнесмены были и в составе экспертных комиссий. И я бы сказал, что они сыграли очень важную роль в определении того, кто является лидером среди инновационных программ развития. Сегодня бизнес в лице РСПП, «Деловой России» активно участвует в разработке стандартов нового поколения для всех уровней профессионального образования: начального, среднего и высшего.
Если же говорить о том, что мы должны улучшать, так это в первую очередь информационное обеспечение проекта. На сегодняшний день существует еще много мифов, которые не соответствуют реальности, которые ничем не подкреплены. Был, к примеру, такой миф, что конкурсы на лучших учителей создадут непреодолимую вражду между педагогами, что в школах начнутся обиды. Как мы и ожидали, премии лучшим учителям были восприняты положительно всем педагогическим сообществом.
Есть несколько направлений, которые мы не учитывали в этом году и которые добавятся в следующем, в частности, это касается поддержки систем начального и среднего профобразования. Мы сейчас планируем, что на эти цели из федерального бюджета будет выделен 1 миллиард 800 миллионов рублей. Столько же средств по условиям конкурса добавят регионы и частный бизнес. В общей сложности это составит 3,6 миллиарда рублей. Мы считаем, что победителей должно быть не менее 60, то есть в среднем на каждый инновационный проект должно расходоваться примерно 60 миллионов рублей. В 2008-2009 годах планируем увеличение расходов со стороны федерального бюджета до 2 миллиардов рублей. Предполагаем, что где-то около 200 учреждений будут поддержаны в рамках этого проекта. Эти учреждения будут ресурсными центрами, которые станут основой для обновленной сети начального и среднего профобразования по всей России.
Кроме того, мы немного отстаем по работе, связанной с подключением к интернету, и по созданию национальных университетов. В будущем необходимо учитывать важность четкого нормативного обеспечения каждого шага проекта.
Следующий год будет отличаться от 2006-го не только новыми направлениями реализации ПНПО и лучшим нормативным и информационным обеспечением. Важным фактором успеха нацпроекта в 2007 году должно стать активное участие в нем нового экспертного сообщества: учителей-победителей и директоров школ – получателей грантов. Именно они должны оказывать все большее влияние на выработку методических рекомендаций, создание новых программ, экспертизу учебников.
Аналогичные процессы должны происходить и в области профессионального образования.
Опыт победителей, их наработки должны быть в первую очередь востребованы на региональном и муниципальном уровнях в каждом образовательном учреждении. Именно эффективная и качественная работа всех звеньев образовательной цепи и является целью модернизации российского образования.
Комментарии