search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Рособрнадзор предложил проверять школы на добросовестность Ученые узнали, как работает мозг школьников и взрослых людей при чтении текстов на русском языке Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Эксперты рассказали, может ли учитель поставить двойку за опоздание на урок Президент РФ высказался по вопросу отмены ЕГЭ Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница Липецким школьникам преподают «Окружающий мир» на нестандартных занятиях В Минобороны выбрали всеармейского «Педагога года» Школьников приглашают в Эрмитаж рассказать о своей Родине в рамках конкурса проекта «Я живу в России» «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн Демонстрационный экзамен, приложение к диплому, «Профессионалитет»: что Минпросвещения делает для развития СПО
0

Главный цвет повсюду – серый . Но если любишь, солнце одолеет его

«Правда – хорошо, а счастье лучше» Александра Островского – пьеса светлая, лишенная трагизма, даже нежная, и все в ней – любовь и о любви, и факт остается фактом: наверное, пьеса, о которой идет сейчас речь и которая только что блистательно поставлена на сцене Малого театра прекрасным режиссером Сергеем Женовачем, принадлежит действительно к самым романтическим произведениям великого нашего драматурга.

Написана она в 1876 году, в самый трудный творческий период. Ставить ее тоже непросто, потому что ничего экстраординарного в ней не происходит.

Драматург верен себе – его герои по-прежнему живут в Замоскворечье, и громадный, огороженный серым забором двор купеческого дома словно излучает на весь зрительный зал удивительно свежий запах громадных зеленых яблок, которые в изобилии растут на наших глазах и которые буквально с упоением таскает для собственной продажи из дома и сада ворюга-садовник (человек, между прочим, редкого обаяния – таков уж актер А. Клюквин)… Обычность богатого, но скучного дома богатой купчихи, сын которой – гуляка и транжир, а ко всему прочему еще и вдовец – вынужден постоянно плясать под мамашину дудку. А мамаша-то как хороша! Дородная, белотелая, величественная, властная Мавра Тарасовна Барабашева – и играет ее такой Евгения Глушенко. Причем Мавра Тарасовна и купчиха, что говорится, первый сорт, но где-то внутри ее затаилась минувшая когда-то любовь, нет, не к мужу, мужа уже тогда в живых не было. К солдатику, которого она не видела уже Бог знает сколько лет…

А рядом с Маврой тоскуют, понимая, что вряд ли им удастся быть вместе, совсем юные внучка купчихи (Поликсена – И. Леонова) и мелкий служащий – полунищий вдовий сын Платон Зыбкин (Г. Подгородинский). Вот любовь другого вида – страстная, открытая, а порой и отчаянная (вот, пожалуй, единственный порыв отчаяния в спектакле). И вообще каждый персонаж в этой комедии не просто заинтересовывает зрителя, но и интригует. Особенно Фелицата (Л. Полякова), нянька Поликсены, приказчик Мухояров (Г. Дронов) и уж, разумеется, купеческий сынок-гуляка и сам купец без денег, которые хранит мамаша, – Амос Панфилыч Барабашев (В. Низовой)…

Как это всегда у Островского, все персонажи плотно завязаны драматургически, тесно спаяны. Но есть в этой пьесе и в этом спектакле персонаж совершенно поразительный, который невольно перевернул вверх дном весь накатанный быт замоскворецкого «замка», в котором главный цвет – серый (метафора!), и лишь по ночам встает над забором желто-розовая луна… Так вот, с появлением в доме «ундера», чтобы охрана усадьбы была особенно величественная, начинается самое красивое и доброе, что до поры прячется в этой очень доброй (повторю!) пьесе о любви. А «ундер», то есть отставной унтер-офицер Сила Ерофеич Грознов, – это главная звезда, главное откровение в этой премьере Малого театра. Его играет Василий Бочкарев, и буквально каждой его фразе или жесту радуешься, поражаешься да просто влюбляешься в него, как и все персонажи пьесы, не говоря уже о вспыхнувшей памяти о прошлой когда-то любви Мавры Тарасовны. Достаточно вспомнить, как Грознов идет на свидание к Мавре с собранным им самим скромным букетом полевых цветов, – честное слово, слезы на глаза накатываются. И ведь нет ни в одном эпизоде с Грозновым желания сыграть сладкую мелодраму, хотя ход сюжета вполне на нее настраивает. И разговоры… Какие разговоры – истовые, как бы сказал Василий Шукшин… Слушаешь и радуешься, улыбаешься, веришь, что у героев (а уж молодых-то в первую очередь) все всенепременно хорошо сложится.

Добрая пьеса, теплая, по-настоящему нежная, хоть купчиха все равно не изменит себе до конца, но Грознов ее здорово заставит посмотреть на себя по-новому…

А мы по-новому смотрим знакомую пьесу, переполненную песнями и романсами, очаровывающую изящной цветовой гаммой, где все вроде решено в основном сером тоне, а приглядишься – и непременно хоть мысленно солнце проглянет…

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте